Дранг нах остен: браконьеры идут на восток

Обычно новости о задержании браконьерских крабовиков приходят из Охотоморья. Похоже, отныне в сводках погранслужбы будут чаще фигурировать Берингово море и восточное побережье Камчатки. Именно туда сейчас устремлены интересы крабовой мафии. Как объяснить этот «географический сдвиг»?

26 января самолет пограничного управления ФСБ по восточному арктическому району обнаружил в Беринговом море неизвестное судно. Попытки установить с ним связь не дали результата. Судно не отвечало и продолжало идти своим курсом. Спустя время к преследованию подключился патрульный корабль «Аскольд Пынько», который также безуспешно пытался войти в контакт с капитаном судна. Лишь когда в эфире прозвучала угроза применения оружия, шхуна легла в дрейф и приняла на борт осмотровую группу.

Выяснилось следующее. Название судна – Virille («Вирилл»). Это видавший виды хокутен японской постройки, оборудованный для промысла и перевозки крабов в живом виде, который работал под флагом африканского государства Того. Экипаж – россияне и граждане Украины. В момент осмотра на борту было обнаружено около 30 тонн живого товара. После пересчета улова пограничники вернули членистоногих в естественную среду обитания, а судно повели в Петропавловск для дальнейшего разбирательства.

Сразу оговоримся, что оценить деятельность «Вирилла» как браконьерскую может только суд. А пока приговора нет, мы, простые обыватели, имеем право обменяться некоторыми предположениями и слухами.

По официальным данным, владелец задержанной шхуны – фирма, зарегистрированная в Белизе. По слухам – сахалинский коммерсант Андрей С., который считается одним из главных организаторов не вполне легального крабового бизнеса на Дальнем Востоке. Когда-то его услуги были очень востребованы в Японии. Андрей-сан часто посещал эту страну по рабочей визе, но теперь там принимают браконьерский улов со скрипом. Кроме того, в результате действий сахалинских и камчатских пограничников флот «подфлажников» заметно поредел. Японское управление безопасности на море тоже активно подключилось к отлову «летучих голландцев». Приходится Андрею С. выжимать из оставшихся судов последние соки и гнать краба в Китай.

Наверное, потому и мчалась шхуна на всех парах, игнорируя требования пограничников, что до китайского Нового года оставалось лишь два дня. Нужно было успеть доставить свежую добычу к праздничному столу жителей Поднебесной. Не сложилось.

Важно обратить внимание на то, в какой части Тихого океана произошло задержание. Обычно такие новости приходят из Охотоморья, из районов у западной Камчатки. «Вирилл» взяли в Беринговом. Похоже, именно Берингово море будет все чаще фигурировать в сводках погранслужбы. Почему?

Отвечая на этот вопрос, начну с событий, которые произошли в Охотском море 25–26 мая 2016 года. Тогда у западного побережья Камчатки были задержаны два браконьерских краболова «Авант» и «Фаст». Ключевую роль при задержании сыграла авиация. На оба судна с вертолетов были высажены досмотровые группы, принудившие экипажи к остановке. Как оказалось, вертолеты более эффективны, чем патрульные суда. «Патрули» уступают хокутенам по скорости и маневренности, поэтому погони могут длиться часами, что дает браконьерам время замести следы преступления на своем судне.

Если пограничники возложат задачу по задержанию морских нарушителей на вертолетную технику, то это в корне изменит ситуацию на промысле. Противоположная сторона должна была чем-то ответить. И вот как меняется ее тактика: она перемещает свой флот из Охотского моря в Берингово, к восточному побережью Камчатки, к мысу Наварин. Здесь краба хватает для рентабельной работы. А для пограничных вертолетов эти районы промысла менее доступны. Сюда дольше лететь, а возможностей для дозаправки меньше, так как береговая инфраструктура развита слабее. Погодные условия Берингова моря делают такие перелеты более опасными, но они увеличивают опасность и для самих «крабоньеров». Их путь к иностранным портам на сдачу улова тоже становится более длинным и рискованным. Впрочем, рисковать своей шкурой – простым рыбакам, а не их нанимателям.

