Невозвращенцы, или Как угоняют пароходы

Камчатские судебные приставы обратились к мурманским пограничникам с просьбой задержать краболов «Камчатка» и вернуть в российский порт. Но когда это произойдет, никто не знает. Другой невозвращенец – краболов «Тигиль» – похоже, потерян для нас навсегда

История этих двух конфискованных крабовиков запутанна, как роман «Граф Монте-Кристо». Почему же камчатские судебные приставы вынуждены искать их по всему миру?

Начнем с «Камчатки». Когда-то судно (в те времена оно называлось «Ария») вело нелегальный промысел краба, за что было конфисковано в 2006 году. Но краболов на этом не успокоился. Наоборот. Чего только не происходило с ним с того момента, как Росимущество стало передавать его в аренду. Хватило бы не на одно уголовное дело, если бы правоохранители сподобились расследовать его деятельность за последние 10 лет.

В мае 2014-го суд признал недействительным договор аренды «Камчатки» (арендатором выступало ООО «Мидель») и постановил вернуть краболов государству в лице местного управления Росимущества. Но «Мидель» судно не вернул. В июне того же года «Камчатка» спокойно покинула Петропавловск, добралась до Баренцева моря и ушла за границу.

Два года камчатские судебные приставы, пытаясь выполнить решение суда, мыкались по городам и весям. Однако фирмы «Мидель» по двум ее официальным адресам в Петропавловске и Елизове не оказалось. Поиск ее учредителей тоже не дал результатов. Никаких счетов или судов ООО «Мидель» на Камчатке не обнаружено.

Впоследствии из газет стало известно, что «Камчатка» находится в Норвегии и ведет промысел по «блатным» международным квотам. Поводом для этих публикаций стали два ЧП, произошедших на борту судна. В феврале 2015-го на «Камчатке» погиб член экипажа, а в октябре часть команды подняла на судне бунт и покинула его, жалуясь на невыносимые условия работы.

При этом «Камчатка» в Россию возвращаться отказывается, а Федеральная служба судебных приставов ничего с этим поделать не может. В итоге приставы вынуждены обратиться за помощью к мурманским пограничникам.

Как сообщил руководитель управления ФССП по Камчатскому краю Валериан Жеребятьев, в пограничное управление по западному арктическому району направлено требование задержать судно «Камчатка», если оно пересечет границу и войдет в российские воды. Но неизвестно, когда оно пересечет границу и пересечет ли вообще.

Ситуация с «Тигилем» почти та же. Этот краболов был конфискован на Камчатке в 2009-м. Год спустя Росимущество передало его в аренду ООО «Алеут». В 2013 году «Тигиль» покинул Петропавловск и больше сюда не возвращался. Ушел он в США, в город Сиэтл.

Долго в арбитражном суде шла тяжба между ООО «Алеут» и государственным предприятием «Приволжский», в хозяйственном ведении которого «Тигиль» должен находиться сейчас. В марте 2015 года суд удовлетворил требования ФГУП «Приволжский» об истребовании краболова из владения ООО «Алеут». Управление ФССП по Камчатскому краю возбудило исполнительное производство, но вернуть «Тигиль» в Россию опять-таки не может.

По словам Валериана Жеребятьева, его коллеги не нашли ни фирму «Алеут», ни ее руководство. Какого-либо имущества, движимого или недвижимого, за фирмой на праве собственности не установлено. По официальному адресу предприятия нет. Его гендиректор на территории Камчатского края не зарегистрирован.

Тем временем может оказаться, что «Тигиль» в США обрел нового хозяина. Есть такой сайт shipspotting.com, на котором мореманы со всего мира обмениваются данными о судах. На этом сайте можно найти информацию в том числе о «Тигиле», который много лет назад был американским судном. Там написано, что «Тигиль» снова находится «в американским владении» (дословно – «Now again under US ownership»). Не могу поручиться за достоверность этих данных, так как shipspotting.com – сайт неофициальный. Но повод задуматься есть.

