Все пусанцы и пусанки любят русских браконьеров

Этот материал появился в 2004 году. Тогда Камчатская спецморинспекция начала системную работу по изучению сайтов портов Южной Кореи, на которых отражается реальное количество морепродукции, завезенной в эту страну.

Инструкция по нахождению данной информации на упомянутых сайтах размещена на нашем сайте в рубрике «top secret».

Добро пожаловать в Корею

Пусан один из важнейших центров российского рыбного бизнеса и настоящая Мекка для дальневосточных браконьеров. Здесь дешевая очистка товаров и не задают лишних вопросов. Всем выгодно. Груз получает легальный статус, а местная казна становится богаче.

Все чаще предложения иностранным покупателям на поставку российского палтуса, сельди, крабов, икры базируются на ценовых условиях «ФОБ Пусан», «франко-склад Пусан», «франко-холодильник Пусан»

Сейчас на корейском рыбном рынке активно работает около 80 наших компаний.

Прибавьте к этому еще примерно 20 корейских фирм, которые под видом российских обосновались на Дальнем Востоке.

По данным Генконсульства РФ в Южной Корее, свыше 500 российских судов регулярно везут в корейские порты рыбопродукцию, в большинстве случаев – с серьезными нарушениями правил промысла и транспортировки.

Разработана целая система преодоления контроля. Судам по несколько раз меняют названия и позывные. Многие капитаны рапортуют в Камчатский центр связи и мониторинга о «порожних» заходах в корейские порты (в лучшем случае – многократно занижая фактическое количество груза).

Искажаются данные в промысловых и судовых журналах, информация о местонахождении судна и т. д.

Власти Южной Кореи заинтересованы в таком положении вещей, ведь импорт рыбопродукции оказывает значительное влияние на развитие этой страны. На нем «греются» сотни корейских банков и фирм, которые занимаются судовым снабжением, судоремонтом, оказывают различные посреднические услуги. Плюс индустрия развлечений, созданная специально для прибывающих экипажей.

За последние годы Пусан просто «расцвел», его население увеличилось в 4 раза: с 2 млн. жителей в 1981 году до 8 млн. в 1999-м.

Понятно, корейцы не будут резать курицу, которая несет им золотые яйца. Поэтому корейская таможня уклоняется от предоставления нам данных о заходах российских судов.

Единственным источником достоверной информации о завозе продукции морского промысла из России в Корею стали сайты корейских портов.

Эта информация оперативная. Она не может служить доказательством вины. Но, по крайней мере, дает четкое представление о масштабах браконьерского промысла и о том, какие суда и компании им занимаются.

Система контроля дает сбой. Но где?

Работать с сайтами корейских  портов Камчатская спецморинспекция начала в начале прошлого года, когда ее сотрудники побывали в Пусане. Они провели рабочие встречи с представителями корейской таможни, морской полиции. Работники нашего Генконсульства помогали вести переговоры, собирать информацию.

Во время командировки инспекторы КСМИ проверили в Пусане два камчатских транспортника — МТР «Большерецкий» и МТР «Луговое», которые находились в аренде у ООО «Рыболовецкая артель «Вилючинск».

Эти суда в течение долгого времени не давали данных о наличии на борту грузов. Хотя постоянно курсировали по маршруту Охотское море – Пусан. Не порожняком же они гоняли. Естественно, это вызвало подозрения, которые при проверке подтвердились.

Выяснилось, что «Большерецкий» и «Луговое» почти пять месяцев доставляли в Корею крабопродукцию, при этом их капитаны не указали в отчетах более тысячи тонн.

В апреле 2003 года заместитель гендиректора рыболовецкой артели «Вилючинск» Сергей Жоржевич Шиповальников дал гневную отповедь «спецморам», которые посмели проверить его суда в иностранном порту. Интервью с ним заняло целую полосу в рекламной газете «Город золотой» (было такое бесплатное печатное издание).

Интересно, что Сергей Жоржевич одновременно выступил в роли «апологета» погранслужбы. Цитирую:

«Мне кажется, что все эти потуги на значительность имеют целью бросить тень на работу Федеральной пограничной службы – дескать, они сознательно пропускают суда с неучтенной продукцией… Чего только стоит многозначительный «вывод» спецморинспекции о том, что за 2002 год в Южную Корею ушло более 66 тысяч тонн неучтенной рыбопродукции. Чем не повод обвинить ФПС в коррупции и бездеятельности? Неужели невдомек «спецморам», что далеко не вся рыбопродукция, доставляемая в южнокорейские порты, выловлена в российской экономзоне?»

Может, Сергей Жоржевич не знал, но погранслужба тоже очень интересовалась деятельностью судов его фирмы.

Когда в прошлом году МТР «Луговое» начал свои «пробежки» в Пусан, Северо-Восточное региональное погрануправление направило в Тихоокеанское управление  (ТОРУ) телеграмму:

«На протяжении трех переходов в иностранный порт «Луговое» в своих ССД подает отсутствие рыбопродукции на борту. Также судно не подает информацию о перегрузах в промрайонах. Предполагается наличие на борту неучтенной продукции, а также нарушение правил промысла. Прошу провести оперативно-проверочные мероприятия».

ТОРУ отправило два судна в контрольную точку, где должен был пройти МТР «Луговое». МТР не появился. Хотя по данным мониторинга должен был.

А если кого-то не убеждают выводы Камчатской спецморинспекции, то вот справка, подготовленная Генконсульством РФ в Пусане, об импорте российской морепродукции в Республику Корея за 2002 год (с того времени мало что изменилось):

«Общий объем поставок российской рыбы и морепродуктов в Республику Корея составил около 700 тысяч тонн… Корейская таможня в своей статистике оставляет за скобками более 550 тысяч тонн, то есть почти 80 % поставляемой в Корею российской продукции, которая с судов перегружается на таможенные склады-холодильники и затем по переоформленным документам вывозится в Японию и США.

