Монте Кристо XXI века

Имя Алексея Козлова навсегда вписано в историю браконьерского промысла краба. Он один из основоположников многих «схем», которые потом были взяты на вооружение его последователями. Он первый руководитель браконьерской флотилии, который предстал перед судом. Это материал, посвященный А. Козлову, был опубликован в 2005 году.

Петропавловск-Камчатский городской суд вынес приговор по одному из самых громких браконьерских дел – делу президента фирм «Маримпекс» и «Чукотрыба» Алексея Козлова. А. Козлов приговорен к 7 годам лишения свободы с отбытием срока в колонии общего режима.

Когда смотришь на Алексея Козлова, с трудом представляешь, что не так уж давно этот человек был  простым учителем труда обычной средней школы. Но как у известного сказочного персонажа Урфина Джюса, стремительный карьерный взлет у Алексея Николаевича начался именно со столярного ремесла. В конце 1980-х он организовал кооператив «Мастерок». Спустя несколько лет дал своему предприятию более респектабельное название – «Модус». «Модус» занимался строительством, ремонтом, поставками продуктов, одежды, туризмом и т. д.

В 1990-х включился в рыбный бизнес. Имел прямое отношение к созданию компании «Марина Ич». Потом «Марина Ич» ушла в свободное от Козлова плавание. Правда, плыли они примерно в одном направлении. О чем свидетельствует несколько уголовных дел, возбужденных в конце 1990-х в отношении капитанов этой фирмы. Но Козлов успел отсудить у нее два парохода – «Марина Ич» и «Сириус», переименованных затем в «Каюм» и «Ковачу». Потом в его «флотилии» появились судно «Вострецово», краболов «Норден Винд», взятый в бербоут-чартер, и т. д.

В середине 1990-х Козлов, будучи соучредителем «Марины Ич», совершил деловую поездку в Сиэтл. Там познакомился с Алхазовым.  Алхазов, бывший советский гражданин, живет с 1980 года в США, где  возглавил американскую фирму «International Commodity Management inc» (ICM). Знакомство с ним стало для Козлова судьбоносным. Но об этом позже.

Вскоре Козлов создает несколько рыбопромышленных компаний: «Маримпекс» (Камчатка), «Чукотрыба» (Чукотка), «Океан Прим» (Хабаровск). Хотя в учредительных документах, например, «Маримпекса» не сказано, что его учредителем является Козлов. Там написано, что его учредили ИЧП «Модус» и ТОО «Олего». А вот учредителем «Модуса» уже являлся единолично Козлов. Учредителем «Олего» — Козлов и его жена Ирина.

«Маримпекс» был зарегистрирован в Петропавловске по адресу: пр. Карла Маркса, дом 37, офис 410. Там же появился камчатский филиал «Чукотрыбы», чей главный офис – в Анадыре. Доказательства, добытые следствием, подтверждают, что Козлов фактически был их единственным владельцем и руководителем. Управлял их финансовой и хозяйственной деятельностью, назначал на должности, увольнял, принимал решения о замене и наборе экипажей. Лично контролировал все, вплоть до поставок на суда средств гигиены, капроновых ниток, фартуков.

У фирм были гендиректоры, но все документы, агентские договоры, договоры продажи продукции и т. д. подписывал Козлов, как «президент». Хотя такая должность не была предусмотрена уставами предприятий.

Основные события развернулись в июне 1998 года. Пограничники только-только приступили к охране морских биоресурсов. Между ними и рыбводами еще шла борьба за функции, имущество, штаты. В общем, контроля в море практически не было. В то же время в Беринговоморье и началась небывалая по тогдашним меркам браконьерская экспедиция.

В ней были задействованы суда «Каюм», «Ковача» и «Норден Винд».

Официально они работали по коммерческим и научным квотам (Это дает повод еще раз задуматься над тем, с кем «дружит» наука). Но, когда флот пришел в район промысла, уже сами решали, что и сколько ловить.

Продукцию гнали за границу. Здесь и пригодилось знакомство с президентом ICM Алхазовым. По устной сделке между Козловым и Алхазовым, формально названной агентским договором, крабопродукция с судов «Чукотрыбы» и «Маримпекса» перегружалась на транспортники ICM. В основном, ее везли в Пусан. Там она декларировалась и поступала для дальнейшей отправки агентирующей фирме. После чего проследить ее дальнейший путь сложно. Часть продукции уходила в Ванкувер (Канада). ICM после ее продажи оставляла себе с выручки агентское вознаграждение, остальные деньги уходили на счета фирм Козлова, в том числе в американских банках.

Козлов руководил работой своих судов по спутниковой связи «Инмарсат» из штата Вашингтон (США). Там у него дом. Там же находится офис ICM. Козлов давал указания капитанам судов по добыче краба, обработке, отгрузке. Получал отчеты о ходе промысла.

В сентябре 1999 года между Козловым и Алхазовым произошла размолвка. Алхазов соскочил с дела. Тогда Козлов создал в том же штате Вашингтон фирму «Marin Fishing International» (MFI) и работал с ней по старой схеме. Только на этот раз фирма, выполнявшая роль посредника-перепродавца, формально выступала покупателем.

