Концы в воду

Признанные потерпевшими крушение в Охотском море суда Adex и Nort могут до сих пор бороздить просторы океана

В деле о загадочном исчезновении в Охотском море двух рыболовецких шхун под «удобными» флагами (то есть с регистрацией в странах, предоставляющих максимально льготные условия деятельности) появились новые детали. О том, как продвигается расследование, узнал корреспондент «РГ».

Темная история

Следователи, ведущие уголовное дело о гибели неподалеку от курильского острова Парамушир иностранного судна Adex, выдвигают две основные версии произошедшего. По одной, шхуна действительно утонула, а по другой — никакого крушения не было, и сейчас «подфлажник» может находиться где угодно.

По словам руководителя Сахалинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ Ильи Царькова, имеются факты, говорящие в пользу каждой из версий.

Напомним, 7 февраля в Охотском море сработали аварийные буи промысловых судов Nort и Adex. Неделю спасатели с воздуха и на воде вели поиски потерпевших бедствие экипажей, но, кроме двух буев, нашли только три гидрокостюма, два спасательных жилета, спасательный круг и пустой плот.

Эксперты заявили, что крушение могло быть внезапным и экипаж утонул, не успев воспользоваться средствами спасения. Но нельзя исключать, что «улики» могли подбросить на место ЧП, например, чтобы сбить со следа пограничников. Ведь, как выяснилось, шхуны имеют темное прошлое и уже попадались на незаконной добыче водно-биологических ресурсов (ВБР).

Тот же Adex, сейчас приписанный к Республике Того, не раз менял название и, возможно, хозяев. В 2014 году, еще называясь Virt, судно с 38 тоннами нелегального краба на борту задержали пограничники. За браконьерство капитана оштрафовали на 11 миллионов рублей. В сентябре 2015-го Virt, уже превратившийся в Adex, арестовали снова. Но в декабре траулер, по некоторым данным — самовольно, по другим — после разбирательства, покинул порт Петропавловска-Камчатского. А уже через неделю он вышел из японского Отару, согласно судовой роли на борту находились 16 членов экипажа — жители Приморского края и Сахалинской области.

Nort, владельцем которого до 2009 года являлась сахалинская компания, в последнее время ходил под флагом Сьерра-Леоне. Как отмечают следователи, «документального подтверждения о выходе данного судна в море не имеется». Как не имеется и судовой роли или других документов, которые подсказали бы, кто был на судне. И еще одна деталь: ни в МЧС, ни в правоохранительные органы не поступило ни одного заявления о пропавших людях, которые могли находиться на Nort в это время.

- По основной версии, «Nort» и не был на месте крушения, скорее всего, судно уже утилизировано, — объясняет Илья Царьков, отвечая на вопрос, почему эта шхуна, в отличие от Adex, до сих пор не стала «фигурантом» уголовного дела.

Кстати, некоторые семьи команды Adex начали заявлять о пропаже близких сами, других следователям удалось найти. Родственники членов исчезнувшего экипажа говорят, что давно не связывались с моряками и ничего не знают об их местонахождении.

Летучие голландцы

Председатель совета Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) и автор книги «Есть ли права у моряков под «удобным» флагом» Николай Суханов также удивлен молчанием родственников.

- В нашей практике были случаи, когда судовладельцы или их представители подкупали и запугивали семьи погибших. Давали им по пять-десять тысяч долларов и рекомендовали «не высовываться», «подумать о детях». Для нелегального крабового бизнеса, где крутятся миллионы, эти суммы — копейки. Я не утверждаю, что сейчас так и было, но прецеденты имелись, — говорит профсоюзный лидер.

Он отмечает, что в подобных случаях на организацию обрушивается огромное количество обращений, а на этот раз пришел всего один человек — тесть моряка, работавшего на Adex.

- Тот рассказал, что его зять выходил на связь 15 января, будучи в южнокорейском Пусане. Так что не исключено, что судно пропало раньше 7 февраля. Судовладельцу выгодно, чтобы оно исчезло — так меньше проблем. В случае крушения нужно организовывать поиски, вывозить тела, выплачивать компенсации. Это большие расходы, и проще спрятать концы в воду, — предполагает Николай Суханов.

Кстати, по словам Ильи Царькова, следствие пришло к выводу, что на Adex, скорее всего, была отключена система геопозиционирования, следовательно, говорить со 100-процентной уверенностью, что траулер ушел ко дну и именно в том месте, где искали, сложно.

По мнению Николая Суханова, этот случай еще раз демонстрирует, что нередко жизни моряков, работающих на судах под «удобными» флагами, оценивают в копейки. Конечно, есть компании, регистрирующие плавсредства в офшорных зонах, при этом выполняющие все требования международного морского законодательства. По подсчетам председателя ДВРО РПСМ, они владеют почти 70 процентами «подфлажников».

- О них ничего плохого сказать нельзя. Но остальные используют «удобный» флаг, чтобы заниматься преступной деятельностью. Судовладелец нанимает дешевую рабочую силу, выплачивает минимальную зарплату, сокращая издержки за счет ухудшения условий труда моряков. При регистрации судов под «удобным» флагом зачастую используются поддельные документы и сертификаты. Были случаи, когда, приходя по указанному в документах адресу, вместо офиса мы обнаруживали пустырь… Все это открывает простор не только нелегальной добыче ВБР, но и транснациональной организованной преступности. Более 18 тысяч таких судов ежегодно перевозят по всему миру сотни миллионов тонн опасных грузов, — приводит данные Суханов.

Бывает, что одни и те же суда, но с разными названиями, попадают в поле зрения пограничников по нескольку раз. Судно задерживают, допустим, за нелегальную добычу краба, ставят на прикол в порту. Владелец не объявляется — не хочет платить многомиллионный штраф. Затем по решению суда корабль выставляют на продажу. Его покупают, регистрируют где-нибудь в Монголии или Камбодже, и сменивший имя нарушитель снова выходит в море, как правило, заниматься все тем же незаконным промыслом.

Предварительный ущерб

- Несмотря на заключенные межправительственные соглашения со странами АТР, отправка туда нелегальной валютоемкой морепродукции из РФ не прекращается. И основным поставщиком являются «подфлажные» суда, укомплектованные российскими экипажами. Как показывает практика, назначаемые дальневосточными судебными органами штрафы за незаконную добычу ВБР не останавливают капитанов. В частности, судно под флагом Сьерра-Леоне, принадлежащее компании Forever Corporation, задерживали за незаконную добычу краба в исключительной экономической зоне и территориальном море России пять раз. В трех случаях оно имело разные названия. Конфискуют браконьер­ские суда редко. Например, в прошлом году в Сахалинской области было изъято всего шесть иностранных шхун, — говорит директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ Александр Сухаренко.

Как отмечает эксперт, по последним (естественно, приблизительным) данным объем незаконного промысла ВБР оценивается в 800 миллионов долларов в год. Определить точнее сложно: для этого сегодня нет утвержденной методики. Между тем отсутствие достоверной информации ведет к недооценке экономического и экологического ущерба.

Кстати

Для повышения эффективности борьбы с браконьерством в Госдуму был внесен законопроект, ужесточающий уголовную ответственность за незаконную добычу водных биоресурсов, в том числе с применением самоходного транспортного плавающего средства. Максимальное наказание за такое деяние — штраф до миллиона рублей или лишение свободы сроком до пяти лет.

Анна БОНДАРЕНКО,

«Российская газета» 

Поделиться в соцсетях


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>