Может, поэтому среди дальневосточников спрос на такую работу падает, и «джентльменов удачи» все чаще вербуют на западе. Некие кадровые агентства все активнее окучивают Калининград, Крым, Украину в поисках желающих поработать у берегов Камчатки. На первый взгляд все вроде легально. Предлагаются трудовой договор, гарантированный оклад, щедрая премия по итогам рейса. На деле рыбаки получают каторжный труд на тесной посудине без всякой гарантии справедливой оплаты, бесправное положение, запредельный уровень травматизма.

Время от времени в нашу газету обращаются жители разных регионов России и ближнего зарубежья, которые спрашивают, можно ли довериться тем или иным судовладельцам, предлагающим работу на Дальнем Востоке. Чаще всего нам нечего ответить, так как об этих фирмах мы слышим впервые. Их названия, флаги их судов – сплошь иностранные. Совет здесь может быть один: в Охотском и Беринговом морях под зарубежным флагом российского краба добывают браконьеры, от которых честному рыбаку лучше держаться подальше.

Не спорю, кому-то под «удобным» флагом живется хорошо, но везет далеко не всем. Вспомните об экипаже шхуны «Адекс», пропавшей год назад у Парамушира. 16 человек шагнули в неизвестность. А спросить не с кого: судовладелец в России не числится.

Как сложилась бы судьба рыбаков с «Вирилла» на их тернистом пути, если бы шхуну не остановили? Возможно, это задержание спасло кому-то жизнь. 

Кирилл МАРЕНИН 

Комментарий

Директор Дальневосточного центра региональных исследований Александр Тимофеев:

– На мой взгляд, сейчас проблема ННН-промысла связана в первую очередь с поставками краба через КНДР в Китай. Этот канал, о котором еще в 2015 году говорили представители Ассоциации добытчиков краба, практически бесконтролен (в плане ввоза в КНДР нелегально добытого краба). Тем более что поставки идут через порт Раджин, часть которого арендована китайцами.

По данным китайских таможенных органов, в 2015 году Северная Корея экспортировала в КНР немногим более 1 900 тонн немороженой крабовой продукции (в основном живые крабы) на сумму порядка 25,84 млн долларов. Поставки мороженой крабовой продукции из КНДР в Китай в 2015 году составили 303 тонны на сумму 1,345 млн долларов.

За девять месяцев 2016 года Китай импортировал из КНДР около 1 316 тонн немороженых крабов на сумму 16 млн долларов. При этом поставки из Северной Кореи в КНР замороженной крабовой продукции в 2016 году показали резкий рост: за первые три квартала было отправлено 2 750 тонн на сумму 12,6 млн долларов. Таким образом, в прошлом году в КНДР резко выросли объемы переработки краба. При том, что все прекрасно понимают, что такого количества крабов Северная Корея не добывает и даже официально не импортирует. Отсюда следует вполне логичное и естественное предположение, что такие объемы экспорта могут быть обеспечены только за счет поставок нелегально добытого краба.

Следует отметить, что во многих случаях получателями краба в КНДР являются китайские компании, работающие в специальной экономической зоне Расон, которые либо переправляют его в КНР, либо сначала перерабатывают и отправляют в КНР уже замороженную переработанную продукцию.

Учитывая, что ряд китайских компаний, работающих в КНДР, является представительствами или отделениями компаний, зарегистрированных в Китае (в основном в Хуньчуне), выпущенная ими в КНДР продукция вполне может маркироваться как произведенная китайской компанией, зарегистрированной в КНР. Это позволяет легализовать продукцию, произведенную из нелегально добытого краба, и даже отправлять ее на экспорт как продукцию китайских переработчиков.

Поделиться в соцсетях


Дранг нах остен: браконьеры идут на восток: 15 комментариев

  1. Вот радости то взяли ах.Как правило одного не посылают.ловите второго где то рядом .Если второй вернётся обратно то перекроет все расходы и ещё бонус даст.

  2. Тропинка засвечена, теперь американцы самолётами будут её чаще патрулировать. А мы, по их наводке, чуть южнее — ловить.