Всего с июня 1998 года по февраль 2000-го незаконно добыто более 2 тыс. тонн синего краба, более 100 тонн камчатского краба, более 200 тонн краба стригуна опилио и т. д. Из «неучтенки» произведено более 2 тысяч тонн продукции. Только представьте: это целый железнодорожный состав, набитый крабом. Общая сумма ущерба интересам России составила 913 344 294 руб. — более $ 30 млн.

Закончилась эта эпопея тем, что Алхазов накатал «телегу» на Козлова в ГУБЭП МВД. Была организована спецоперация, участие в которой приняли с российской стороны – ГУБЭП и ФСБ, с американской – ФБР и Береговая охрана. В итоге в нескольких районах, в том числе недалеко от Сиэтла, были задержаны «Норден Винд», «Каюм» и «Ковача» (уже во время следствия СТР «Ковача» пытался бежать в Пусан). В отношении капитанов, которые в 1998 – 2000 годах командовали этими пароходами, Камчатская межрайонная природоохранная прокуратура возбудила уголовные дела. Они подтвердили, что все указания получали непосредственно от Козлова. На его предприятиях начались обыски, изымались документы.

Было выполнено большое количество следственных действий на территориях разных регионов и стран – на Камчатке, в Приморье, Сахалине, Хабаровске, а также США. Собирались необходимые данные, в том числе по линии Интерпола, в Южной Корее, Японии, Канаде.

Сам Козлов находился в Штатах вне досягаемости следователей. Но его подвела привычка все делать самому. В 2001 году он прибыл в Москву, чтобы участвовать в «рыбных аукционах». То, что это ошибка, наш герой понял слишком поздно. Его задержали прямо в аэропорту, когда он пытался спешно вернуться в Сиэтл. Потом были «Лефортово», приезд под конвоем в Петропавловск и местное СИЗО.

Его освободили под рекордный залог – $ 1 млн. Для сравнения: олигарх В. Гусинский был освобожден из греческой тюрьмы под залог всего лишь в 100 тыс. евро.

Пока шло следствие, было возбуждено еще одно уголовное дело по факту дачи взятки. Представители «Маримпекса» предложили сотруднику Камчатской спецморинспекции, который проводил экспертизу, вознаграждение за «правильно» подсчитанный ущерб. Эксперт сразу обратился в ФСБ. После чего якобы стал делать липовую экспертизу. Настал момент передачи денег. Все фиксировалось на видео. При этом произошел анекдотический случай. Один из участников событий, войдя в помещение, долго думал, куда повесить шапку. И как назло повесил именно там, где была спрятана видеокамера, закрыв объектив. Но звук записывался. Как только взятку передали, вошли оперативники: «Руки на стол. Что в пакете?» Посредник сразу выложил все, что знал.

Следствие шло более года. Ознакомление обвиняемого, в дальнейшем подсудимого, и его адвокатов с материалами дела тоже заняло много времени. Исследования всех доказательств в судебном процессе длилось год и 4 месяца. Получается, 1 августа 2001 года дело было возбуждено. 1 августа 2005 года суд был готов к оглашению приговора…

На одном из судебных заседаний А. Козлов заявил, что в США его возвращения ждет один очень богатый человек, который готов передать ему в управление бизнес с годовым оборотом в 1, 5 млрд. долл. Полагаю, что Алексей Николаевич будет сидеть не все 7 лет, а меньше в связи с хорошим поведением, 65-летием Победы и т. д. И очень скоро он, как граф Монте Кристо, превратится из обычного зека в иностранца-миллионера.

Кирилл МАРЕНИН.

Поделиться в соцсетях


Монте Кристо XXI века: 2 комментария

  1. Один из участников этой эпопеи уже отдал Богу душу – Борю Алхазова похоронили в Сиэтле. О покойниках либо хорошо, либо никак. Поэтому помолчим…
    Хотя сейчас вспомнил одно его доброе дело: он дал денег на позолоту купола храма в Сероглазке. Может, ему это зачтется ТАМ

  2. Борю Алхазова и Боба Наливайко знаю не понаслышке.Первый азербайджанский еврей кинул меня и моего друга на 1 миллион зеленых.Получил продукцию а деньги не перечислил.И наша судьба его не волновала.А как он с Наливайко раздевал кохоз Ленина-это вообще сказка.Вообще он чуствовал себя хозяином в колхозе.На его имя Драчев тогдашний председатель открыл в Сиэтле банковский счет.Алхазов его постоянно шантажировал и брал продукцию колхоза по дешевке или вообще ничего не платил.Все жулики от рыбы собрались в Сиэтле.Когда люди спрашивали вы знаете предприятие ABBA?Это которые всемирно известные музыканты?Нет это русские жулики Абрамов(УТРФ)Бабушкин московский жулик.Там даже улица Русских(Русских ли?Вроде Абрамов не наша фамилия).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>