Принято считать, что «родной берег» российских браконьеров – Япония. Но те, кто планировал свою деятельность на годы вперед, сразу сделали ставку на более перспективный американский рынок. Стоит вспомнить плавбазу «Рыбак Чукотки», переоборудованную под переработку краба, которая приходила из Сиэтла с целой армадой «трубовозов» (эти суда были построены для перевозки труб, а потом переделаны в краболовы). На борту добытчиков в качестве «вторых капитанов» находились американцы, которые и управляли промыслом. Другой пример – крабовый процессор «Фиерс Си». В 1999-м я присутствовал на суде над его капитаном. В результате в том же году был опубликован этот материал:
Крабовый процессор «Фиерс си» принадлежит американской фирме MBI, но находится в оперативном управлении ЗАО «Марина Ич» (если не ошибаюсь, MBI была основана Александром Силагиным, бывшим представителем Минрыбхоза СССР в Сиэтле, поныне там живущим).
20 августа – 19 октября 1998 года ТПК вел промысел краба в Охотском море. Согласно материалам следствия, в этот период краболов выловил сверх выделенных квот более 270 тонн камчатского и более 100 тонн синего краба.
Факты сверхлимитной добычи краба и его переработки по указанию капитана не отражались в документах. В контролирующие органы шла искаженная информация. Тем временем «неучтенку» накапливали на борту и отгружали на подходившие транспортники. Крабопродукцию доставляли в порты Южной Кореи. Там она проходила государственное таможенное оформление и отправлялась в адрес фирм Global Star Shipping и MBI. Таким образом, незаконно полученная продукция приобретала легальный статус и попадала в законный оборот.
Впервые крабы с «Фиерс Си» «всплыли» за границей в начале октября 1998 года. В это время в южнокорейских портах Пусан и Масан по согласованию с местной таможней и при содействии Генконкульства России работали госинспектор Камчатрыбвода. Он проверял деятельность наших судов, доставлявших в Корею грузы.
Тогда же в Пусане появился ПТР «Влада» (порт приписки Владивосток) и задекларировал 172 тонны крабовой продукции. Инспектор стал свидетелем того, как ящики с крабом сгружали с «Влады» на пирс. На ящиках стояла маркировка судов-изготовителей, в том числе «Фиерс Си». Была также указана дата изготовления – 15 октября 1998 года. Капитан «Влады» отказался предоставить российскому инспектору документы о законности груза.
19 октября на борт «Фиерс Си» высадилась группа сотрудников рыбоохраны. Началась проверка документов. Капитан представил контролерам коносамент, который свидетельствовал о перегрузе на МТР «Пиритовый» конечностей синего краба 1 октября 1998 года. Больше перегрузов, по словам капитана, не было. Но у члена экипажа, американца Мартина Генри Карстенса нашлись копии еще четырех коносаментов. В итоге были подтверждены факты нескольких перегрузов крабопродукции на ПТР «Кастрикум».
Сотрудник MBI Мартин Карстенс работал на «Фиерс Си» консультантом, фактически вторым капитаном. Он вел учет всей продукции, которую вырабатывал и перегружал краболов. Г-н Карстенс подтвердил, что за 90 дней деятельность судна была очень активной. По словам американца, он даже представить не мог, что «Фиерс Си» занимался незаконным промыслом.
Копии коносаментов были предъявлены капитану краболова. После чего он копии подписал и поставил печать, тем самым признал их достоверность.
В ноябре 1998-го капитан принес явку с повинной и был допрошен в качестве обвиняемого. Во время допросов он рассказал, что получал инструкции по ведению незаконного промысла в офисе «Марины Ич» от заместителя гендиректора по флоту. Когда и где к «Фиерс Си» подойдет транспортное судно, капитан узнавал от руководства компании по спутниковой связи. Реализацией продукции, снабжением судов, договорами с транспортниками, по его словам, занимался президент MBI. За каждую нелегально добытую тонну капитану было обещано 100 долларов.
