Осторожно, злой Джульбарс!

Суд признал постановление о наложении штрафа на капитана БМРТ «Данко» Игоря Ганева законным и обоснованным. Таким образом, капитан должен выплатить почти миллион рублей за то, что не стал причинять ущерб государству.


На границе тучи ходят хмуро

В 2007 году правительство России утвердило правила, согласно которым рыбацкие суда могут неоднократно пересекать госграницу в уведомительном порядке без лишних бюрократических процедур. Однако в этом документе используется понятие «промысел», которое уже исключено из понятийного аппарата российских законов (оно заменено на понятие «рыболовство»).
В итоге каждая организация трактует «промысел» в силу своего понимания. По мнению пограничных властей, это только добыча водных биоресурсов. В то же время суда, которые занимаются приемкой и переработкой рыбы, непосредственно добычу не ведут. Следовательно, на них упрощенный порядок не распространяется.
Такой вывод значительно усложняет жизнь рыбаков. Ведь приемщикам надо регулярно переходить из экономзоны в терморе и обратно. Например, для того, чтобы избавиться от отходов, которые накапливаются на судне. Сбросить их за борт разрешено только в экономзоне. Если каждый раз оформляться на выход-вход по полной программе, будет потрачена уйма времени.
Эта проблема остро напомнила о себе летом 2011 года, когда на Камчатке ожидались обильные подходы лосося. Берег не справился бы с их переработкой своими силами. На помощь должны были прийти более 80 приемных судов. Однако перспектива работать без упрощенного порядка пересечения границы вызвала опасения и у владельцев флота, и у рыбаков, которым надо куда-то сдавать улов.
В начале путины на Камчатке прошло несколько совещаний с участием представителей отрасли и пограничников. Вроде бы договорились по-хорошему. Некоторые предприятия поспешили поблагодарить Северо-Восточное погрануправление (СВПУ) за «конструктивную позицию». Но все оказалось не так просто.

Ловушка захлопнулась

Как и десятки других обрабатывающих судов, камчатский траулер (БМРТ) «Данко» с июня работал у восточного побережья полуострова, где принимал лосось, а также минтай, треску и камбалу, добытые в «прибрежке».
Только рыбных отходов на его борту скапливалось порядка 26 тонн за сутки. Чтобы избавиться от них, «Данко» неоднократно выходил в экономзону, затем возвращался работать в терморе. Каждый раз его капитан Игорь Ганев извещал об этом пограничные власти электронной почтой и телефонной связью. Переходы границы были занесены в судовые документы. То есть, все делалось открыто. Пограничники знали, что выходы БМРТ «Данко» в экономзону для сброса отходов планируются и совершаются.
СВПУ молча принимало уведомления Ганева, никак на них не реагируя. И вдруг, на 15-й раз пересечения госграницы, Ганева обвинили в нарушении ее режима. Ему было предъявлено 30 эпизодов («Данко» 15 раз вышел из терморя и, соответственно, 15 раз вернулся). По каждому эпизоду был назначен штраф в размере 30 тысяч рублей. Итого, 900 тысяч «рэ».
Почему же пограничные органы, получая уведомления о пересечении границы и полагая, что это нарушение, не запрещали этих действий? Если нарушения и вправду имели место, то представители СВПУ должны были сразу сообщить капитану, что тот действует незаконно, а не ждать 1,5 месяца. Но так рассуждать недальновидно.
На самом деле это была военная хитрость. В Береговой охране ФСБ работают настоящие конспираторы, которые умеют терпеливо ждать в засаде. Они знают, что не стоит торопить события. Ведь 900 тысяч это больше 30-ти.

