У берегов Камчатки процветает браконьерство под видом «двойного» промысла. Кто его остановит?
«Если говорим о Западно-Камчатской подзоне и о крабе, не будем себя обманывать — там идет массовое браконьерство», — заявил во время сентябрьского визита на Камчатку глава Росрыболовства Андрей Крайний.
Мы так привыкли к подобным утверждениям, что уже не задаемся вопросами: каким образом браконьерство стало массовым и почему его никто не остановит? Может, пришло время спросить об этом?
О «черных» и «серых»
По классификации А. Крайнего, браконьеры у нас делятся на организованных и неорганизованных. Такое разделение относительно. Ведь промысел в любых масштабах, будь то одно судно или целый флот, требует организации. «Рыбаков удачи» делят и по-другому: на «черных» и «серых». Первые идут в море без всяких разрешений, под иностранным флагом и воруют откровенно. У вторых тактика более продумана и эффективна. Например, они работают под видом промысла иных биоресурсов (это называют «двойным» промыслом). То есть компания получает разрешение на лов, скажем, трески, но отправляет в рейс судно, вооруженное крабовыми ловушками. Потому что крабовыми ловушками ловить треску «удобнее». Нетрудно догадаться, что на самом деле эти орудия лова будут использованы по прямому назначению.
Фокус простой, но государство покупалось на него очень долго. Наконец, в 2012 году А. Крайний открыто признал, что это обман. Однако суда, которые якобы ловили треску, спокойно доработали до конца года. Только в декабре Государственная морская инспекция, которая до этого проверяла их неоднократно, но не находила повода для претензий, обвинила некоторых (далеко не всех) капитанов «тресковой» флотилии в нарушениях. Правда, обвинила не в том, что они добывали краба под видом промысла трески, а в том, что добыча трески велась крабовыми ловушками (хотя на тот момент это было не запрещено).
И вот прошло более полугода, но ничего не изменилось. В сентябре 2013-го А. Крайний во время визита в наш край снова заявил, что у берегов западной Камчатки процветает «массовое браконьерство». Кто же эти злодеи, о которых говорит глава Росрыболовства и которых никто не может остановить?
«Капитан», «волк» и другие
В первых числах августа 2013 года четыре камчатских промысловых судна — «Капитан Басов», «Саяны», «Бристоль» и «Тигиль» — покинули Южную Корею. Первые три направились во 2-й Курильский пролив. Четвертое — в Камчато-Курильскую подзону, где провело больше недели в территориальных водах, в районе скопления камчатского краба. К началу сентября все четверо прибыли в Западно-Камчатскую подзону. Прибавим к ним еще два судна – «Камчатка» и «Волк Арктики», которые пришли сюда похожим маршрутом.
Таким образом, примерно в одно и то же время у западной Камчатки, в районе скопления камчатского краба, собралась флотилия из шести судов. Логично предположить, что они прибыли для добычи упомянутого краба, чей промысел здесь наиболее удобен. Но официально такого, конечно, быть не может. Ведь лов этого вида будет открыт, скорее всего, только через год.
Чем же занимались эти добытчики? Если верить их отчетам на начало сентября, «Волк Арктики», «Камчатка», «Капитан Басов», «Бристоль» проделали свой неблизкий путь для того, чтобы стоять и ждать, когда им дадут разрешение на промысловую деятельность. А «Тигиль» и «Саяны» производили некие операции (траление, поиск), но не показывали никакого вылова. При этом все шестеро сообщали, что имеют на борту неразделанную мороженую сельдь, которую обычно используют как наживу для краба.
Теперь чуть подробнее о перечисленных судах. Начнем с того, что они заточены на добычу краба. Об этом красноречиво говорит их прошлое. Взять, к примеру, «Тигиль». До 2000 года этот крабовый процессор назывался «Фиер Си» и работал на ЗАО «Марина Ич». Был уличен в неучтенном вылове краба в 1998-м. После конфискации является собственностью РФ, но взят в аренду ООО «Алеут».
«Саяны» и «Бристоль» (бывшие названия «Ольский рыбак» и «Гидрограф») принадлежали холдингу «Восточные рыбные ресурсы». В 2003-м «Ольский рыбак» был задержан после перегруза неучтенной крабовой продукции, но вскоре вернулся на промысел. После ареста руководителей холдинга в 2007-м суда сменили названия и владельцев. Сейчас оба принадлежат ООО «Чатка».
Если верить Российскому морскому регистру, «Алеут» и «Чатка» зарегистрированы в Петропавловске по одному адресу (ул. Ленинградская, 33-А), как и владелец судна «Капитан Басов» ООО «Беринг».
(Судя по недавним сообщениям местного управления ФСБ, к этой группе компаний также имеет отношение ООО «Волна», которое 2 года назад арендовало конфискованный краболов «Флинт», после чего судно пришлось объявить в розыск).
