На судне «Витим» закончился пожар. Никто не пострадал. Все вовлеченные в эту историю официальные лица (от Морспасслужбы до транспортной прокуратуры) уже прокомментировали ЧП. Не хватает лишь двух комментариев: бывшего главы ФАС И. Артемьева и его экс-зама А. Цариковского
Промысловое судно «Витим», на борту которого находились 30 членов экипажа, загорелось 6 марта в Японском море в 12 милях на траверзе острова Аскольд. Моряки попытались потушить пожар, но из-за сильного задымления им не удалось этого сделать. По решению капитана экипаж покинул «Витим» на спасательных плотах. Морякам оказало помощь судно «Алчан». Оно доставило пострадавших во Владивосток. В это время «Витим» продолжал гореть. Пожар был ликвидирован 8 марта силами Морской спасательной службы, а судно – взято на буксир. При этом на корме промысловой палубы наблюдался белый дым, а крен составлял 45 градусов.
13 марта Морспасслужба сообщила, что «Витим» отбуксирован к причалу на острове Русском и передан владельцу, а именно – владивостокскому ООО «Пасифик Краб». Транспортная прокуратура выясняет причины ЧП.
К счастью, пожар произошел недалеко от берега при относительно спокойной погоде, а рядом находилось судно, которое оперативно пришло на выручку. Случись пожар в иных условиях, история могла бы закончиться менее благополучно.
«Но причем здесь господа Артемьев и Цариковский, упомянутые в начале публикации?» – спросите вы. Чтобы ответить, отмотаем историю назад. В 2018–2019 годах ряд центральных СМИ выпустили разоблачительные сюжеты о крабовом бизнесе. Помимо прочего в них утверждалось, что краболовные компании используют устаревший флот, подвергая свои экипажи опасности. В качестве экспертов по этой теме выступили тогдашний глава ФАС Игорь Артемьев и его заместитель Андрей Цариковский. Вот два их высказывания тех лет.
«Сегодня мы имеем технически устаревший, постоянно ремонтируемый рыбопромысловый флот. Средний возраст основной его части приближается к 30 годам, то есть сверх нормативного срока эксплуатации. Такой флот не способен работать на полную мощность. А каково рыбакам работать на таких судах? Условия работы ужасные, зарплаты низкие», – заявил Игорь Артемьев в интервью «Российской газете».
«Надо получать нормальную, честную прибыль, а не хозяйствовать на старых лоханках, добивать оставшуюся инфраструктуру, а нормально зарабатывать деньги», – поддержал своего шефа Андрей Цариковский в передаче НТВ «Рыбовладельцы».
Вывод, который делали из вышесказанного оба этих государственных мужа, заключался в том, что необходимо заменить исторический принцип распределения квот на аукционы, тем самым привлечь в отрасль новые, более добросовестные компании. При этом явно подразумевался известный московский рыбопромышленник Глеб Франк.
В результате (не без участия ФАС) у традиционных добытчиков краба забрали половину квот, которую затем продали с аукционов в октябре 2019 года. По итогам аукционов в этом бизнесе образовался новый игрок в виде ГК «Русский краб», которая входит в состав Русской рыбопромышленной компании Глеба Франка. Теперь «Русский краб» называет себя крупнейшим добытчиком краба Дальнего Востока. И это так. Его общая квота на 2021 год – 12,86 тысячи тонн, из них 5,5 тысячи тонн – королевские крабы.
На сайте «Русского краба» трудно найти информацию о том, из каких фирм состоит эта группа. Однако здесь опубликован список судов, по которому можно вычислить участников данной ГК: «Пасифик Краб» (тот самый, который владеет судном «Витим»), «Т-краб», «Примкраб» и другие. По логике Артемьева и Цариковского, это те самые предприятия новой волны, которые должны противопоставить себя «старорежимным» крабодобытчикам и «старым лоханкам».
Теперь, используя Российский морской регистр судоходства, посмотрим, насколько современный флот у новичков. Средний возраст судов «Пасифик Краб» – более 27 лет, в «Т-краб» – более 26 лет, в «Примкрабе» – более 30 лет. А что там говорил Игорь Артемьев о возрастной проблеме флота? Еще раз цитирую: «Средний возраст основной его части приближается к 30 годам, то есть сверх нормативного срока эксплуатации. Такой флот не способен работать на полную мощность. А каково рыбакам работать на таких судах?»
Например, упомянутый «Витим» построен в 1990 году в Корее. Ему – уже тридцатник. А о том, каково рыбакам работать на таких пароходах, можно судить по недавнему пожару.