Из пункта «А» в пункт «Б»

Как должен был поступить капитан «Данко», чтобы не попасть в нарушители? Согласно постановлению по административному делу, ему следовало оформлять выход из терморя и заход в морских пунктах пропуска. В Камчатском крае таким пунктом является Петропавловск. То есть, «Данко» надо было «всего лишь» 30 раз сбегать в порт для оформления. Мог ли он это сделать? Считайте сами.
БМРТ по очереди работал в трех заливах: Олюторском, Корфа и Карагинском. Среднее расстояние от них до Петропавловска — 500 миль. Скорость такого судна — 10 миль в час.
Время, затраченное на переход из района промысла в порт, составит
50 часов или 2 суток. Ожидание и проведение пограничного, таможенного оформления на выезд — это 1 сутки. Выход из территориального моря, сброс отходов, возвращение в порт – еще 1 сутки. И еще сутки займет оформления на въезд. Это как минимум. На самом деле такие процедуры обычно занимают больше времени.
Переход из пункта пропуска обратно в район промысла займет те же 2 суток. Таким образом, «законное» пересечение госграницы и возвращение к месту промысла требует не менее 7 суток.
«Данко» пересек государственную границу на «выезд – въезд» 15 раз. Значит, его общие затраты времени на формальности, связанные с пересечением границы, составят 105 суток (7 суток Х 15).
При этом продолжительность лососевой путины на восточном побережье Камчатки редко превышает 60 суток. Следовательно, пока мы будем исполнять «законные требования», путина успеет закончиться дважды!
Я уже не говорю про интенсивность таких забегов в порт. Судну как «Данко» надо выходить в экономзону для удаления отходов производства примерно раз в трое суток. То есть, каждые трое суток промысла траулер, забитый под жвак отходами, должен был следовать в Петропавловск на оформление, расходуя при этом неделю.
При таком раскладе судам вообще нет смысла выходить в море. Пусть стоят себе в порту. Правда, путина не состоится. Зато и нарушений не будет.

Нужда перейти границу

Закон о госгранице, на который ссылается Береговая охрана ФСБ, допускает вынужденное пересечение границы без лишней проволочки в силу чрезвычайных обстоятельств. Можно ли считать выход в экономзону для сброса отходов вынужденным? Вполне.
Отходы (производственные, хозяйственно – бытовые, пищевые, нефтнесодержащие) относятся к вредным загрязняющим веществам. Они могут стать угрозой и для экипажа судна, и для окружающей среды. От них обязательно надо избавляться при соблюдении определенных условий, как требует закон. Иного способа это сделать, кроме как выйти в экономзону, не существует.
Емкости для сбора и хранения отходов ограничены по вместимости. Если они окажутся переполнены, а судно не сможет вовремя выйти в экономзону, его производственная деятельность остановится. Даже несколько часов простоя чреваты большими убытками и для приемщиков, и для добытчиков. Отсутствие возможности сдать рыбу, которая находится в морских ставных неводах, приведет и к экологическому ущербу, вызванному «залеганием» рыбы в неводах и ее гибелью.
Значит, капитан Ганев вывел свой БМРТ за пределы тервод не ради собственного удовольствия, а для выполнения требований закона. Пересечение границы в данном случае было действительно вынужденным.
Тем не менее, Петропавловск-Камчатский городской суд признал постановление о наложении штрафа на Ганева законным и обоснованным. Ему придется выплатить штраф. Национальный бюджет «обогатится» на 900 тысяч. Пограничники поставят еще одну галочку в отчете о проделанной работе. Только вряд ли это дело прибавит им авторитета. Скорее, еще больше убавит. А эти деньги не окупят государству расходов на содержание карательного аппарата, деятельность которого совершенно бессмысленна, если он наказывает людей, никому не причинивших вреда.

Уловы и удои

А почему собственно такие дела стали возникать как грибы после дождя именно сейчас? Объясняется все просто. До недавнего времени административные штрафы за нарушение режима госграницы составляли довольно скромные суммы, в 3 – 5 тысяч рублей. Но полтора года назад Родина сделала нам подарок – увеличила эти штрафы в 10 раз. Вот тут у контролеров и закипела работа, которая обещала больших и легких денег. Сразу же обозначились противоречия в законах и новые трактовки старых правил, которые позволили крепко взять рыбаков за вымя.
Полагаю, что даже если «промысел» заменят на нужное слово, то сразу возникнет какой-то иной правовой казус, который позволит доить рыбные компании и дальше. Если уж вести системные изменения, то надо начинать с азов – с определения целей и задач морской охраны. Ради чего она существует? Если только ради показателей, то менять что-либо уже бесполезно.

Кирилл МАРЕНИН

2012 год

Поделиться в соцсетях


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>