Как пояснил мне руководитель местного управления ФССП, ведомство не располагает информацией о продаже «Тигиля» зарубежным фирмам. Но видимо, судебные приставы уже не рассчитывают на возвращение судна в Россию. Об этом говорит тот факт, что они предложили ФГУП «Приволжский» изменить способ взыскания: взыскать с должника не судно, а его стоимость.

Я также пытался выяснить, знают ли в Росимуществе о местонахождении упомянутых судов, которые остаются собственностью РФ, и намерены ли там предпринять что-либо для их возвращения. Но мои запросы остались без ответа.

По этому поводу вспоминается история еще одного невозвращенца – краболова «Флинт». Он тоже был конфискован на Камчатке. После чего (в 2011 году) Росимущество передало его в аренду ООО «Волна», гендиректором которого была Анна Можайкина. Затем «Флинт» вышел из Петропавловска и пропал. Объявился он в Южной Корее, где его вывели из-под юрисдикции России.

Так бы и канул «Флинт» в неизвестность, если бы не вмешалась ФСБ. Эта федеральная служба нашла всех, причастных к хищению судна, и заставила вернуть его в нашу страну, что произошло в 2013-м. Может, ФСБ подключится и к возвращению «Камчатки» с «Тигилем»? Не всплывут ли в этом деле те же фамилии, что и в деле «Флинта»?

Интересная деталь: ООО «Мидель», ООО «Алеут» и еще одну фирму упомянутой Анны Можайкиной (ООО «Оланкам») в арбитражном суде  представлял один и тот же юрист. Сам по себе этот факт ничего не доказывает, но в связке с другими фактами он позволяет предположить, что между деловыми людьми, которые активно занялись крабовым бизнесом с использованием конфискованных судов, существует невидимая, но устойчивая связь.

А пока Родина продолжает ждать, когда ей вернут ее имущество. Дождется ли? 

Кирилл МАРЕНИН 

P. S. Кстати, граждане, которые приложили руку к исчезновению упомянутых судов, сыграли немалую роль в активизации крабового промысла в Северном бассейне. Пользуясь не урегулированными международными правовыми отношениями в ряде морских районов, они нагнали туда с Дальнего Востока армаду краболовов. Однако, судя по всему, их бизнес там не процветает. Подробнее об этом мы постараемся рассказать в ближайшем будущем.

Поделиться в соцсетях


Невозвращенцы, или Как угоняют пароходы: 20 комментариев

  1. Давно уже не ждет Родина, когда ей вернут эти суда. Родина счастлива, что не приходится ей платить за стоянку этого хлама в российских портах. Родине хочется, что бы все задержанные суда были угнаны подальше от ее берегов, потому как сил нет содержать это бесполезное и бестолковое имущество///

    • Их можно было продать,хоть бы даже по цене металлолома.Твоей родине все польза была бы.А так предприимчивые дельцы поимели пользу,с Тигилём вообще классически,угнали и вжарили американцам.Вот тебе и родина и бестолковая пародия на государство.

  2. Если быть точным то на амерканском сайте написано – судно опять под американским владением, но еще не перерегистрировано ( Now again under US ownership, but not yet re-registered). Хотя запись сделана как минимум год назад. За год что –то могло измениться. Если судно перерегистрировано, то ему должны вернуть US Official Number 642407, и тогда его можно будет пробить вот по этому сайту http://www.st.nmfs.noaa.gov/. Но я там информации о Тигиле пока не нашел. Можэет быть он еще под российским флагом. Но для получения точной информации лучше обращатся в NOAA Fisheries . Попробуйте направить туда журналистский запрос.

