Налог на воровство

Японцы считали, что взятки в России – законные издержки

В японских СМИ появился ряд материалов о коррупции в государственных структурах России, которые контролируют морской промысел. Эта информация проливает свет на одну давнюю историю, которая произошла почти 9 лет назад у Северных Курил.

Японские СМИ завершили 2010 год статьями о коррупции в пограничной службе России. Они сообщили, что ряд японских фирм, которые по международному соглашению добывали минтай в нашей экономзоне, выплатили около 500 млн иен (более 6 млн долларов) российским пограничникам за негласное разрешение превышать квоты. В частности, речь идет о компаниях «Канай геге» из города Кусиро и «Вакканай Кайе» из Вакканая (о них мы чуть позже поговорим подробнее).

Деньги передавались как наличными — инспекторам, которые находились на судах в качестве контролеров (каждая такая выплата составляла до 10 тысяч долларов), так и банковским переводом на кипрские счета.

Любопытно, что, по данным японских журналистов, эти компании сами сообщили налоговым органам о взятках, пытаясь представить их как законные финансовые издержки. Однако налоговики сочли эти действия попыткой скрыть часть дохода, так как фирмы прикрывали упомянутые расходы фиктивными контрактами.

Эта информация представляет большой интерес не только для японских, но и для российских читателей. Тем более что она проливает свет на одну давнюю историю, которая до сих пор оставалась без логического завершения. Давайте вспомним, что произошло почти 9 лет назад у Северных Курил.

Итак, с начала 2002 года в этом районе вели промысел 14 японских траулеров в рамках контракта с ФГУП «Нацрыбресурсы» (структура госкомитета по рыболовству, ставшего ныне федеральным агентством). Каждый траулер имел разрешение на вылов чуть больше 200 тонн (минтай, терпуг, камбала и т.д.) в течение 1,5 месяца, хотя за этот срок реально мог добыть вдвое больше.

Не удивительно, что вскоре японцы стали направлять на российский берег явно заниженные данные об улове. Все суда успели по несколько раз сбегать в порты Хоккайдо. Порейсовый вывоз по официальным отчетам составлял, в среднем, 30 тонн — около 6 процентов судовой загрузки. Хотя гонять судно туда-сюда ради такого объема экономически нецелесообразно. При этом на шхунах находились сотрудники морских инспекций пограничной службы, которые докладывали об отсутствии каких-либо нарушений. Все бы оставалось шито-крыто, если бы не одно «но». В то время, помимо погранслужбы, контроль в море обеспечивала специализированная морская инспекция Минприроды. В марте 2002 года Камчатская спецморинспекция (КСМИ) устроила контрольное мероприятие у Северных Курил, что стало неожиданностью и для японцев, и для пограничников. Патрульное судно КСМИ «Карат» успело высадить проверяющих на два японских траулера — «Тайко Мару 63» и «Тора Мару 58», на которых, как и ожидалось, сразу нашли неучтенную продукцию.

Когда 11 марта было принято решение задержать эти два траулера, остальные шхуны разом сбежали из района промысла. «Карат», занятый проверкой, не мог вести погоню. КСМИ обратилась в Северо-Восточное погрануправление за помощью.

Как уже сказано, на шхунах были пограничные инспекторы. Один звонок из погрануправления старшему инспектору района с командой: «Лечь в дрейф и ждать проверки!» — сразу бы остановил всю японскую флотилию. Но японцам дали уйти. Все беглецы беспрепятственно вернулись в Японию.

В КСМИ примерно посчитали количество сырца, которое японцы могли взять сверх квоты. Получилось больше 3 тысяч тонн минтая.

Среди тех судов, что благополучно избежали встречи с сотрудниками КСМИ, были «Томи Мару 53» и «Кайе Мару 28». Первое из них принадлежало фирме «Канай геге», второе — «Вакканай Кайе». Напомню, что такие же названия фигурируют в списке компаний, плативших взятки в России, опубликованном в японских СМИ. Теперь все окончательно встало на свои места. Уже не возникает никаких сомнений в том, что японский флот получил в районе Северных Курил полный карт-бланш с позволения «Нацрыбресурсов» и погранслужбы, что было им щедро оплачено. И только вмешательство спецморов ненадолго спутало карты. Подчеркну, что речь идет о промысле минтая. Кроме него японцы ведут в нашей экономзоне еще и дрифтерный лов лосося. Какие расценки за «крышу» для дрифтерного флота, пока остается только догадываться.

