Морской мухлеторинг

Государство потратило десятки миллионов долларов на создание системы морского мониторинга. В результате, мы теперь можем с большей долей вероятности сказать, кто ворует и в каких объемах. Но какой нам от этого толк?

Что расскажет ССД ФСБ и УВД?

Для начала — небольшой ликбез для читателей, которые имеют только общие представления о том, как в нашей стране контролируют морской промысел.

Важный компонент этого контроля — отраслевая система мониторинга, которая была создана 10 лет назад. Ее представляет ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС). На Дальнем Востоке у Центра три филиала, включая Восточный, который находится в Петропавловске.

Одна из основных задач этой структуры — отслеживать деятельность рыболовецкого флота. В Центр поступает информация о передвижении судов (для этого каждое судно должно быть оборудовано техническим средством контроля — ТСК) и судовые суточные донесения (ССД). Судно обязано подавать такие донесения каждый день работы в море. ССД содержит данные о его местонахождении, количестве улова, перегрузах.

Эти сведения передаются пограничникам, в ФСБ, УВД и другие контролирующие структуры, которые должны принять меры, в случае если с какого-то судна перестала поступать отчетная информация или выявлено ее искажение. Такие искажения могут касаться позиции судна и результатов его промысловой деятельности. В следующей главе приведу вам наглядный пример.

Могут ли 100 кг краба весить 3 тонны?

Представьте такую картину. Два краболова работают в одном районе в один и тот же период. Первый сообщает, что ловит в сутки 2,5-3 тонны, второй — всего лишь 100-200 кг. Можно ли верить отчетам второго краболова? Судите сами.

Содержание судна в море за сутки обходится до 8-10 тысяч долларов. Из 100 кг сырца получается 65 кг продукции. 1 кг крабопродукции стоит примерно 10 долларов. Значит, судно, которое ловит в сутки 100-200 кг, не окупает себя и наполовину. Вопрос: почему владелец этого судна держит его на промысле с такими низкими показателями? Ответ очевиден: потому что на самом деле краболов ловит гораздо больше, но занижает отчетность. С помощью такого нехитрого приема минимальную квоту, которой хватает на пару месяцев промысла, можно «растянуть» на год. Это позволяет судну оставаться в море в течение долгого срока, работая не по квоте, а на всю катушку. Оно регулярно накапливает неучтенную продукцию, которая каждые несколько дней перегружается на транспортники, работающие под флагом Камбоджи или Белиза (иностранные суда иметь на борту ТСК не обязаны, соответственно, информация об их местонахождении в ЦСМС не поступает). Если возникает опасность разоблачения, то краболовы, имеющие на борту «неучтенку», ее легализуют, увеличивая отчетные цифры по уловам в несколько раз. Настоящие мастера таких фокусов работали в «холдинге» «Восточные рыбные ресурсы». Вспомним кратко историю этой компании.

История, которая ничему не научила

В 2003 году, в Охотском море, был задержан транспортный рефрижератор «Кастрикум», у которого на борту оказалось более 60 тонн нелегальной крабопродукции. Пограничники стали проверять суда, с которых «Кастрикум» мог принять груз (а это все был флот компаний, известных нам ныне как «холдинг» «Восточные рыбные ресурсы»). В ходе обысков на краболовах нашли переписку, которая велась внутри промысловой экспедиции. В частности, капитаны получали такие инструкции: «По ССД проводите не более 300 кг».

Когда после небольшого перерыва все вернулось на круги своя, эти суда снова стали сообщать, что ловят в сутки всего лишь 150-300 кг краба. Хотя экономическая целесообразность выхода судна такого класса на промысел предполагает ежесуточную добычу, превышающую объемы, указанные в ССД, в 5-8 раз.

Когда руководителей «холдинга» судили, то им задали вполне логичный вопрос: за счет чего компания существовала, если ее суда и вправду ловили столько краба, сколько проходило по судовым суточным донесениям? Президент «холдинга» Азиз Эмбарек развел руками: «Я вообще ССД не читал». Действительно, зачем ему было их читать, если эти цифры только для лохов?

Хотя Эмбарек и его партнеры были оправданы, я наивно полагал, что их коллеги впредь станут осторожнее, что хотя бы вранье в ССД больше не будет таким вызывающим. Какое там!

Под грифом «секретно»

В 2010 году я обратился в Северо-Восточное теруправление (СВТУ) Росрыболовства и Восточный филиал ЦСМС с просьбой представить мне данные о промысловой деятельности краболовного флота, включая ССД. СВТУ отказало. ЦСМС вообще не удостоил ответом. Хотя на каком основании информация о законном освоении законных квот является секретной? Насколько я знаю, такие сведения по американским компаниям (вылов, объемы продукции, цены и прочее) в США публикуются в открытых источниках, включая американский аналог Счетной палаты — Census Bureau.

Поскольку, помимо СВТУ и ЦСМС, данные морского мониторинга поступают еще в десяток организаций, я все-таки получил к ним доступ, хоть и неофициально. В итоге, вывод, что нашу страну продолжают грабить, стал для меня еще более очевидным. По ССД совершенно ясно видно кто ворует. Следующий вывод напрашивается сам собой: чтобы воровать так долго и так откровенно, надо иметь прикрытие. А кто у нас способен обеспечить «крышу» в море? Только одна организация. Может, от широкой публики скрывают данные морского мониторинга именно для того, чтобы мы не делали таких выводов?

