Дави рыбаков, пока не полезет икра

Петропавловск-Камчатский городской суд постановил конфисковать у приморской компании «НБАМР» траулер стоимостью в несколько миллионов долларов. Причина – административное правонарушение: сокрытие экипажем от учета 3,8 тонны минтаевой икры. Почему компанию наказали так сурово?


Для начала небольшая справка: выход икры минтая – это отношение произведенной икры к весу рыбы, поступившей на разделку. В правилах рыболовства для отдельных месяцев определены нормы выхода этой продукции, превышать которые нельзя.
Приморский БМРТ «Дмитрий Пащенко» (ОАО «НБАМР») приступил к промыслу с 27 января 2010 года.
Январская норма выхода икры для района, где работало судно, составляет 2,7 процента. Но оно приступило к работе в последние дни января, когда выход икры заметно превышает эту цифру. Ведь февральская норма равна уже четырем процентам. Этот показатель не может вдруг вырасти в разы с 31 января на 1 февраля. Он растет постепенно.
По официальным данным КамчатНИРО, в Камчатско-Курильской и Северо-Охотоморской подзонах в третьей декаде января выход икры достигал 3,4 процента. Именно поэтому получился излишек икры в 3,8 тонны.
Не очень серьезная цифра для промысла, на котором объемы продукции измеряются десятками тысяч тонн. Но откуда капитану знать, чего ждать от Береговой охраны ФСБ? Получив «лишнюю» икру, он испугался и с перепугу из всех возможных вариантов выбрал наихудший: приказал ее прятать.
Но спрятали плохо. Пограничники продукцию обнаружили. Дальше все пошло по накатанному сценарию. Был сделан вывод о том, что раз на судне есть лишняя икра, значит, для ее производства выловлена лишняя рыба, а именно 140 тонн минтая. Эти 140 тонн пересчитали в ущербы, в штрафы. Возбудили уголовное и административное дела. Судно задержали.
Впоследствии было получение заключение КамчатНИРО, согласно которому для выпуска «лишних» 3,8 тонны икры, найденных на БМРТ «Дмитрий Пащенко», вполне хватило бы той рыбы, которую он выловил легально. Никаких 140 тонн, якобы добытых сверх квот, не было. Как не было и экологического ущерба.
Но еще важнее то, что соответствие выхода икры норме исчисляется не по суткам, а в среднем за полный календарный месяц. Если разделить всю икру, которая была произведена на судне в январе, на 31 день, то цифра получится в пределах положенных 2,7 процентов. Однако у нас уже заведено: если есть «скрытая от учета продукция», то обязательно будет обвинение в браконьерстве.
Такие ситуации бывали уже неоднократно. Но в этот раз мера наказания удивила даже видавших виды. Петропавловск-Камчатский городской суд обязал компанию «НБАМР» выплатить штраф в размере 5,6 млн рублей, а заодно… конфисковал у нее упомянутый траулер стоимостью в несколько миллионов долларов. Почему наказали так строго?
Чтобы найти объяснение, надо вернуться в 2008 год. Когда пограничники задержали за превышение нормы выхода икры целый флот, судовладельцы стали с ними судиться. Наиболее активно проявили себя приморские компании, включая «НБАМР». Правда, они мало чего добились. Но нервы попортили и Северо-Восточному пограничному управлению, и местной фемиде. А такие вещи не остаются безнаказанными.
Лет шесть назад в прессу попало распоряжение начальника СВПУ проводить «многократные и тщательные проверки» судов тех компаний, которые когда-либо обжаловали действия пограничников. Когда этот документ был обнародован, СВПУ поспешило его дезавуировать, заявив, что он носит «учебный» характер. Но последние события позволяют предположить, что практика сведения счетов все-таки существует.

Кирилл МАРЕНИН

2010 год

Поделиться в соцсетях


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>