В режиме радиомолчания

Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) признало утратившим силу приказ своего предшественника (Госкомрыболовства) №185. Это ставит отраслевую систему мониторинга в интересное положение. 

Сначала – об истории вопроса. 10 октября 1996 года появился приказ Госкомрыболовства (ГКР) №185 о порядке и механизме представления отчетности по добыче рыбы и ее переработке. Это был один из первых шагов в организации контроля за использованием водных биоресурсов России.

Приказом было утверждено положение по функционированию информационной системы «Рыболовство» (ИСР).

Это положение содержало инструкцию, по которой рыбацкие компании должны представлять промысловую отчетность, включая судовые суточные донесения – ССД (с указанием в них координат судна, количестве улова и т. д.) Были утверждены порядок и форма представления ССД.

В последующие годы (на основе, в том числе, приказа №185) была создана вся система отраслевого мониторинга. Сегодня ее представляет центр системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС). В ЦСМС поступают ССД и другая отчетная информация, что формирует аналитическую базу ФАР. И вот теперь из-под этой системы, которая выстраивалась более десятка лет, выбита основа. 1 октября 2013 года Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) приказом №730 признало утратившим силу приказ №185, не предложив ничего взамен.

Теперь подача ССД является обязательной только в соответствии с правилами рыболовства, но порядок и форма представления юридически не определены. То есть кэп все еще должен передавать в ЦСМС какие-то донесения. Но что сообщать в них о своих координатах и промысловой деятельности, он волен решать сам. Очевидно, скоро в центр связи будут поступать такие тексты: «Товарищ Крайний, я в море, рыба ловится. Обнимаю».

Каких-либо разъяснений по этому поводу на сайтах ФАР, ЦСМС, а также их региональных подразделений пока не обнаружено. Похоже, руководство ФАР просто не осознало всех последствий своего решения и не подготовилось к ним. Теперь же во всех упомянутых структурах царит легкое недоумение от содеянного.

Стоит вспомнить, что в марте  2013 года Президент Владимир Путин поручил Правительству разработать комплекс мер, направленных на предотвращение нарушений законодательства в области рыболовства.

Ответственным за выполнение поручения был назначен вице-премьер Аркадий Дворкович. Он, в свою очередь, предписал Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину, ФСБ России и Росрыболовству обеспечить реализацию задачи и о результатах доложить в кабмин.

В поручении оговорены конкретные направления, по которым должна осуществляться работа. Речь идет о создании единой системы контроля за деятельностью судов, осуществляющих вылов, переработку и транспортировку водных биоресурсов, а также за освоением квот (долей квот).

Также для борьбы с нарушениями рыболовного законодательства власти должны проработать вопрос создания системы, с помощью которой можно отслеживать происхождение водных биоресурсов на всех этапах их перемещения.

И вот первый «итог» этой работы: рыбаков фактически освободили от обязанности подавать ССД установленной формы.

Теперь все ждут, когда в ФАР или Минсельхозе родится аналог отмененного приказа. Но когда это случится, не известно.

Кирилл МАРЕНИН

Справка № 1

В целях организации контроля за использованием водных биоресурсов во внутренних водоемах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в открытом море, конвенционных районах и прибрежных зонах иностранных государств Государственный комитет  по рыболовству приказом от  10 октября 1996 года № 185 «О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции»  утвердил и ввел  в действие с 1 ноября 1996 года  «Положение по функционированию отраслевой иерархической информационно-аналитической автоматизированной системы управления использованием водных биоресурсов (Информационная система «Рыболовство)».

В соответствии с данным Положением, пользователь водными биологическими ресурсами обязан зарегистрировать в ИСР свое предприятие и все промысловые суда, принадлежащие ему или им арендуемые (либо сданные в аренду), представить необходимую информацию в региональный информационный центр (далее – РИЦ). Обо всех последующих изменениях в каких-либо реквизитах предприятия или судов, пользователь в 3-дневный срок должен передать в РИЦ извещение.

