Умри, но не нарушь границу

Что должен сделать капитан, если его судну грозит потенциальная опасность? Дождаться, пока жизнь экипажа не окажется на волосок от гибели, и только потом принимать меры (хотя может быть уже поздно). Иначе ему грозит уголовное преследование. Именно к такому выводу пришел городской суд Петропавловска, который рассматривал дело капитана транспортного рефрижератора (ТР) «Финский залив».


Ничто не предвещало беды

28 апреля 2009-го ТР «Финский Залив» покинул порт и после пограничного оформления пересек госграницу, выйдя из территориального моря в исключительную экономическую зону.
5 мая судно находилось на рейде поселка Озерновский в ожидании указания судовладельца, оставаясь в экономзоне. В этот момент поступил неблагоприятный метеопрогноз. Капитан Юрий Шматок решил войти из экономзоны в терморе, чтобы переждать непогоду поближе к берегу, где меньше глубина и якоря держат надежней.
Для этого ему пришлось снова пересечь границу, о чем капитан предупредил Северо-Восточное пограничное управление (СВПУ) электронным письмом. А также поставил в известность диспетчерскую портопункта «Озерная».
Спустя два дня, выполняя распоряжение пограничных властей, «Финский залив» пошел к мысу Лопатка, чтобы принять там с другого судна представителя Камчатской государственной морской инспекции СВПУ. «Финский залив» шел по территориальному морю. В терморе на него пересел сотрудник инспекции. После чего ТР вернулся на прежнее место стоянки.
11 мая судовладелец приказал следовать к Северным Курилам на приемку рыбопродукции. Снова перейдя границу, «Финский залив» направился в указанный район с инспектором на борту.
За все это время ни пограничное управление в целом, ни инспектор в отдельности не предъявляли капитану каких-либо претензий. И ничто не предвещало ему беды. Но когда ТР выполнил рейсовое задание, Ю. Шматок вдруг узнал, что обвиняется в незаконном пересечении государственной границы с умыслом.
Далее последовало все, что подобает в таких случаях – задержание судна, административное дело в отношении судовладельца и уголовное дело в отношении капитана, которому в 61 год на горизонте замаячило суровое наказание вплоть до лишения свободы. Заслужил ли он это?

Дождитесь шторма, потом спасайтесь

Повторимся, когда 5 мая капитан завел судно в территориальное море, опасаясь плохой погоды, он сообщил об этом в СВПУ электронным письмом. Позже выяснилось, что письмо по техническим причинам не пришло по назначению. Поэтому пограничники постановили, что «Финский залив» пересек границу незаконно – без предупреждения и разрешения.
Но вопрос в том: должен ли был капитан вообще слать пограничникам упомянутое письмо?
Закон о госгранице допускает вынужденное пересечение границы без лишней проволочки в силу чрезвычайных обстоятельств.
Можно ли считать таковыми обстоятельства, которые заставили капитана «Финского залива» пойти на пересечение границы? Представитель обвинения заявил на суде, что нет, так как 5 мая шторм еще не грянул.
Адвокат в качестве контраргумента привел российские и международные морские законы, начиная с Устава службы на судах рыбопромыслового флота. Из них следует, что капитан обязан защищать судно и экипаж от потенциально опасных ситуаций до того, как эти ситуации реально возникнут.
С этой точки зрения даже неблагоприятный прогноз погоды является чрезвычайным обстоятельством, при котором капитан вправе зайти в терводы, не дожидаясь особого позволения. Иначе ему придется заниматься уже не обеспечением безопасности судна, а борьбой за его живучесть.

Нарушение, которого не было?

Стоит сказать, что ТР «Финский залив» одно из крупнейших судов в России. Парусность у него высокая, особенно когда нет полезного груза (а его тогда не было). Маневренность при сильном ветре и высокой волне низкая. Более того, у судна из двух двигателей работал только один. Выходит, Ю. Шматок действительно был вынужден поскорее укрыться у берега от греха подальше.
Затем он сделал все, что полагается по закону после вынужденного пересечения границы. А по закону о госгранице (статья 9) полагается уведомить только администрацию ближайшего порта (в нашем случае портопункт «Озерновский», который является подразделением Петропавловского морского порта). Портовые власти должны сами сообщить обо всем пограничникам, что и произошло — информация была передана погранпосту в Озерновском.
В чем же вина капитана? В том, что сообщение, которое он дополнительно отправил в СВПУ, не дошло до адресата? Но, может, этот факт не так уж важен.
Вспомним, как устроена система морского контроля на примере того же «Финского залива». На его борту находится оборудование, с помощью которого береговые контролеры осуществляли непрерывное слежение за «Финским заливом». С судна им поступали судовые суточные донесения, в которых указывались его координаты. Соответственно, информация о пересечении границы также поступила. Пограничники могли бы отреагировать на нее сразу, если бы в том была необходимость.
Кроме того, заход в терморе произошел на виду у пограничного поста, портовых властей и жителей поселка. Затем на судно прибыл представитель пограничных органов, который длительное время находился на борту, ежедневно проводил транспортные часы и докладывал начальству о своем местонахождении.
В общем, полная и достоверная информация о движении «Финского залива» поступала в пограничное управление по нескольким официальным каналам.
Согласитесь, при таких обстоятельствах сложно обвинить капитана в том, что он пересек границу с умыслом, скрытно, никого не поставив в известность. Наоборот, он сделал все, чтобы как можно больше людей узнало о месте и цели стоянки судна. Добавим, что «Финский залив» вошел в терморе без груза, никакой хозяйственной деятельности здесь не вел, он просто стоял. Нет даже намека на возможность причинения ущерба государственным интересам.
Так, стоило ли пограничникам, таможне и краевой прокуратуре городить такой огород? Время и силы, которые они потратили на капитана ТР «Финский залив», можно было использовать на действительно важное и полезное дело.
В итоге Ю. Шматок признан виновным и… оштрафован всего лишь на 10 тыс рублей. Конечно, суд не мог пойти на оправдание, учитывая, сколько сил потратили силовики на это, по сути, пустое дело. Но такой приговор косвенно подтверждает, что никакого уголовного преступления не было, а пограничники, таможня, прокуратура края просто занимались ерундой. Зато теперь они могут поставить галочку в отчете: такой «подвиг» совершили — посадили на скамью подсудимых заслуженного капитана!

Кирилл МАРЕНИН

2009 год

Поделиться в соцсетях


Умри, но не нарушь границу: Один комментарий

  1. Шматка Юрия Анатольевича, уважаемого, опытнейшего капитана — транспортника, на Камчатке привлекли к уголовной ответственности за то, что он посмел завести судно под берег в районе Озерной для укрытия от шторма. При это судно имело в строю лишь один из двух двигателей и было в балласте. Мерзавцы в погонах заявили, что не получили его уведомления о пересечении границы. Это было враньё. Но мне до сих пор стыдно, что мы никак не смогли ему помочь и не убедили наш «справедливый суд» в его невиновности. После этого 60 летний профессионал — судоводитель уехал в одну из европейских стран, где работает капитаном и в ус себе не дует. так наша страна воспитывает истинных патриотов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>