Так вот, хотелось бы задать Игорю Артемьеву (ныне помощнику председателя Правительства России) и Андрею Цариковскому (все еще заместителю руководителя ФАС) следующие вопросы. Как они оценивают текущую ситуацию в крабовой отрасли? Сильно ли на этом промысле улучшились условия труда, благодаря аукционам? Чем новые игроки, использующие «старые лоханки», лучше прежних?
Кто-то может возразить: компании, пришедшие в крабовый бизнес в результате аукционов, еще не успели развернуться, они только сейчас могут заказать строительство судов. Однако предприятия, у которых отнимали квоты, тоже строили и строят флот, но это не мешало ФАС обвинять их во всех тяжких. Может, не в «старых лоханках» дело, а во владельцах квот? Поменяли владельцев – и сердце успокоилось?
Сергей НИКОЛАЕВ
P. S. Кстати, постулат сторонников крабовых аукционов о том, что продажа квот с молотка вернет российского краба в «родную гавань», увы, не оправдывается, а даже наоборот: отечественная продукция все больше тяготеет к рынку Китая. Так, «Русский краб», несмотря на пандемию, нарастил в 2020-м объем поставок в КНР до 3,1 тыс. тонн, что вдвое выше показателя 2019 года.
В 2021 году «Русский краб» вошел в состав Российско-Китайского делового совета. Как заявил гендиректор «Русского краба» Александр Сапожников, его предприятие стремится «максимально раскрыть потенциал к расширению взаимодействия с бизнесом КНР», «расширить географию потребления краба в Китае». «Русский Краб» также экспортирует свою продукцию в Южную Корею, Японию и США.
Новость не о чем!!!
ГК «Русский краб» на российских верфях строят 10 краболовов!
Назовите краболовную фирму которая строит столько судов???
Не одной!
Конкуренты фирмы заложили строительство судов до 3единиц.
Вот когда построят свои 10 судов, тогда посмотрим. А колхоз им. Ленина уже построил на Камчатке новую фабрику и три судна, строит четвертое. А у него квоты отнимали в пользу тех, кто еще только решил вложиться в постройку.
Колхоз тоже получил инвестиционную квоту,и тоже отобранную в его пользу.
Квоту отобранную в его пользу… у него же самого. Колхоз просто вернул то что у него отняли. И потом, инвестквота — это белорыбица и объемы не великие. Это никак не восполнит колхозу потерю крабовых квот. Более того аукционы объявили в тот самый момент,когда предприятие вложило все свободные средства в свои инвестпроекты и еще взяло кредиты, рассчитывая в том числе на краба. Его этими аукционами просто загнали в долговую ловушку. Вот так у нас «поддерживают» отрасль.
«Зенит» уже больше года на промысле. И это новый проект, а не корпус СРТМк сделанный с фабрикой под краба.
Да не….,понятно что что строят 10 судов.Но смысл то в чём? Русское море по началу кричали,что браконьеры выловили все биоресурсы.И кормят всех кого угодно,только не русский народ.Ну и что?….. Теперь они в переди планеты всей,а воз и ныне там.Можно подумать морепродукты теперь стали доступны простому обывателю.Ничего подобного.Даже те же браконьеры,они сами заработали свой ,хотьне честный капитал,но всё же заработали.А новые ребята ,просто получили кредит опятьже из варованных денег,.Спросите что за деньги?.Да пример-Тимченко,раз и сказочно богат.Ну и остальные папы и мамы этих ,ну очень умных детишек.К чему катимся…..не известно.НО 37-й УЖЕ НАСТУПИЛ ОДНОЗНАЧНО!! и вас,товарищ редактор могут пригласить на собеседование)))) потому-что у вас статейки такие )))
Его не пригласят! Он сдался давно ! Хоть хвалебные статьи жуликам не пишет и то хорошо. Не заплатили Кирилл ?
Кирилл, крабовая мафия иссякла!!!
Пора закрывать ваш сайт!
Мафия бессмертна. Просто старая мафия ушла, новая только нарисовалась. Что будет дальше? Поживем, увидим.
А пока пусть наш сайт хранит историю браконьерства. Иначе люди забудут, кто здесь «ураганил» в течение предыдущих 30 лет.
Готовишь журналиский подвиг ? А как же Михнов, Козлов, Шахнагаев и т.п. Они что только нарисовались ?
Говоришь пожуём увидим ? Это навряд ли можно назвать жизнью.
Читайте Господа!!!
Счетная палата нашла нарушения в крабовых аукционах
Аудиторы пришли к выводу, что с их появлением на рынок не вышли новые игроки, а начальная цена на ВБР была существенно занижена
Читайте на http://WWW.SAKHALIN.KP.RU: https://www.sakhalin.kp.ru/daily/27259/4390434/
https://www.sakhalin.kp.ru/daily/27259/4390434/