Обратимся к конкретике. Есть, например, такой краболов «Камчатка», о котором мы уже рассказывали. В 2002 году его конфисковали в доход государства. Но, даже являясь собственностью Российской Федерации, он опять был задержан в 2006-м с браконьерским крабом на борту. А теперь посмотрим, чем это судно занималось в 2010-м.

По следам «Камчатки»

«Камчатка» (бывшее название — «Ария») была построена в Японии, в 1984 году. Относится к типу КРПС: краболовное перерабатывающее судно. Суточная добыча краболова этого типа составляет, в среднем, 2-3 тонны. Мощности КРПС позволяют ему ловить и более 5 тонн за сутки.

Итак, 15 февраля 2010 года «Камчатка» вышла на промысел краба-стригуна Бэрди в Камчатско-Курильскую подзону. Первый улов по ССД она отразила 23 февраля. В тот день он составил 0,29 тонны, 24 февраля – 0,34 тонны, 25-го – 0,14 тонны, 26-го – 0, а 27-го – 0,61 тонны. Затем в отчетах – пробел. С 1 марта судно снова показывает уловы на прежнем уровне. В итоге, оно пробыло на промысле порядка 20 суток, добыв всего лишь 6,53 тонны. Значит, средний вылов в сутки составлял 0,32 тонны.

Важный момент: по данным ТСК, «Камчатка» 3 дня пробыла в Западно-Камчатской подзоне, в одном из «коридоров», разрешенных для перегруза приказом Росрыболовства №272. То есть был неучтенный перегруз?

С 12 марта «Камчатка» стояла в Петропавловске. С 30 апреля снова двинулась в Камчатско-Курильскую подзону, куда прибыла 2 мая. Уловы стала показывать с 5 мая. И опять все то же самое: 0,35, 0,23, 0,8, 0,12 тонны и так далее. С 13 мая — пустота. 17 мая отчеты возобновились. Всего со 2 мая по 4 июня краболов официально добыл чуть более 20 тонн. Значит, средний суточный улов составил 0,582 тонны.

С 8 июня краболов — опять в Петропавловске. 20 июня происходит неожиданное событие: в Охотском море задерживают транспортный рефрижератор «Гера» с нелегальным крабом, перегруженным с неизвестных судов. 21 июня «Камчатка» срывается с места и бежит во Владивосток (будто кто-то предупредил: прячься!). Вы уже поняли, с чем мы имеем дело? Тогда идем дальше.

Пусть говорят факты

Чтобы выяснить, от кого в море транспортный рефрижератор принял груз, надо на возможных перегрузчиках изъять образцы упаковки и обвязочных лент для сравнения. Повторюсь, транспортник «Гера» задержали 20 июня. На нескольких коробках с продукцией, которые были на нем обнаружены, имелся оттиск печати «Камчатка», похожий на маркировку судна. А если учесть цифры из ССД одноименного краболова, то чего же боле? Однако пограничники начали не с него, а с других судов.

Оперативность в таком деле очень важна. Но только спустя месяц были изъяты образцы лент и штамп на краболове «Камчатка», который после «марафона» из Петропавловска находился во Владивостоке. В августе была назначена экспертиза, чтобы сличить штампы с «Камчатки» и с коробок, изъятых на «Гере». Однако эксперт не смог ничего установить. Сравнение упаковочных лент дало отрицательный результат. Но ведь за месяц, пока пограничники мучительно долго решали что делать с «Камчаткой», все улики можно было уничтожить или подменить.

Зато очень оперативно (через 6 дней после задержания «Геры») были изъяты образцы упаковки с краболова «Талдан», который отражал в ССД реальный вылов в 2-3 тонны. Экспертиза показала, что ленты и тара с «Талдана» и «Геры» похожи. Но проверить это невозможно, так как объект экспертизы был сразу уничтожен.

Я не утверждаю, что «Камчатка» — браконьер, а «Талдан» — нет. Я просто сопоставляю факты. И пусть они говорят сами за себя.

Великая иллюзия

Вернемся к теме морского мониторинга. Наше государство потратило на его создание десятки миллионов долларов. Не скажу, что впустую. Эта система играет важную роль, например, в обеспечении безопасности мореплавания. Но с точки зрения контроля над промыслом ее целесообразность сомнительна. Да, она позволяет нам предполагать с большой долей вероятности, кто ворует и в каких объемах. Но разве от этого что-то изменилось?

Попробуем взглянуть на проблему во всем ее масштабе. На протяжении ряда лет отраслевая наука рекомендует сократить количество добывающего флота на промысле краба. Но флот продолжает расти. Возьмем ту же «Камчатку». После конфискации ее стоило бы отправить «на гвозди». Однако этот краболов отдали в аренду компании, у которой даже нет крабовых квот.

Меж тем из этого промысла постоянно выводятся объекты лова и подзоны. Но все запреты можно обойти. Сколько реально добывается краба — не секрет. По данным ТИНРО-центра, экспортные поставки в 2010 году превысили официальный вылов в 2 раза. Расценки на вывоз из страны нелегальной крабопродукции — тоже не тайна. Зато по ССД — никаких нарушений нет.

Таким образом, в море выстроена четкая, стабильно работающая схема незаконного промысла, о которой многие знают, но молчат. В ее существовании заинтересованы влиятельные люди. А эффективный контроль в море не нужен никому. Все попытки его организовать превращаются в блеф. Краболовы гонят по ССД откровенную туфту контролерам, которые, в свою очередь, гонят туфту народу про героические будни морской охраны. А что остается нам? Тоже делать вид, что мы верим?

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>