Между нами тает лед

Очередным и довольно уверенным шагом на пути к сотрудничеству стала февральская рабочая встреча начальника пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району контр-адмирала Романа Толока с председателем РООР «Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки» Сергеем Тимошенко.

Руководители говорили  о мерах, что предпринимает Управление для  пресечения незаконной добычи краба в территориальном море и в исключительной экономической зоне РФ с использованием судов под флагами третьих стран (ННН-промысел).

В том числе и о задержании судна «VIRIL» под флагом республики Того. Стороны согласны, что браконьерство наносит ущерб тем, кто работает в море на законных основаниях. В соглашении, подписанном 20 марта, речь идет и о дополнительных мерах, направленных на пресечение незаконной добычи краба с использованием судов под флагами иностранных государств, либо без государственной принадлежности. Отныне судовладельцы-члены СРПК, обнаружив в море подфлажника (его выдает отсутствие связи, флага и бортовых номеров), будут сообщать координаты браконьера пограничникам. Благодаря этому помимо теневиков, специализирующихся на крабе, в список попадут и те, кто незаконно добывает минтая, креветку и проч.       

Много лет между рыбаками и пограничниками существовало  противостояние. Оно было спровоцировано некими провалами в законе и подзаконных актах, которые недобросовестные контролеры могли истолковывать двояко и использовать в своих целях. За это время имидж рыбака был существенно подорван. Но 2016-й год стал переломным в урегулировании  взаимоотношений. Нынешнее соглашение — результат многих встреч, переговоров, совещания- семинара, что прошел 10 февраля (РК от 14.02.2017) – говорит не только об объединении сил против браконьерства, но и возвращает честное имя законопослушному рыбаку, который здесь живет, работает и создает рабочие места.

Соглашение  поможет сообща решать и другие  проблемы. К примеру, перед СРПК на протяжении многих лет стоит задача, требующая законодательного решения. Вот ведет незаконный промысел  судно под флагом другого государства. Пограничник его задержал, судно конфисковали судебным решением. Какова же его дальнейшая судьба? Как правило, такой пароход передается Росимуществу. Для этого ведомства судно, в отличие, скажем, от здания, является специализированным объектом повышенной опасности. За ним нужно следить, платить за причал, охранять от разграбления, сохранять от утопления… Понятно, что Росимущество всегда старается избежать этих обязанностей и поскорее «скинуть с рук». В результате, как показывает практика, пограничники встречают злополучное судно в море снова и снова. Правда, уже под новым именем.

- Однажды в году 2012-м, — рассказывает заместитель председателя СРПК Евгений Кабанов, —  в Союз обратилось одно из наших рыбопромышленных предприятий: «Помогите решить задачку».  Оказалось, в СМИ прошло объявление о судне, выставленном на торги. Будто находится оно у причала Петропавловска-Камчатского, осмотреть можно в такое-то время.  Предприятие как раз находилось в поиске подходящего парохода. Ни у одного причала камчатской столицы судно не обнаружилось. Оно оказалось в Пусане на переоборудовании и переоформлении. Причем в аренде у бывшего владельца. Того самого, у которого пароход изначально конфисковали. После небольшого расследования выяснилось, что на торги пароход был выставлен… где бы вы думали? В республике Мари Эл! По той же схеме в аукционе участвовали еще 12 пароходов. Суда, что должны были реализовать на Камчатке, недобросовестные чиновники Росимущества спрятали подальше от приморских регионов – в Мари Эл, чтобы их не перекупили дальневосточники. И там продавали по минимальной цене или сдавали в аренду бывшим владельцам, помогая браконьерам работать в море чуть ли не от имени государства… Подобные воровские схемы в той или иной форме будут возникать до тех пор, пока есть охотники за легкой добычей. Метод борьбы здесь только один — утилизация. И пока в законе не пропишут, что конфискованные суда под удобными    флагами необходимо пускать на металлолом, они будут получать вторую, третью, четвертую жизнь. К тому же производственных мощностей сейчас больше, чем ресурсов, а потому от таких вот излишков флота надо избавляться. Краб, как высокорентабельный объект промысла, дает возможность быстрого обогащения. Ради него хозяева подфлажников  рискуют экипажами, головами капитанов. Им и пароходы не жалко. Попался? Ну и что. Все равно вернется. Но когда каждое задержанное судно будет уничтожаться, желающих поубавиться.

Соглашение подписано, оно служит основанием для дальнейших действий по предотвращению незаконного промысла. Есть информация, что некоторые дальневосточные регионы  уже взяли на вооружение совместный опыт пограничников и рыбаков Камчатки. Будем надеяться, что и другие  погрануправлениям по Дальневосточному федеральному округу наладят отношения с рыбаками. Если по этому пути пойдет Сахалин, Магадан, Приморье, Хабаровский край, шансов разогнать «подфлажную стаю» будет больше.

Дарья КОЖЕМЯКА.

«Рыбак Камчатки»

Поделиться в соцсетях


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>