Каждый пользователь обязан безвозмездно и своевременно представлять в ИСР достоверную оперативную и статистическую промысловую отчетность по инструкциям, приведенным в соответствующих разделах Положения.

Данные отчетности предприятий являются основными источниками информации, показатели которых эффективно используются в осуществлении информационного контроля. Полученные данные используются как для анализа освоения квот и производственной деятельности отдельно взятого предприятия, так и по региону в целом для выявления закономерности развития данной сферы деятельности.

Промысловая отчетность представлена тремя видами:

- судовое суточное донесение (ССД), которое составляется капитаном рыбопромыслового судна по результатам промысловой деятельности за каждые отчетные сутки на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов. В структуру ССД входят следующие группы показателей: дислокация судна; сведения о переходе; сведения об улове; выпуск рыбной продукции; промысловые операции; запасы на борту на конец отчетных суток; внеэксплутационное техническое обслуживание; прием-сдача рыбной продукции; остатки рыбной продукции на борту; затраты календарного времени.

ССД содержит результаты промысловой деятельности судна за сутки. На основе показателей, отраженных в ССД, формируется другой вид отчетности — оперативные и статистические отчеты.

Оперативные отчеты содержат  сведения о производстве рыбной продукции с начала года и включают в себя следующие показатели: товарная пищевая рыбная продукция, консервы, мука кормовая, рыба, морепродукты и др. Оперативные отчеты должны быть составлены на 15-е и последнее число месяца.

Статистические отчеты,  кроме сведений об уловах, производстве и приеме- сдаче рыбной продукции, содержат экономические показатели и даются накопительным итогом с начала года  на отчетную дату включительно. Статистические отчеты составляются на конец каждого квартала и года.

Справка № 2

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.1999 № 226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов», в целях обеспечения экономической безопасности РФ, рационального использования, изучения запасов и сохранения водных биологических ресурсов в России была создана отраслевая система мониторинга ВБР (далее – ОСМ).

Государственному комитету по рыболовству (ныне — Федеральное агентство по рыболовству) было предписано создать ОСМ на основе использования космических средств (систем «Аргос», «Инмарсат», «Гонец», «Курс», «Глонасс», «Навстар», других космических систем) и информационных технологий.

Справка № 3

В соответствии с требованиями  Федерального  закона  от 20.12.2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»,  для  осуществления промышленного рыболовства могут использоваться  суда,  которым предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ и которые оснащены техническими средствами контроля.

В соответствии с требованиями приказа Росрыболовства от 14.07.2008 года №50 «Об утверждении порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды» все промысловые суда (за исключением маломерных) должны быть зарегистрированы в ОСМ.  На всех судах, включенных в систему мониторинга, устанавливаются технические средства контроля (ТСК) — станции связи «Инмарсат» или «Аргос».

На судне готовится суточная промысловая отчетность и отправляется в региональный центр мониторинга.

Региональный центр мониторинга  обрабатывает всю поступившую информацию, анализирует её полноту, достоверность, согласованность с данными других источников и результаты направляет пользователям на информационные узлы, либо отдельным пользователям.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 г.  № 994 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных»  при осуществлении наблюдений за рыболовством и сохранением водных биоресурсов производятся:

-  контроль  за  деятельностью судов, осуществляющих рыболовство;

- получение материалов для анализа показателей рыболовства, при которых проводятся сбор, обработка и хранение информации о данных, касающихся осуществления рыболовства, определяемых Федеральным агентством по рыболовству;

- сбор, обработка и хранение информации о местоположении судов, осуществляющих морские ресурсные исследования и добычу водных биоресурсов, приемку, переработку, перегрузку, транспортировку и хранение уловов, выгрузку в портах, снабжение судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами…

Организация и осуществление мониторинга проводятся Росрыболовством, его подведомственными научно-исследовательскими организациями, бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства, а также ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и его филиалами.