«Камчатка» — краболов почти легендарный. Под прежним названием «Ария» он неоднократно попадал под арест. В 2002-м его конфисковали. В 2004-м Росимущество передало судно в аренду компании «Морская звезда». Спустя 1,5 года его задержали с незаконной крабопродукцией на борту. Теперь арендатор «Камчатки» — ООО «Мидель». А собственником остается Российская Федерация. В прошлом году «Камчатка» была в числе флота, который сообщал, что ловит треску крабовыми ловушками.
В отличие от упомянутых судов, «Волк Арктики» пока не приобрел широкой известности на Дальнем Востоке, но лиха беда начало. До прошлого года это судно работало в Северном бассейне, было собственностью ООО «Димас» из Архангельска (нынешний хозяин — ООО «Рыбартель «Вилючинск»). Летом 2012-го оказалось в Пусане, оттуда совершило переход в Петропавловск, а из Петропавловска — в Западно-Камчатскую подзону, практически в тот же район, что и в 2013-м. Тогда «Волк Арктики» пробыл на промысле до середины октября, сообщая, что ведет вылов трески на глубинах более 200 метров (суточный вылов, который был указан в отчетах, вряд ли мог обеспечить рентабельный промысел). При этом координаты позиционирования процентов на 50 соответствовали глубинам 100 и менее метров: там как раз относительно мелководный участок, за 12-мильной зоной, в координатах, где много краба.
Не эти ли суда и компании имел в виду А. Крайний? Кто знает…
Внимание постоянное, анализ детальный. Результат нулевой?
Продолжу цитировать главу Росрыболовства: «Когда мы откроем западную Камчатку для рыбаков, у которых есть договоры, они будут нашими первыми помощниками в борьбе с браконьерами по одной простой причине. Потому что браконьеры у них вырывают кусок хлеба изо рта, отнимают бизнес, обрушивают цену на рынках».
Конечно, легальные рыбаки окажут посильную помощь в борьбе с браконьерством. Но не стоит переоценивать их возможности. Остановить незаконный промысел могут и должны, в первую очередь, те, кто за это получает деньги.
Здесь уместно привести выдержки из интервью начальника погрануправления ФСБ по Камчатскому краю Сергея Щербакова агентству «Fishnews». Итак, суда, осуществляющие добычу краба под видом промысла рыб, т.е. суда «двойного» промысла, находятся в зоне постоянного внимания пограничников. По словам С. Щербакова, в отношении такого флота в разы усиливаются контрольные функции: «В ходе контрольно-проверочных мероприятий на таких судах, в первую очередь, рассматривается возможность «двойного» промысла, в связи с чем детально изучается и анализируется промысловая деятельность судна, его конструктивные особенности, орудия лова (промысла), с целью оценки возможности их «двойного» использования и т.д.».
Что ж, постоянное внимание, усиление контрольных функций и детальный анализ – это хорошо. Но не пора ли перейти к конкретным действиям?
Кирилл МАРЕНИН
нашел в гугле пару информаций о «волке арктики»
Это о том когда и как он оказался в России:
«Рыбак Севера», 16 марта 2006
В начале марта в Архангельский порт прибыло судно, пугающее своим названием, — «Волк Арктики». По информации, полученной в рыбном порту, известно, что это краболов, построенный в 1982 году на иностранной судоверфи. Его длина — 51 метр, ширина — 11 метров, мощность двигателя — 2000 «лошадок». Экипаж 32 человека, в основном — дальневосточники. На борту — 86 тонн камчатского краба. Рыбацкое судно приобретено в Исландии фирмой «Димас», зарегистрированной в Архангельске. Цель прихода в наш порт — перевод судна под Российский флаг.
Дальневосточники, попав в чужие для них края, коротали вечера в ресторанах и барах. И, конечно, отвечая благодарностью внимательному слушателю, были словоохотливы.
