Русский краб: есть ли жизнь после санкций?

Начнем с того, что к моменту предельного обострения украинского кризиса (как повода для введения очередных санкций) позиции российских крабов на американском потребительском рынке оказались достаточно прочными. Причем (по иронии судьбы) укрепление их началось как раз после первой волны санкций восьмилетней давности.

На фоне постоянного снижения собственной добычи краба на Аляске американские отраслевые аналитики почти с завистью следили за наращиванием объемов российского крабового экспорта, и при этом охотно использовали в своих исследованиях официальную статистику российских компаний (очевидно, как более надежную).

Так, согласно данным Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока (члены которой добывают до 45% всего российского краба), поставки этого деликатесного ракообразного из России в США с 2015-го по 2020 год выросли более чем на треть. В результате, на шестом году действия «крымских» санкций поставки различных крабопродуктов (в основном, замороженных в солевом растворе) из России в США составили 31 150 метрических тонн, то есть почти половину всего российского крабового экспорта. За первое же полугодие 2021-го только деликатесного королевского (красного, голубого и золотого) краба из России на американский рынок было ввезено порядка 7 300 тонн.

При этом западные эксперты обращают внимание на достаточно устойчивый рост добычи краба в России, который оказался сравнительно малочувствителен к последствиям пандемии Covid-19. Как видим, незначительное (в пределах 4-2 тыс. тонн) проседание объемов вылова наблюдалось лишь в 2019-20гг, после чего, уже по результатам прошлого года, был превышен максимум 2018-го – российские компании добыли 96 тыс. тонн краба.

Что же касается 2022 года, то с учетом достаточно скромных достижений первых четырех месяцев (порядка 30 тыс. т), его общие итоги предварительно оцениваются как «менее 90 тыс. тонн», с достаточно широкими прогнозными вариациями в 78-85 тысяч тонн. Впрочем, пессимистичные нотки данных оценок в значительной мере вызваны многочисленными (и широко растиражированными как в отечественных, так и в зарубежных медиа) заявлениями российских краболовных компаний о готовности «приостановить» промысел в ожидании лучших цен.

Как известно, подобные заявления громко зазвучали было в марте-апреле (на первоначальном испуге перед санкциями и закрытием западных рынков) и практически сошли на нет уже в середине мае-начале июня, когда ведущие отечественные производители наконец-то осознали необходимость (и реальные возможности) переориентации основной части добытого краба с Запада на Восток – в том числе и для дальнейшей реализации схем «серого»/теневого экспорта на емкий (и изрядно «оголодавший») американский рынок.

В результате большинство российских крабодобывающих компаний предпочло перейти от панических слов к тихому но прибыльному делу, осваивая промысловые квоты даже с некоторым опережением графика (по итогам I-го полугодия 2022-го), а в начале июля первая партия свежемороженого краба уже отправилась из Мурманска на Дальний Восток по Северному морскому пути на атомном(!) лихтеровозе «Севморпуть». Есть все основания полагать, что объемы подобных поставок в ближнесрочной перспективе будут только нарастать, поскольку растущий спрос (и, соответственно, цены) на деликатесный продукт компенсируют промысловикам все дополнительные расходы по удлинению логистических цепочек. 

Заметим, что помимо удобства транспортировки и хранения именно замороженный краб пользуется традиционно высоким спросом на американском рынке, в то время как азиатские рынки столь же традиционно предпочитают живого краба.

Кстати, в пользу подготовки к восстановлению (а то и к увеличению) объемов поставок российского краба в США свидетельствует и наращивание его экспортных отгрузок уже непосредственно из дальневосточных портов России. По оценкам различных источников, по итогам первых трех месяцев 2022-го этот показатель на 12-15% превысил соответствующий прошлогодний уровень и тенденция к его дальнейшему росту сохраняется. Похоже, в эти экспортные потоки уже в самом скором времени вольется и живой краб с европейского севера России – соответствующие планы его поставок на Дальний Восток (опять-таки по Северному морскому пути) уже прорабатываются рядом промысловых компаний.

Законы рынка универсальны, так что попавшим под санкции морским деликатесам просто суждено повторить судьбу «запрещенных» российских энергоносителей (угля, нефти и природного газа), которые все равно закупаются потребителям из «недружественных» стран – только окольными путями, под «нейтральным» флагом и, соответственно, по более высокой цене.

Таким образом, у российских компаний по-прежнему сохраняется достаточно мощный стимул стимул не только для сохранения, но и для дальнейшего развития добычи краба – бизнеса, который имеет все шансы остаться сверхприбыльным даже в новых экономико-политических реалиях. И (судя по всему) основные игроки отечественной крабовой индустрии это отчетливо понимают – не зря же гранды отрасли столь решительно настаивают на очередном (причем срочном) переделе промысловых квот (конечно же, в свою пользу), а предполагаемое проведение второго этапа крабовых аукционов вызывает столь неподдельный интерес.

Но чтобы в полной мере реализовать все новые возможности кризисного периода, одного стремления к получению прибыли недостаточно. Чтобы рассчитывать на полноценную поддержку государства, крабодобывающим компаниям неплохо было бы вспомнить:

– Об удовлетворении спроса не только мирового, но и собственно российского рынка, которому в прошлом году досталось не более 20-22% всего добытого краба, а по итогам первого полугодия 2022-го эта доля и вовсе уменьшилась до едва 15%.

– О полноценном выполнении своих инвестиционных обязательств по строительству новых краболовных судов, под кили которых (в том числе и до сих пор не заложенные) были получены (и успешно освоены) промысловые квоты.

korabel.ru

Полностью текст читайте здесь

Поделиться в соцсетях


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>