Система морского мониторинга превратилась для рыбного бизнеса в дамоклов меч. Если контролирующие органы и суды не научатся отделять в этом вопросе зерна от плевел, дела у рыбных компаний могут стать очень плохи.
На всех судах, ведущих морской промысел, установлены технические средства контроля (ТСК). Через спутник они передают на берег данные о местонахождении судна. Эта система важна для безопасности мореплавания и контроля за промыслом. Однако в передаче данных бывают сбои, которые не зависят ни от капитана, ни от судовладельца. Но отвечать приходится им.
«Капитаны нередко называют ТСК шпионом, которого не видно и не слышно, а он еще и НЕ работает», — говорит Юрий Соколов, технический специалист одной из камчатских рыболовных компаний.
«Система «Инмарсат» так устроена, что существует большое количество причин, по которым позиции от ТСК в центр мониторинга не доставляются, — продолжает мой собеседник. — Например, при переходе с берегового на бортовое питание перед выходом судна в море бывает обесточивание приборов. Если не обратить внимания на этот момент, можно попасть в ловушку. Бывают кратковременные пропуски позиционирования по техническим причинам, в связи с неустойчивостью сигнала из-за шторма. Это может стать поводом для административного производства. Хотя кратковременные пропуски (непоступление в центр мониторинга 1-2 позиций, согласно расписанию) и целенаправленное отключение ТСК на 48 часов — совсем разные вещи.
Вины капитана во многих подобных случаях нет. Об этих пропусках он даже может не знать. Ведь станция у него на судне в строю, питание подано, отключение не производилось. Капитан не должен контролировать прохождение каждой позиции в центр мониторинга. А его делают крайним в этой сложной цепочке передачи данных.
Технические проблемы могут случиться и на береговой станции, в то время как судовладелец не обязан обеспечивать работу оборудования по приему сигналов ТСК береговыми службами.
Но суды не разбираются в таких тонкостях. Они не принимают во внимание даже письменное подтверждение «Морсвязьспутника» о том, что по вине «Инмарсата» имеются сбои в передаче данных.
Более того, Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства нередко использует практику суммирования пропусков позиционирования. В один день-3-4 часа. Во второй-3-4 часа. Вот тебе за месяц — 48 часов «отключенного» ТСК. А в системе «Инмарсат» ТСК передает данные дискретно, по расписанию. Пропуски передачи определены сами по себе, это время между передаваемыми позициями. Как их можно суммировать?»
Кстати, прекращение работы ТСК на 48 и более часов без проведения согласования в установленном порядке является основанием для расторжения договоров о закреплении долей квот добычи биоресурсов. Фактически речь идет об ограничении, либо даже приостановке деятельности юридического лица.
Прецедент уже есть. В прошлом году такой договор был расторгнут с ООО «Рыболовная компания «Прибрежный лов». Основанием стало постановление о привлечении этой фирмы к административной ответственности за отключение ТСК на ее судне «Сокур».
Иногда компаниям удается доказать в суде, что они привлечены к ответственности незаконно. Вот несколько примеров.
Дело ООО «Алеут». Основания для возбуждения: пропуск спутникового позиционирования у судна этой фирмы «Тигиль».
Причем правонарушение имело место в январе 2011 года, а определение о возбуждении дела появилось только в сентябре. В ноябре фирму признали виновной и оштрафовали на 100 тыс. руб.
Она обратилась в Арбитражный суд края с жалобой. В январе 2012-го постановление о привлечении «Алеута» к ответственности было отменено.
Дело ООО «Беринг». Основания для возбуждения те же – отсутствие спутникового позиционирования судна «Капитан Басов». Правонарушение было в январе 2011 года. В ноябре вынесли постановление о назначении «Берингу» штрафа в размере 100 тыс. руб. Суд снова признал такое постановление незаконным и отменил.
Однако причиной для отмены постановлений послужили не технические нюансы работы ТСК, а правовые нестыковки при производстве дел.
«Алеут» и «Беринг» были привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 8.37 административного кодекса, которая предусматривает нарушения правил добычи водных биоресурсов на реках, ручьях, озерах, прудах, водохранилищах. Суд же посчитал, что этот случай подпадает под действие ч. 2 ст. 8.17, где говорится о нарушениях во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономзоне России.
Впрочем, даже если вынесенное постановление по делу отменено арбитражным судом по мотивам «неправильной квалификации» совершенного деяния, это не будет иметь значения для производства по делу о расторжении договоров о закреплении долей квот.
Так что, система морского мониторинга при всех своих достоинствах превратилась для рыбного бизнеса в дамоклов меч. Если контролирующие органы и суды не научатся отделять в этом вопросе зерна от плевел, дела у рыбных предприятий могут стать очень плохи.
Кирилл Маренин
С «Алеутом» и «Берингом» не все просто. Обе фирмы добывали краба в Западно-Камчатской подзоне по квотам ООО «Галис». зачем «Галису» отдавать драгоценные крабовые квоты другим фирмам, одно из которых даже не имеет своего судна, а арендует его у росимущества – КРПС «Тигиль»? Когда у росимущества арендуют для промысла изъятые браконьерские краболовы, это не может не вызвать подозрения.
А дробление квот и раздача их для промысла другим фирмам может иметь только одну цель – добыча сверхквот. В случае задержания судна владелец квот всегда может сказать: судно не мое, а моего партнера, с него спрашивайте.
То что на судах «Алеута» (КРПС «Тигиль») и «Беринга» («Капитан Басов») регулярно отключались ТСК, это лишний повод для подозрений
По информации моего источника, которому всегда доверял, речь идет о банальном вымогательстве денег у рыбаков. Схема такая: морской отдел СВТУ ФАР собирает данные о промысловой деятельности какой-либо небольшой компании, пытается найти там нарушения. Затем вызывается судовладелец и ему предлагается заплатить. Если он отказывается, его деятельность ставится на особый контроль, по любому поводу и без повода его прессуют. Вот так появляются дела о «выключенном ТСК» по ст.8.37 ч.2 КОАП. Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде штрафа
от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией судна. Кто не платит инспекторам, тот платит штраф
такая шляпа написана,автор все прекрасно понимая,намеренно искажает реальную картину!причем берет пример с самых «честных» рыбаков — господина Козлова и госпожи Шевель)))это сайт про мафию превратился в лавочку для жалоб «бедного» населения)))
У судов океанрфлота все те же проблемы. но их тронуть боятся. Зато руки чешутся не выходя из кабинета поизгалятся над небольшими компаниями