Инициатива от ФАР: сажать надо больше

Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) предлагает усилить уголовную и административную ответственность за различные нарушения при добыче водных биоресурсов. Однако санкции для капитанов и рыболовецких компаний в России уже достаточно суровы.


Как стало известно, ФАР подготовило проект закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленных на совершенствование государственного контроля и надзора в области рыболовства.
Среди прочего, предлагается возложить на капитанов ответственность за невыполнение порядка оснащения судов необходимыми техническими средствами контроля, а также ужесточить для них наказание за нарушение порядка ввоза и вывоза с таможенной территории водных биоресурсов (увеличить срок лишения свободы до семи лет). Считается, что такие меры сдержат криминализацию рыбной отрасли.
Однако мнение о том, что наказания за нарушения при добыче водных биоресурсов носят слишком мягкий характер и нуждаются в ужесточении, нельзя признать справедливым. На самом деле санкции для капитанов и рыболовецких компаний в России уже достаточно суровы. Есть ли смысл закручивать гайки и дальше? За комментарием я обратился к Александру Кужиму, который был первым начальником Камчатской государственной морской инспекции Северо-Восточного погрануправления. Он возглавлял ее в 1998-2001 годах, затем занимался юридической практикой, в том числе, защищая интересы капитанов и компаний, попавших в категорию обвиняемых. Вот его мнение:
«Все рыбацкие капитаны, которые привлекаются к уголовной ответственности по ст. 253 УК РФ (незаконная разработка ресурсов экономзоны и шельфа) одновременно привлекаются и по ст. 201 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Без лишней рекламы и шума с 2009 года ответственность по данной статье с 5 лет лишения свободы выросла до 10 лет. В прошлом году одного из наших капитанов в возрасте 64 лет бросили на нары на три года. Сейчас этот человек обратился в Европейский суд по правам человека за защитой своих прав. Таким образом, законодательная база под «долговременные посадки» давно существует и успешно применяется. Поэтому ратовать об увеличении сроков до 7 лет бессмысленно. Можно считать, что это пожелание ФАР давно сбылось.
Что касается «маленьких» штрафов, то штрафы по части 2 ст. 8.17 административного кодекса (нарушение правил добычи водных биологических ресурсов и их охраны) фактически не имеют верхнего предела. В правоприменительной практике за последние годы есть дела, по которым на граждан и предприятия налагались по этой «щедрой» статье штрафы в десятки миллионов рублей. Не так давно один капитан был оштрафован на 15 млн руб. Тогда это было 500 тыс. долл. Куда еще больше? Основная масса тех, кто привлекается к таким видам ответственности, не могут выплатить подобные суммы. У них просто нет таких денег. А семьи есть.
Причем все чаще на эту «наковальню» попадают люди случайные, в то время как браконьеры, действительно причиняющие стране колоссальный ущерб, уходят от ответа. Вспомните недавнее громкое «крабовое» дело.
На мой взгляд, речь надо вести не об ужесточении наказаний, а наоборот – о смягчении. Ужесточение нужно только чиновникам, которые таким образом доказываю начальству свою нужность и наращивают показатели своей «работы». Но государству это пользы не приносит».
Напомним, что в декабре 2010 года председатель правительства России Владимир Путин согласился с предложением смягчить санкции для рыбаков за мелкие и неумышленные нарушения при добыче биоресурсов. «Нельзя приравнивать рыбаков к злостным нарушителям, браконьерам», — сказал он.
А что на деле? Государственный орган, созданный для развития рыбной отрасли путем создания благоприятных экономических условий для всех ее тружеников, не находит ничего лучшего, кроме ужесточения карательных мер для «пахарей моря».

Кирилл МАРЕНИН

2011 год

Поделиться в соцсетях


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>