  3. А суть в том ,что надо бороться не с последствиями ,а работать «над ошибками » на ранней стадии.Ранняя стадия-это подразумевается коррупция тех же военных,отсутствие законодательной базы(адекватной имеется ввиду),да многое другое.Почему краба везут на Корею,Китай,Япони.Потому-что,там у них все созданно для потребителей.Везите,везите больше,всё примут.А у нас???? То свободную зону пытаются сделать,то холодильники построить,то порты..в итоге и воз ныне там.Посмотрите сколько стоит наш же краб у нас в магазинах!!!!!Себя не можем накормить,зато всех вокруг кормим…..да и браконьеры эти-ну увезли они жалких 30 тонн.Можно подумать Колумбийский синдикат подняли на эти три копейки.Люди (экипаж) деньги бы выслали семьям,детям.Возможно хозяим их ,купил бы себе новую машину(если бы деньги остались)Да и всё…….Не тех и не там ловят.Надо в мэрию подьезжать,а лучше сразу в Кремль.Там сто процентов попадание:))))))) а это…просто показуха.Разве не так????:)))

    • Добавлю свои пять копеек. Порты АТР принимают живого краба и продают живьем. А попробуй в России продай свежий и тем более живой улов. Всякие навознадзоры понабегут, запретят, изымут

  4. Вот Вот.Колхозы по ветру пустили,кучу заводов позакрывали.Вот Пети да Васи пошли браконьерить.Можно подумать,что можно пойти взять ссуду и начать честный бизнес.Да тех же свиней выращивать и людей кормить.Заклюют же толстопузые проверки.Это всем известно!Вон Америкосы-за своего всех на немецкий крест порвут.А наши? За радость в рыбаков пострелять да за пару хвостов данью облажить.Обернитесь вокруг! Родина на последнем издыхании(честных чиновников не касается).Я понимаю,если бы были б все условия,а люди в браконьеры подались.Так нет ничего ж!! Дальше писать….только зря.А мож Вовке сразу написать.Он то наверное не в курсе.)))))))))))))))

    • А вы в ближайший отдел ФСБ зайдите и все расскажите.Мол знаю лично этого жлоба,готов лично участвовать в его ликвидации!!!Вам сразу выдадут удостоверение,и хлебных карточек на месяц.А..да,флаг еще дадут,и вы с этим флагом,с высоко поднятым лицом честного налогоплатильщика сразу Его-этого жлоба сможите остановить!!!…..или просто ,как в 37-м,напишите в милицию по месту прописки.(а ВЫ его лично знаете??,вдруг он тоже эти коменты читаетНе боитесь?Говорят он страшный!!!)

      • Вот Вам лишь бы обхаить «коррумпированных военных», да складывающуюся обстановку. А как суть до дела, так «моя хата с краю». Вот Вы, раз такой патриот, хоть раз проявили свою гражданскую позицию по пресечению противоправной деятельности? Или все воры и козлы, но «сдавать я никого не буду, не по-пацански это». И насчёт Вашего комментария про собственне хозяйство: а вы сами пробовали? практически каждый китаец с радостью возьмёт хоть клочок земли на ДВ, возделает его и заработает кучу бабла, и никакие комиссии ему не страшны. А у нас большинству лишь бы поплакать, да посокрушаться, как все хреново. Поэтому и хреново, что только плачем и ничего не делаем!

        • Да пробовали мы.., пробовали. Когда вопрос задали , что с такими налогами ничего не бьётся, нам сказали » Воруйте, как все!!!» И сказали не где- то на улице а в администрации. Да и зря выпро гражданскую позицию, не в почёте это сейчас. И ваше предложение о информации по ИННН промыслу -Может вы сам браконьер ? И просто играете на перед. Логично?

    • Вот Вам мой адрес: RodionUK@mail.ru Буду признателен за любую инфу, касаемо деятельности Сазонова и других фигурантов ННН-промысла.

  5. Кирилл, вы допустили ошибку назвав этот пароход хокутеном, хокутены это тральщики, изначально тральщики с носовой надстройкой и слипом. Например вот https://www.marinetraffic.com/ru/ais/details/ships/shipid:346724/mmsi:273327440/imo:8317241/vessel:BREEZE
    а Вирилл, тунцелов типа Магуросэн. Обычьный классический тунцелов со средней надстройкой, я его лично в августе или июле прошлого года видел в Пусане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>