Кстати, история траулеров «Томи Мару 53» и «Кайе Мару 28» имела продолжение. Очень скоро они вернулись, получив разрешение на «ресурсные исследования» в нашей экономзоне. С владельцем «Кайе Мару 28», фирмой «Вакканай Кайе», ФГУП «Нацрыбресурсы» заключило новый контракт 15 марта 2002 года. То есть и недели не прошло после «курильской эпопеи».

По иронии судьбы в апреле того же года траулер опять встретил в море судно КСМИ «Карат». В этот раз уйти от проверки ему не удалось. Спецморы и не сомневались, что найдут на нем неучтенную продукцию. Экологический ущерб от деятельности японского экипажа был оценен в 14 млн рублей. Не для кого не стало сюрпризом и то, что на японском траулере снова обнаружился пограничный инспектор.

Что касается «Томи Мару 53», КСМИ не выпускала его из вида, когда он в очередной раз появился в России. В декабре 2002 года инспекция отправила на борт этой шхуны осмотровую группу. Патрульное судно КСМИ подошло в район промысла. Из-за метеоусловий для безопасной высадки инспекторов надо было завести «Томи Мару 53» в территориальные воды. Спецморы обратились с соответствующим запросом с Северо-Восточное погрануправление. Ответ был такой: «Контрольно-проверочные мероприятия разрешаю. Заход иностранного судна в терводы РФ не разрешаю». Проверку пришлось отменить.

Вся эта история с японцами закончилась для спецморинспекции плохо. Сначала ей закрыли выход в море, а потом вообще ликвидировали. После чего на промысле остался один контролер.

А «Томи Мару 53» все-таки был взят с поличным. Это произошло 1 ноября 2006 года в Беринговом море, где он работал по межправительственному соглашению. Надо отдать должное пограничникам: в этот раз задерживали они. Вообще, 2006 и 2007 годы были очень неудачными для японских рыбаков. В тот период в наших водах было задержано порядка 7 японских шхун. Одно из них при этом обстреляли, в результате погиб член экипажа.

Возможно, силовые структуры наконец решили призвать иностранных рыбаков к порядку. Однако есть и другая, более прозаичная версия. Согласно ей «покровители» японских компаний в российских властных структурах сильно подняли ставки на свои услуги. Японцы возмутились, стали торговаться. В ответ в отношении их флота начались силовые акции, целью которых было показать: торг здесь неуместен.

Если это так, то японцы хорошо усвоили урок. По крайней мере последние 2 года серьезных проблем в России у них не было. Зато теперь у них появились проблемы на родине. Как сообщают наши японские коллеги, с фирм, которые признались в выплате взяток российским должностным лицам, взысканы штрафы и дополнительные налоги в размере 150 млн иен (2 млн долларов). Кроме того, управление рыболовства Японии начало собственное расследование. В Стране восходящего солнца закон напрямую не запрещает подкуп зарубежных чиновников, но это может быть расценено как нарушение правил конкуренции по отношению к тем рыболовным фирмам, которые взяток не дают.

Некоторые российские аналитики расценивают этот скандал как месть нам за недавний визит на Курилы Президента Дмитрия Медведева. Якобы японцы решили нанести удар по престижу нашего государства в глазах мирового сообщества. Хотя мир такими фактами о России вряд ли удивишь.

Меж тем наши госструктуры, которые обвинены в коррупции, отвечают на это гордым молчанием. А Северо-Восточное пограничное управление заявило в декабре, что планирует в 2011 году комплекс «военно-патриотических мероприятий» для изучения «участия пограничников и сотрудников органов безопасности в освобождении Северных Курил от японских милитаристов».

И все-таки «оргвыводов» не избежать, особенно если «японские милитаристы» назовут конкретные фамилии и счета.

Кирилл МАРЕНИН.

Поделиться в соцсетях


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>