На основе поступающей информации ОСМ о промысловой обстановке происходят формирование аналитической базы Росрыболовства и создание ее архива, использование которого позволяет решать широкий комплекс задач по управлению рыболовством в целом. Эти задачи включают в себя осуществление контроля за местонахождением судов и анализ эффективности их промысловой деятельности, в том числе слежение за полнотой и достоверностью судовой промысловой отчетности, накопление данных для проведения расчетов показателей водных биологических ресурсов  и многое другое. Отраслевой мониторинг рыболовства необходим для составления промысловых прогнозов, определения ОДУ, общего руководства промыслом.

Справка № 4

В настоящее время существуют неоднозначные оценки достигнутых результатов выстроенной структуры ОСМ и качества ее функционирования.

Так, межведомственной комиссией по эффективному использованию природных ресурсов и экологической безопасности при полномочном представителе Президента  РФ  (протокол №1 от 20.04.2012) отмечено: «Выстроенная Федеральным агентством по рыболовству система отраслевого мониторинга несовершенна, не отражает реальных объемов вылова, допускает бесконтрольный рыбный промысел в промышленных масштабах, контрабандный экспорт морепродуктов в российских водах Дальневосточного бассейна».

Ущерб, который наносится широкомасштабным браконьерством экономической безопасности РФ, по различным экспертным оценкам достигает цифр от 600-700 млн  до 1,5-2 млрд  долларов.

 

Поделиться в соцсетях


В режиме радиомолчания: 3 комментария

  1. Под приказ № 185 и существовавшую форму ССД был заточен весь программный комплекс отраслевой системы мониторинга. ССД, которые не соответствуют данной форме, не попадают в базу данных и соответственно это считается ошибкой, нарушением и т. д. Так что в базе данных ФАР, пограничной и других служб, может произойти серьезный сбой

  2. Никакого сбоя не будет.Вся продукция выловленная в море грузится на транспорта которые выгружают продукцию в портах РФ или везут за рубеж.Так что в любом случае все контролируется в порту уполномоченными службами судно подает грузовые документы которые обрабатываются.Видно что кто и когда выловил перегрузил и перевез.У нас же любят всегда все усложнять.Это понятно потом можно с этого иметь деньги в виде штрафов.Вдруг ктото не там запятую поставит.А это очень «Грубое нарушение» ошибиться на несколько граммов рыбы.Помимо рыбы еше в России воруют лес ,уголь, и нефть.Но в контрольных точках останавливают только рефы, а нужно лесовозы танкера и прочее если воруют.вообще пора очистить все отрасли от ненужных приказов постановлений итд.

  3. Это сделано потому, что в 185 приказе множество избыточных и никому не нужных данных, которые погран. службами использовались для выполнения плана по нарушениям. Смысл писать в ручную координаты судна, если их автоматически собирает ТСК, без которого нет выхода в море? Т.е. информация о нахождении судна у органов есть, а любая опечатка в сообщении, набранном в ручную истолковывалась как подача недостоверной информации и обман гос. органов, с вытекающими 15к на капитана и 100к рублей на юр.лицо (минимум). Ошибся с временными затратами — не вписался в 24 часа в сутки — ССД не попадает в базу, вменяется пропуск ССД с теми же вытекающими. Т.е. у нас была узаконена и стояла на потоке практика выписки реальных наказаний за формальные нарушения. Процесс шел, штрафы печатались — все довольны. Опечатался радист — капитан выложи 15 тыщ, контора 100… хотя как может контора проконтролировать то, что печатает радист в условиях шторма например. В общем система была до крайности тупорылая, формальная и направленная не на учет и контроль, а на обирание граждан.Очень надеемся, что новый закон, когда он выйдет будет более практичен. Что касается сбоев — сбои это проблемы тупых людей, которые подгоняют реальность под криворукость программиста. А должно быть наоборот, программа для человека, а не человек для программы. Перепишут, им за это бабки платят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>