«Либо промысел станет законным, либо его не будет вообще»

На наши вопросы отвечает Александр Дупляков, президент Ассоциации добытчиков Дальнего Востока.


— Сегодня многие воспринимают крабовый бизнес как криминальный. Можно ли ему вернуть честную репутацию?

- Промысел крабов является одним из самых проблемных в рыбохозяйственном комплексе дальневосточного региона. Обвинять в этом только рыбаков несправедливо. На протяжении длительного времени создавались все условия для ведения браконьерского промысла крабов. Это и несовершенное нормативное регулирование, и коррупция, в том числе при контроле за промыслом крабов. Но в последнее время государство большое внимания уделяет борьбе с браконьерством. Проблема, связанная с добычей крабов, рано или поздно разрешится: либо промысел станет законным, прозрачным и контролируемым, либо его не будет вообще. Время еще осталось, чтобы выбрать правильный путь. Создание Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока – это первый шаг со стороны бизнеса в этом направлении. Вступить в ассоциацию, значит сделать свой бизнес более открытым и прозрачным. Это возможность коллективно выступить с инициативами для решения существующих проблем.

- Во сколько раз фактические поставки крабов на зарубежные рынки превышают официальные данные о добыче.

- На 15 октября 2010 года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне официально добыто 27 200 тонн всех видов крабов. По данным таможенной статистики импорта крабовой продукции Японии, США, Республики Корея и КНР, за 8 месяце 2010 года из России ввезено в пересчете на вес улова 58 100  тонн крабов. Представьте масштаб браконьерского промысла.

- А где вы берете зарубежную статистику? Можно ли доверять этим цифрам?

- Берем с официальных сайтов. Эта информация находится в открытом доступе. Это единственная возможность увидеть реальное положение дел. Не думаю, что официальные зарубежные таможенные органы искажают информацию или публикуют недостоверные сведения. Упомянутые цифры известны и нашим контролирующим органам.

- Можно ли сказать, что причиной появления вашей ассоциации, как и Ассоциации добытчиков минтая, стало падение цен на продукцию в связи с большими поставками браконьерской продукции?

- Это только одна из причин. Прежде всего, нас беспокоит общее положение дел в крабовом промысле. Это снижение цен, снижение общего допустимого олова (ОДУ), вопросы исследования запасов крабов, нормативное регулирование крабового промысла, браконьерство и многое другое. К примеру, в конце 2008 года 99 компаний получили доли на добычу крабов в дальневосточном бассейне. Сейчас ОДУ всех видов крабов в этом бассейне составляет 52 тыс. тонн. Только у 45 компаний объем квот превышает 200 тонн. Остальные не могут вести экономически оправданный промысел, если будут осваивать только выделенные объемы. Это создает предпосылки для незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысла). Мы уверены, что снижение ОДУ при существующем количестве компаний будет и дальше стимулировать браконьерство.

- Но как увеличить ОДУ, если ресурсы истреблены?

- Но данные поставок из России, с учетом нелегальных, подтверждают, что ресурс пока еще есть. Почему не разрешить добывать его законно, в интересах своей страны? Естественно такое увеличение будет постепенным с одновременным снижением объемов нелегальных поставок и естественно научно-обоснованным.

- Может, браконьеры последнее выгребают.

- На протяжении 15 лет? Несомненно, что запасы наиболее ценных видов крабов существенно подорваны за последнее время. Но с 1995 года импорт крабов из России не был менее 100 тыс. тонн (в весе улова) при максимальном ОДУ в 82 500 тонн. В среднем за этот достаточно большой период, объемы вывозимого из России краба в 2 раза превышали ОДУ.  В связи с такими масштабами браконьерства естественно, что преобладает предосторожный подход при установлении ОДУ крабов, вводятся различные ограничения. Однако время показало, что только одни запретительные меры не решают проблему. В Дальневосточном бассейне был запрещен промысел камчатского краба, в Баренцевом море — ограничен. Но нелегальные поставки королевских крабов (камчатский, синий, равношипый) продолжились. По итогам восьми месяцев 2010 года поставки королевского краба составили 17000 тонн (в весе улова). На 70% этот объем добыт незаконно. Потому необходим комплексный подход к решению проблемы браконьерского промысла.

- А какие еще могут быть меры для защиты запасов, кроме запретов на промысел того или иного вида?

