Контрольный выстрел в русском море

В 2014 году Охотское море стало полностью российским. Однако наше отношение к этому дару бережным не назовешь. Неужели мы готовимся погубить рыбный ресурс Охотоморья?

Минтай северной части Охотского моря – основной объект морского промысла на Дальнем Востоке, да и в России в целом, от которого зависит экономика сотен предприятий. В 1990-х рыбаки усиленно эксплуатировали этот ресурс, чем нанесли удар по его запасам. В начале 2000-х общий допустимый улов минтая (ОДУ) пошел на спад: в 2001-2004 годах он снизился почти вдвое — с 810 тысяч тонн до 415 тысяч тонн. В то же время на судах резко вырос выпуск самой ценной продукции из минтая – икры. Так рыбные компании компенсировали дефицит квот. «Трудовые подвиги» достигались за счет браконьерской добычи и сортировки улова, когда на борту оставляли только икряную рыбу, а самцов и молодь выбрасывали за борт. Это был второй удар по минтаю Охотоморья.

В середине 2000-х рыбаки сами испугались содеянного. Напугал их, прежде всего, обвал цен на минтаевую икру. Они стали ограничивать ее производство и наводить порядок на промысле. Природа тоже стремилась к равновесию: в северной части Охотского моря появилось подряд два урожайных поколения — 2004-2005 годов.

Как результат, запасы минтая к концу десятилетия вновь возросли. Закономерно увеличивался и ОДУ. Хотя до прежних цифр ему было далеко. Если в 1997-м он составлял 1,83 млн тонн, то в 2010-м — только в 1,01 млн тонн. А последние 4 года наука наблюдает новое снижение запасов минтая во всех районах его обитания, включая северную часть Охотского моря. Соответственно, ОДУ тоже теряет в весе: порядка 920 тысяч тонн (2011 год), 862 тысячи тонн (2012-й), 840 тысяч тонн (2013-й), 821 тысяча тонн (2014-й).

То, что потолок на промысле пройден и дальше может быть только спад, говорилось на протяжении всего прошлого года. Об этом, к примеру, было сказано на отчетной сессии дальневосточных рыбохозяйственных научных организаций, которая состоялась в Петропавловске-Камчатском в феврале 2013 года.

Тот же вывод сделан в отчете института КамчатНИРО по итогам охотоморской путины 2014-го. Цитирую: «Ряд объективных признаков свидетельствует о неблагополучном состоянии ресурсов североохотоморского минтая, в том числе и в ближайшей перспективе».

В марте в интернете были опубликованы материалы ОДУ на 2015-й, которые планировалось обсудить на общественных слушаниях на Камчатке в апреле. Согласно им ОДУ минтая должен был снизиться по сравнению с нынешним годом примерно на 32 тысячи тонн, что в полной мере соответствует динамике запаса.

Однако в течение месяца ВНИРО (головной институт отраслевой науки) делает разворот на 180 градусов и со ссылкой на «объективные исследования» заявляет, что ОДУ минтая надо не сокращать, а наоборот – наращивать! Речь идет о добавке примерно в 80 тысяч тонн. Таким образом, ОДУ минтая на 2015 год ВНИРО рекомендует в объеме более 900 тысяч тонн.

Эта головокружительная новость подана на сайте ВНИРО в скромном формате, как бы мимоходом. При этом упомянуты некие разногласия в научной среде по данному вопросу. Хотя рискну предположить, что это не просто разногласия, а нечто более серьезное. Ведь не обязательно иметь научную степень, чтобы понять: если запасы ресурса падают, а его добыча растет, то результат будет плачевный. А каких допустимых уловов ждать после 2015-го? Будут ли они объективны? Не станут ли ОДУ ближайших лет третьим и последним ударом по минтаю Охотоморья, вроде контрольного выстрела?

Теперь предлагаю читателю обратить внимание на два совпадения, которые случились в рыбном хозяйстве нашей страны за последние годы.

Итак, в 2012 году ФАС неожиданно озаботилась проникновением в минтаевый бизнес России китайского холдинга «Pacific Andes». Владельцы предприятий, которых подозревали в связях с китайским капиталом, под страхом различных санкций стали продавать свои активы, что очень вовремя совпало с желанием одной крупной российской фирмы их купить. Затем эта фирма объявляет, что намерена попасть в число крупнейших добытчиков минтая. Но как достичь такой высокой цели, если ОДУ минтая в России идет на снижение? И вдруг — опа! — ОДУ начинает расти как по заказу. Мечты сбываются.

Осталось добавить, что в марте 2014 года, благодаря решению комиссии ООН по границам континентального шельфа, Охотское море стало полностью российским. Однако наше отношение к этому дару бережным не назовешь. Неужели мы готовимся погубить рыбный ресурс Охотоморья?

Кирилл МАРЕНИН

P. S. Правительство РФ поддержало решение исключить рыбохозяйственные институты из плана приватизации. Они останутся государственными. Сторонники этого шага считают, что наука, попав в частные руки, не сможет быть объективной, так как станет зависимой от коммерческих структур. С таким мнением трудно спорить. Но разве государственные институты нельзя сломать через колено, подчинив чужим, корыстным интересам?

Поделиться в соцсетях


Контрольный выстрел в русском море: 3 комментария

  1. Всё правильно. За всем стоит политика. Ну как не помочь своим «пацанам» из «Русского моря»? И никакого значения не имеет, чья т.н. «наука»: государственная или частная. Её и сейчас «ломать» не надо. Кто платит зарплату, тот и пробивает нужные сокращения или увеличения ОДУ. А что там, в этом Охотском море реально происходит, им фиолетово. Бабки нужны сегодня и всегда и всё больше и больше.

  2. подозреваю, решение КамчатНИРО рекомендовать увеличение вылова камчатского краба Западной Камчатки на 15% вместо 10 (хотя и 10 – это уже было выше предела) продиктовано теми же мотивами

    • когда Русское море проявитинтерес к крабовому бизн есу тогдда богатый архив ФСБ накопленный на членов АДК сразупойдет в дело. а пока пустьсебе живут и получают свои 15процентов на бедность……

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>