Часть рыбы поступает с некорректными сопроводительными документами и включается в статистические отчетные данные по другим странам. Разница в стоимости официального импорта и фактических поставок российской морепродукции в Корею составляет не менее $ 665 млн.»

Заканчивается этот документ выводом о том, что импорт браконьерской морепродукции из России в Корею «наносит  нашей стране ежегодно финансовый ущерб, исчисляемый сотнями миллионов долларов, подрывается ресурсная база дальневосточных морей»…

И еще раз вернусь к интервью руководителя ООО РА «Вилючинск», который, пытаясь «отмазать» свои МТРы, проговорился о некоторых «особенностях» их работы:

«Наше судно в российской экономзоне не работало, а на контракт, выполненный за пределами экономзоны, российские законы, как это для кого-то и не прискорбно, не распространяются».

Да, это так. Поэтому браконьеры, отключив мониторинг, «отскакивают» из промыслового района за пределы экономзоны. Там их уже ждут МТРы, которые принимают груз и везут в Корею, не проходя точки контроля.

МТРы — небольшие суденышки. Они приносят выгоду, в основном, именно на перевозке «левого» груза. Многие владельцы таких судов увели их из рыбного порта и зарегистрировали в торговом. Потому что суда, которые числятся в торговом порту, не обязаны давать ССД.

Ведь формально они занимаются грузоперевозками из портов России в порты Кореи. Для этого достаточно иметь лицензию Минтранса.

Попробуй докажи, что они принимают за пределами экономзоны браконьерскую продукцию.

Нелегальный импорт из России опять растет

10 декабря я побывал в информационно-аналитической службе Камчатской спецморинспекции. Именно здесь «ловят» информацию, в том числе с сайтов корейских портов.

«Можно получить данные за день, за год, по каждому судну или по всем сразу, — объясняет старший группы В. Таганов. -

Здесь также есть информация о планируемых заходах. Судно, которое собирается в порт, за сутки подает заявку.

Вот, смотрите: Пусан, данные на сегодняшнее число. Там — пять российских судов, включая те, которые прибудут в ближайшие 24 часа. С 24 ноября в Пусане побывало 39 наших судов. Здесь указан их тоннаж и количество груза, который на борту. Потом эти цифры сравниваем с теми, которые они указывают в своих ССД. И получаем, сколько украдено».

Например, корейский порт Камчхон. Туда следует владивостокский МТР «Николай Касаткин» (ООО РК «Море»). Он рапортует, что везет 62 тонны краба. А по данным портового сайта — 80 тонн. 18 тонн «лишних».

Каждое судно за год делает 20-30 и более заходов в корейские порты. Можно примерно прикинуть, сколько «левого» груза в итоге получается.

В Камчатской спецморинспекции составлен «черный» список из 314 судов. Здесь весь Дальний Восток: сахалинцы, магаданцы, приморцы. Начиная с таких фирм как «Ролиз» и заканчивая совсем неизвестными.  Камчатских предприятий тоже хватает, и очень даже уважаемых.

Эту аналитическую информацию запрашивает таможня, ФСБ. Но практическое применение они ей не нашли.

Поэтому КСМИ пока собирает эту информацию скорее из «спортивного интереса».

«Когда в прошлом году мы побывали в Южной Корее, и началась шумиха по поводу нашего приезда, импорт нелегальной рыбопродукции из России в эту страну пошел на спад, — говорит С. Донигевич. — Но поскольку контроль больше не продолжался, и шумных дел не было, то все успокоились. И он опять растет».

По данным Камчатской спецморинспекции за 11 месяцев этого года в порты Южной Кореи российскими судами, полностью или частично не отразившими сдачу готовой продукции, сделано 305 заходов.

Эти суда выгрузили в Корее 149 613 тонн готовой продукции. А в своих судовых суточных донесениях (ССД) указали 116 924 тонны. Таким образом, скрыто от учета 32 689 тонн. Из них 8 675 тонн продукции из краба.

Кирилл МАРЕНИН.

Поделиться в соцсетях


Все пусанцы и пусанки любят русских браконьеров: Один комментарий

  1. Почему исчезла спецморинспекция

    В 1990-х пограничные корабли выходили в море для проведения контрольных мероприятий, благодаря именно Камчатской спецморинспекции (КСМИ), которая из взысканных средств выделяла деньги на приобретение топлива для морской дивизии. Тогда у них были общие цели. В те годы в результате совместных действий пограничников и КСМИ задерживались и доставлялись в порт корейский «Пасифик Ким», польский «Аквариус», российский «Бикин». Северо-Восточным погранокругом тогда командовал В. Ф. Грицан. Умнейший человек и талантливый организатор. Все строилось на взаимопомощи, взаимоуважении, координации совместных действий.
    Потом в погрануправлении сменилось начальство. У новых командиров были свои «специальные» задачи, которые уже не совпадали с задачами КСМИ. КСМИ продолжала ловить браконьеров, а пограничники браконьеров стали «крышевать». Наглядный пример – март 2002 года. Тогда «спецморы» решили осмотреть у Курил японские шхуны, на которых сидели пограничные инспекторы. Результат — три задержанных японских траулера, три уголовных дела, три осужденных японских капитана.
    А пограничники пальцем не пошевелили, чтобы проверить остальные японские суда, работавшие в том районе. Всю свою мощь они направили на борьбу со спецморинспекцией. И добились своего: «спецморов» разогнали. «Зеленые фуражки» получили в море монополию на контроль. Больше никто им не мешал выстраивать коррупционную схему, которая заработала как конвейер. Деньги в генеральские карманы посыпались зеленым дождем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>