- Считаю, что различные инструменты регулирования экономической эффективности процесса промысла будут более результативными, чем запретительные. У Ассоциации есть несколько предложений. Во-первых, установить годовой объем добычи краба на судно для промышленного лова на уровне 300 тонн. Меньший объем не обеспечивает экономический эффект от промысловой деятельности и, следовательно, провоцирует браконьерство.

Во-вторых, сформировать список судов, которые могут добывать крабов.

Это позволит естественным образом сформировать объективно необходимое количество судов ведущих промысел крабов в Дальневосточном бассейне, что облегчит проведение аналитического слежения за промысловой обстановкой контролирующим органам, снизит экономические предпосылки к ННН-промыслу, будет стимулировать укрупнение и консолидацию компаний ведущий крабовый промысел. Одновременно надо снижать ставки сбора за водные биоресурсы и экспортную таможенную пошлину.

- Не каждая краболовная компания сможет обеспечить свои суда такими квотами — по 300 тонн.  Если мелкие компании будут выдавлены из крабового бизнеса, не станет ли это нарушением антимонопольного законодательства и принципов честной конкуренции?

- Да, это несомненно повлияет на интересы мелких компаний.  Но одним из принципов законодательства о рыболовстве является приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием в качестве объекта права собственности. Так же это не нарушит принципов честной конкуренции и антимонопольное законодательство, так как все будут в равных условиях. Естественно, что такой объем – 300 тонн, будет не для всех судов, необходим дифференцированный подход в зависимости от типа судна, которое заявляется на промысел. Следует отметить, что такое ограничение действует в северном рыбохозяйственном бассейне при промысле камчатского краба, трески и пикши.

Мы уверены, что в сегодняшних условиях крабовый бизнес должен укрупняться и объединяться. Этот процесс уже идет с момента закрепления долей. Компании, имеющие небольшие квоты, либо объединяются с более крупными, либо аффилированы с ними, что повышает их рентабельность и лишает ННН-промысел экономической основы.

— Можно ли решить проблемы, о которых вы сказали, с помощью обновления краболовного флота и повышения эффективности его работы?

- В настоящее время краболовного флота в дальневосточном бассейне с избытком. Состояние этого флота различное и соответствует среднеотраслевому. Наши предложения естественно приведут к его сокращению, но исходя из здравого смысла и  законов экономики должен будет остаться  наиболее эффективный флот. Я уже говорил, что к решению существующих проблем нужно подходить комплексно. Само по себе обновление ничего не даст. При недостаточном количестве квот, как новое, так и старое судно будут работать в убыток. При достаточном количестве квот, естественно эффективнее будет работать новое, современное судно. Поэтому сначала необходимо добиться, чтобы существующие суда могли вести экономически оправданный промысел, а затем уже повышать его эффективность, в том числе и за счет обновления флота.

- У незаконного промыла есть два фактора, на которые трудно повлиять. Первый: готовность иностранных портов принимать нелегальную продукцию (раз есть спрос, всегда будет предложение). Второй: коррупция. Пока это существует, перспектив не будет.

- Я уверен, что зарубежные потребители нашего краба в скором времени ограничат его нелегальные поставки на свою территорию. Большинство экономически развитых стран принимают участие в усилившейся международной борьбе с ННН-промыслом. Становится политически не выгодно поощрять такой промысел. Чем больше число стран принимают активное участие, тем сильнее будет их влияние на ситуацию. Вступившее 15 июля 2010 года соглашение между Россией и Республикой Корея о борьбе с ННН-промыслом, переговоры о подписании в перспективе аналогичного соглашения с Японией и КНР внушают оптимизм. Несомненно, необходимо такое соглашение и с США, поскольку в 2009 году ими импортировано более 34 тыс. тонн (в весе улова) крабов, в основном, королевских. Думаю, что США с большей готовностью откликнется на такое предложение со стороны России, чем другие страны, так как, во-первых, это защитит экономические интересы американских добытчиков краба, во-вторых, отношение общества к закону и охране окружающей среде в США находится на абсолютно другом уровне. К тому же, необходимо учитывать политическое влияние США, в том числе, на страны АТР.  В целом, если Соглашения по ННН-промыслу будут подписаны со всеми вышеперечисленными странами – это будет очень эффективным инструментом в борьбе с браконьерством…

Не думаю, что кому-то доставляет удовольствие заниматься браконьерством, рискуя бизнесом и свободой. Если эффективно бороться с браконьерством, то это, несомненно, отразится на снижении коррупционной составляющей.

Кирилл МАРЕНИН.

Поделиться в соцсетях


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>