- Для вас, северян, промысел краба — дело новое. Когда рыбоохрана разрешила его добычу в Баренцевом море, от желающих поработать на промысловых участках тесно не было. Активность проявила дальневосточная «СЗРК-компания», то есть мы. Понятно, что нас учить этому делу не требуется: десятилетиями камчатский краб кормил нас и поил…
http://www.arhpress.ru/sevryb/2006/3/16/16.shtml
а вот о том кому он принадлежал и почему сменил владельца:
Сайт БК55, 02 сентября 2013
В рамках банкротства омского ООО «Димас» проданы рыболовные суда «Волк Арктики» и «Эридан», … Краболов-ярусолов «Волк Арктики» и морозильный сейнер-траулер (СТМ) «Эридан» ушли с торгов 21 августа. Построенный в 1982 году в Дании «Волк Арктики», базирующийся сейчас на Тихом океане, купила «Рыболовецкая артель «Вилючинск», а вот застрявший в Норвегии «Эридан» (построен в 1986 в Германии) достался землякам (а может быть, и не просто землякам) прежних хозяев — омскому ООО «Партнер»…
«Волк Арктики» ушел за 9 миллионов 328 тысяч, «Эридан» с оценкой в 5 миллионов 718 тысяч был продан за 6 миллионов 289 тысяч 800 рублей. Все же весьма низкая в общем цена на океанские пятидесятиметровые суда объясняется их крайне неудовлетворительным состоянием… физический износ — от 70% («Волк Арктики»)…
подконтрольное отцу и сыну Александру (бывший омский вице-губернатор ) и Дмитрию Грохотовым ООО «Димас», занимавшееся ловом и оптовой продажей рыбы, начало банкротиться еще в 2009 году с общим долгом в 897 миллионов 200 тысяч рублей. Из них около 40% — задолженность по кредиту. Этот кредит когда-то был взят в «Связь-Банке» другой фирмой, контролируемой семьей Грохотовых, — ООО «Фишери Групп» — на строительство в Солнечном рыбоперерабатывающего комбината. ООО «Димас» же выступало поручителем по кредиту, заложив в итоге свои суда. «Фишери Групп» тоже давно обанкротилась…
http://bk55.ru/news/article/21433
Да нет, Кирилл, это для пограничников не флотилия! Что такое 6 судов: Они и флотилию Гонтахера, численностью свыше 20 штук (если вместе с транспортами) в упор «не видели». Говорят же нам, глупым: постоянное внимание, усиление и анализ. А больше ничего и не ждите. Им больше делать ничего не разрешают!
Вспомни, как ловко в 2010 г. эти же пограничники подставили под удар акросовский «Талдан» и вывели из дела эту же «Камчатку». Ты думаешь, они это сами придумали? Да нет,так приказано. А потом «Талдан» конфисковали, а купил его кто? Правильно, то же ООО «Мидель», хозяин краболова «Камчатка» Ну это уже было в качестве плевка в лицо всем нам, кто пытался правду искать в этом свинарнике. При всём моём крайнем неуважении к Крайнему вынужден согласиться с ним в том, что в море царит откровенный и махровый бандитизм. Но, разумеется, под пристальным вниманием, постоянным контролем, и детальном анализе тех, кто должен его искоренять. Ну, в общем, вертикаль.
По конусным крабовым ловушкам и двойному промыслу. Это явление выявили работники КчФ ЦСМС, направили в СВТУ и СВПУ официальные письма об этой проблеме еще года 3 назад. И только теперь она зазвучала. А вот что удивительно, в прошлом году, в канун 31 декабря, ЦСМС сократило по штату троих (их всего и было — 3) экспертов, которые и занимались выявлением нарушений правил ведения промысла судами. Работу они проводили эффективно, результаты были достойные. Информация о всех выявленных нарушениях отправлялась в СВТУ,СВПУ и в центральный аппарат. Как результат — их то и сократили! Вот такие тенденции…
Ну ты и даешь. Расскажи для начала кого именно сократили из центра мониторинга и за что их решили сократить. А потом и медали будем вешать тем кто достойно заслужил их. Знаком один человек мещающий обществу (далее — ЧМО), которого сократили. Так он так тянул с людей барыши, для того чтобы не писались официальные птсьма в СВТУ,СВПУ и в центральный аппарат, что обнаглел в конец, вот люди и приложили руки для того чтобы их сократили
А информация то у вас достоверная??? Или вы сами ему платили до поры до времени, а потом посчитали, что лучше побольше заплатить и повыше, чтобы единоразово решить проблему. Нет человека, а лучше должности, нет проблем. Эти должности ввел товарищ Свяжин, он настаивал постоянно, чтобы работа и анализ промысловой обстановки велись постоянно. А когда стал руководителем бывший начальник отдела СВТУ через полгода уволили: заместителя начальника филиала, заместителя начальника аналитического отдела, 2-х экспертов, а третьего пересадили в другое кресло и запретили любые телодвижения. Все кто работал и реально что-то делал, все остались за бортом. И не надо говорить, что деньги брал, в конец обнаглел, крышевал. Говорите конкретно с доказательствами и с именами, а если это только ваши догадки не пи$дите.
Одна из основных задач достигнута. ЧМО выкинули оттуда. Но это только начало…)))))
«Капитан Басов», «Саяны», «Бристоль» и «Тигиль» продолжают по прежнему находиться в районе без какого либо основания, кстати 26 сентября 2013 при облёте побережья западной камчатки погранияной авиацией был замечен серый транспорт Рый в бухте Квачина рядос с «Капитаном Басовым» никакие действия предприняты не были т.е. проще говоря отпустили. Хотя вывод очивиден что делать транспорту по удобным флагом на севере камчатки рядом с одним из судов которое которое находится в «ожидании» на крабовых изобатах. Информация достоверная легко проверяемая, повод ля очередной статьи Кирила Маренина.
Слышал звон да не знаешь где он. Рый -глюки у тебя. Там был обнаружен птр РЫСЬ!!! Судно абсолютно не имеющее отношения к рыболовству, занимщееся грузоперевозками. Его кстати пограничники после обнаружения с самолета осмотрели.
Рысь несла флаг рф и мела все регистровые документы.