В итоге ему были предъявлены обвинения по трем уголовным статьям: ч. 2 ст. 253 УК (разработка естественных богатств континентального шельфа РФ без соответствующего разрешения), ч. 2 ст. 201 (злоупотребление полномочиями), ч. 3 ст. 174 (совершение сделок с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем с использованием своего служебного положения).
Но во время судебных заседаний капитан виновным себя не признал, отказался от своих показаний, данных на предварительном следствии, и заявил, что подписал предъявленные коносаменты механически.
Услышав вопрос судьи, что значит его явка с повинной, капитан воспользовался конституционным правом не свидетельствовать против себя и не отвечать на вопросы.
6 декабря 1999 года суд все-таки признал капитана виновным и приговорил его к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Это решение можно считать беспрецедентным. Впервые в России уголовная статья 174 была применена в подобном деле. Раньше под нее попадали, в основном, мелкие махинации с валютой. Кстати, под этой статьей ходил Борис Березовский, но избежал наказания по ней.
Немного цифр. Ущерб, который «Фиерс Си» причинил природным ресурсам страны, составил более 18 млн рублей. Плюс еще более 1,8 млн долларов – такова стоимость крабопродукции с этого судна, которая осталась за границей.
В настоящее время природоохранная прокуратура возбудила и расследует уголовные дела в отношении капитанов судов «Дип Си Харвестер» и «Меркурий», которые также принадлежат «Марине Ич». Эти суда фигурируют и в деле «Фиерс Си».
Кирилл МАРЕНИН.
P. S. После конфискации «Фиер Си» был переименован в «Тигиль». С новым названием у судна началась не менее интересная жизнь. Но это уже другая история.
Юстас-Алексу, январь 1999 года:
Характерным примером расхищения морских биоресурсов в экономической зоне России является деятельность так называемого «международного сообщества», состоящего из ЗАО «Марина Ич» (г. Петропавловск-Камчатский, генеральный директор Жамангаринов О. К.), ООО «Морской караван» (г. Владивосток, генеральный директор Бельбаев Б. Н.) и фирмы «Марин Бизнес Интернешнл» (MBI) Сиэтл (США), президент Силагин А. Ю.
В течение последних трех лет деятельность данной компании дважды попадала в поле зрения органов безопасности. В 1996 г. по фактам сверхлимитного вылова краба судами компании «Марина Ич» РУ ФСБ возбуждалось уголовное дело № 679, расследование которого завершено. Документально подтвержден один эпизод незаконного вылова биоресурсов в объеме 442 тонн и вывоза изготовленной продукции за границу. Документы переданы в Спецморинспекцию для решения вопроса о возмещении ущерба на сумму 106 млн рублей.
В октябре 1998 г. в результате легализации оперативных данных Камчатской природоохранной прокуратурой возбуждено уголовное дело № 840056 по факту вывоза за границу 171 тонны неучтенной крабовой продукции на ПТР «Кастрикум» (судовладелец ООО «Морской караван»), добытой и изготовленной судами ЗАО «Марина Ич». В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на территории сопредельных государств, были получены данные о вывозе за границу за период с августа по октябрь 1998 г. включительно 493,9 тонн крабовой продукции, на сумму около 5 млн долларов, выпущенной судами ЗАО «Марина Ич», что в пересчете на добытый сырец составляет около 735 тонн или 68 % от всей годовой промышленной квоты компании и, по оценке специалистов, влечет возмещение ущерба на сумму около 180 млн рублей.
В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках указанного уголовного дела у одного из руководителей ЗАО «Марина Ич» в ходе обыска были изъяты документы, свидетельствующие о сверхлимитном вылове в октябре-декабре 1997 года 340 тонн краба судном «Дип Си Харвестер», находящемся в бербоут-чартере у ЗАО. В связи с этим судно задерживалось органами рыбоохраны, однако доказать правонарушение не представилось возможным из-за невозможности получения подлинников необходимых документов.