Море — одно, правила — не для всех

С начала 2014 года в центральную часть Баренцева моря из дальневосточных регионов страны направилась флотилия промысловых судов, специализировавшихся на добыче краба–стригуна опилио. Вслед за российским промысловым флотом в Северо–Западную Арктику устремились шхуны под флагами Норвегии, Латвии, Литвы и Испании.

Общим объектом их интереса стал краб. Дело в том, что после долгих скитаний данный вид гидробионта заполз в анклав открытого мирового океана, в так называемую зону регулирования комиссии по рыболовству в Северо-восточной Атлантике с штаб-квартирой в Лондоне (НЕАФК). В то время разработкой правил промысла в этой зоне никто не занимался. Комиссия НЕАФК признала краба «сидячим» видом шельфа, то есть морского дна, а значит отдельные правила лова разрабатывать ей было не к чему.

Варварский подход и вседозволенность в вопросах ведения промысла валютоемкого биоресурса, характерная для дальневосточников, позволила им реализовывать схемы, направленные на получение легкой выгоды, в том числе за счёт нарушения российского и международного законодательства. Владельцы латвийских и литовских кораблей также не преминули воспользоваться лазейкой в международном праве и начали набивать трюмы своих шхун отборным деликатесом.

Экономическая угроза безопасности от расхищения национальных биоресурсов приняла реальные очертания. Первые же задержания российскими контролирующими органами за незаконный промысел нескольких судов, принадлежащих как российским, так и иностранным компаниям, показали опасную тенденцию.

Были выявлены несанкционированные факты захода в российскую эконом зону для добычи краба рыболовецкими шхунами «Juros Vilkas» (флаг Литва, судовладелец «Арктик Фишинг»), «Сокол» (флаг РФ, судовладелец ООО «Парус» г. Южно — Сахалинск), «Adexe Primero» (флаг Испания) и др. За нарушения российского законодательства правонарушителей привлекли к ответственности в виде многомиллионных штрафов. Все эти события широко освещались в региональных и центральных СМИ, получили широкий общественный резонанс и волной докатились до дальневосточных берегов (…)

Действительно, прибрежные государства обременили себя правами и обязанностями по соответствующему Протоколу, где было прописано, что промысел краба-стригуна опилио как сидячего вида на континентальном шельфе Российской Федерации и Королевства Норвегии в Баренцевом море возможен только при условии определенно выраженного согласия прибрежных государств, то есть России и Норвегии.

На ежегодных Сессиях Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству стороны подтвердили свое намерение осуществлять сотрудничество в области научных исследований для объективной оценки запасов краба-стригуна опилио на шельфе каждого из государств и определения объемов допустимого изъятия. Определена форма осуществления суверенных прав сторон, ответственность за сохранение и рациональное управление запасом краба опилио на континентальном шельфе.

Таким образом, Россия и Норвегия разделили право управления ресурсами континентального шельфа открытой части Баренцева моря по линии, предусмотренной Договором о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море Северного Ледовитого океана от 15 сентября 2010 года.

И уже в июле 2016 года Береговая охрана Норвегии арестовывает не кого-нибудь, а именно «литовского» краболова «Juros Vilkas», за незаконную добычу краба-стригуна опилио на норвежском шельфе внутри района регулирования НЕАФК Баренцева моря. Как стало известно, за нарушение норвежских правил рыболовства капитану судна сулит штраф в размере 50 тысяч норвежских крон, а на компанию судовладельца должен был быть наложен штраф в 2,5 млн норвежских крон.

Однако в спор между законными российско-норвежскими интересами и мафиозно-крабовыми структурами встал, возможно, один из самых «гуманных» судов в мире –суд губернии Восточный Финмарк (Королевство Норвегия). Буквально в январе этого года судом было вынесено оправдательное решение по делу «Juros Vilkas».

Конечно, в рамках судебного разбирательства рассматривалась не позиция конкретной фирмы и конкретного капитана, а подход к управлению биологическими ресурсами в международных водах НЕАФК со стороны Евросоюза. Так, позиция представителей ЕС заключается в том, что добыча краба в международных водах должна регулироваться международными правилами в соответствии со Схемой принуждения НЕАФК (есть и такая), а не договоренностями прибрежных государств.

Итак, как выясняется, суд постановил, что добыча краба-стригуна опилио с использованием судна «Juros Vilkas» велась в соответствии с разрешением выданным комиссией НЕАФК, которая уже давным-давно заявила самоотвод по поводу хоть какого-либо введения правил на его промысел. Что касается действий национального запрета на промысел краба для иностранных судов на норвежском шельфе, так оно теперь не правомерно. 

Что же теперь получается? Если Евросоюзу удалось отстоять свою позицию на территории Норвегии, то почему бы теперь не попробовать и в России.

Хочется верить, что норвежские власти одумаются, и суды второй и прочих инстанций смогут отстоять свои национальные интересы, которые в этом вопросе полностью совпадают с российскими. Ведь что получается: судну с российским флагом на российском шельфе краба ловить нельзя, а литовскому краболову в норвежских водах — зеленый свет.  

Фото: ASMI

СеверПост

Поделиться в соцсетях


Море — одно, правила — не для всех: 10 комментариев

  1. Никогда эти параходы не были Литовскими.Просто на местного жителя из Литвы наши комерсанты крабоворы оформили фирму и всё.У этой компании давно проблемы с законом,и уже не знают как изхетрится.Там всё прикрыли,и они уже здесь только под другими Именами работают.

    • Не знаю какие у них проблемы,но Полар была единственной фирмой,котораяплатила вовремя и даже если был слабый улов платили гарантийку у матроса 1500$,даже сейчас платят, хотя не ловят с сентября 1200$ у матроса,у ком.состава повыше.
      Остальные конторы которые там Парус, Примрыбфлот,Альбакор Прим, может ещё какие,у них задолженность с августа-сентября по зарплате!И гарантийки 600-800$,если они их вообще платят,там и под латвийским флагом есть и под русским,но платят вовремя только Полар Владивосток,суда Memele,Dubna,Valka,Kalmar, перегрузчик Aleksander,отдел кадров у них в Владивостоке,а судовладелец латвийский baltjura serviss sia.
      Работали там и русские и украинцы.У них ещё суда и в Охотском море работают,но под Русским флагом!

  2. Спасибо за содержательную статью!
    Вопрос остаётся открытым, сейчас будет суд над литовским судном Сенатор,если Норвеги его выиграют,то краба ловить не кто не будет там!Правда Сенатор арестовали в конце января не зоне Neafc(хотя могу ошибаться),а в районе Свальбад/Шпицберген,не знаю входит он туда или нет,но у них были все документы и квоты,они их получали в ЕС,но были арестованы и отбуксированы в порт Керкинес.
    Хотя согласно договору 1920 года там имеет право рыбачить несколько стран участниц договора в том числе и Россия.ЕС уже готово судиться с Норвегией за право ловить там краба 20 судам Евросоюза!Если ни разрешат,то Норвеги будут обязаны переоборудовать все эти суда под рыболовные!

  3. Не указан автор этой заказухи? Хоть бы немного в материал вникли, прежде чем заказ отрабатывать. Отработано некачественно, много фактических ошибок.

    • Так по тону похоже на мистера Зиланова. Известный борец, чего уж там. Особенно порадовало про рациональное управление. Куда уж рациональнее — провести пукцион на 1.500т, и тут же поднять в 6 раз. Представляете, сколько чиновников на этом домики в Майями купило? А вы — крабоворы, крабо-мафиозо… Смешно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>