  3. Кирилл забыл еще одну интересеную деталь упомянуть. Юрист который представлял вышеупомянутые фирмы одной национальности с Гонтмахером. Что лишний раз бесспорно доказывает связь крабовой мафии и мировой закулисы)))

      • Айяяй. У кого-то клавиша «шифт» не работает.. (вы)

        Да, это я. Что делать будете — забаните или дадите возможность порассказывать ряд интересных вещей, пусть даже альтернативных Вашей позиции? Есть интересные моменты про бедных слуг обиженной Родины…

        Кстати Вы как-то упустили из виду арбитражное дело А24-3617/2015, по иску Оланкама к Арктик Фишингу…

        • Кто же ВАС банит? Разве только немного подчистил ВАШ флуд. А если есть что сказать по делу, говорите смело.

          • Ну писать — Ваша работа. Вы расследование ведете…
            Хотите пообщаться? Много не расскажу, но и в немногом, что могу рассказать, есть куча интересного… про позицию чиновников

  4. Дмитрий, планировал принять Ваше предложение пообщаться и уже собирался Вам сегодня позвонить. Но, прочитав Вашу публикацию обо мне в Фейсбуке, понял, что Вы решили объявить мне войну. Мне ничего не остается, кроме как занять ту же позицию по отношению к Вам. Но даже после этого я Вас не забаню, и не надейтесь.

    • Кирилл, о каких «блатных» квотах в Северном бассейне Вы говорите? Промысел опилио в НЕАФК велся по разрешениям, выданным ББТУ ФАР. Вникните, потом пишите. Спасибо.

      • В судовых суточных донесениях «Камчатки» из Баренцева моря указан код режима промысла – 15: по международным договорам. Возможно, действительно юридически правильнее написать — не по международным квотам, а по международным договорам. Но, уверен, получить возможность работать по международным договорам может далеко не каждый , без «блата» не обойтись.

        • И Камчатка, и все остальные примерно 20 судов под РФ флагом работали там по обычным российским разрешительным билетам, выданным ББТУ ФАР РФ. На основании чего эти
          разрешения выдавал ББТУ — второй вопрос; действительно, на основании конвенции НЕАФК. Это вообще была очень интересная история, но напрасно у Вас постоянно звучит намек на ее сомнительную легальность. Гораздо интереснее, что пока просысел шел по правилам НЕАФК, там ловили и норвежцы, и российские рыбаки, а после объявления района российским в сентябре — остались только норвежские.

          • Спасибо за информацию. Признаю, что не знаю всей ситуации в Баренцевом море. Это географически очень далеко от меня. Занялся этой темой лишь потому, что там оказалось очень много рыбаков с Дальнего Востока (с Камчатки, в частности).
            О правовом статусе промысла в зоне НЕАФК могу пока судить только по СМИ. Около месяца назад я обратился в ФАР с просьбой разъяснить мне все нюансы. Обещали ответить. Надеюсь, ответ агентства поможет мне восполнить пробелы в знаниях.

  5. Зря надеетесь. ФАР эту тему очень не любит. Не будут он Вам правду писать. Пришли, понимаешь, сами по себе непонятно кто, на свой страх и риск (и вложения), типа работать, новый объект и район промысла осваивать, выдавай им тут всем билеты за просто так, и ведь вроде как и отказать никак. А выдавать-то хочется не всем, а только…ну в общем, все равны, но некоторые равнее. Особенно мурманские. Вот в ФАРе и
    придумали, объявить участок района НЕАФК российским шельфом и НА ЭТОМ ОСНОВАНИИ запретить промысел именно российским рыбакам. А
    норвежцам — оставить. Такой вот интересный патриотизм. Ну и не сектрет, что одновременно с этим ОДУ опилио в ИЭЗ РФ на Баренце будет поднят с 1,500 до 10,000т. Технология-то простая, в Приморье уже отработанная бывшим министром и бывшим олигархом. А Вы — браконьеры, Камчатка… мелочи это все, просто ребята с ДВ чуть было не помешали таким чудесным планам. Отсюда и шум. Удачи Вам.

  6. С января,февраля будет рыбалка,многие получили квоты,разрешения,но карты уже поменяли и ловить будут в районе Шпицбергена,помоему так договорились или отправят на проверку пару суден,есть краб или нет,если нет будут с русскими договариваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>