Отдам краболов в хорошие руки

Многие думают, что промысел краба – это бизнес для избранных. А на самом деле им может заняться любой. Все просто. Идешь в Росимущество. Берешь там в аренду конфискованный краболов за 120 – 180 тысяч рублей в месяц. И начинаешь зашибать миллионы!

При заключении договора аренды никто не спросит, есть ли у вас квоты или опыт эксплуатации морских судов. Потому что это не важно. Важно иметь хороших друзей. Если один из них работает в Росимуществе, второй – в погранслужбе, а третий занимается коммерцией в Японии, Корее или США, то дела пойдут как надо.

Приключения «Флинта»

В январе 2011 года жительница Петропавловска Анна Можайкина создала компанию «Волна». А уже через два месяца «Волна» стала судовладельцем, взяв у камчатского управления Росимущества в аренду конфискованный краболов «Флинт», который ржавел у причала СРВ.

В августе 2011 года «Флинт» по указанию Можайкиной прибыл в южнокорейский порт Мукхо, где был подготовлен его арест якобы за долги предыдущего собственника. Так судно вывели из-под юрисдикции России.

5 сентября «Флинт» вышел из Мукхо в неустановленном направлении и пропал. То есть был фактически похищен у нашего государства. Но оно об этом не узнало. Росимущество делало вид, что продолжает распоряжаться шхуной, будто она все еще стояла в порту Петропавловск.

Той же осенью руководитель камчатского управления Росимущества Андрей Фоменко передал «Флинт» в хозяйственное ведение ФГУП «Приволжский». После чего «Приволжский» продлил договор аренды судна с ООО «Волна». Хотя к тому моменту след краболова давно простыл.

Где он находился в течение последующих двух лет, чем промышлял, нам не известно. Зато известно, что с сентября 2011 года в японском порту Вакканай неоднократно видели краболов, очень похожий на «Флинта», но под другими именами (сначала – «Эклипс», потом – «Чонгар»). Он доставлял туда полные трюмы краба (скорее всего, незаконно добытого в России).

В 2013-м наше государство наконец осознало, что у него украли пароход. ФСБ возбудила уголовное дело. В городском суде Петропавловска мне предоставили возможность ознакомиться с ним. Самая захватывающая часть – материалы предварительного следствия. Правда, пришлось подписать обязательство о неразглашении этих сведений. Могу только сказать, что в деле засветились весьма авторитетные бизнесмены Дальнего Востока, которые приложили руку к судьбе похищенного краболова. Отдаю должное нашим спецслужбам. Они знают об этих гражданах все, вплоть до самых интимных деталей личной жизни. Но в обвинительное заключение попала лишь малая толика фактов, собранных следствием. Обвинение было предъявлено только А. Можайкиной и только по факту хищения. Суд, решая вопрос о ее наказании, ограничился штрафом в миллион рублей, который был уплачен на следующий день.

А что же «Флинт»? В июле 2013 года он вернулся из Вакканая в Петропавловск. И с того времени снова благополучно ржавеет у причала СРВ. Вопрос о том, кто его использовал два года с момента похищения и в каких целях, остался открытым.

Краболовы с ул. Ленинградской

Стоит упомянуть, что офис ООО «Волна» находился в Петропавловске на ул. Ленинградская, 33-а. Этот адрес на некоторое время превратился в центр крабового бизнеса Камчатки, став штаб-квартирой еще трех ООО, которые имели к этому бизнесу отношение: «Алеут», «Беринг», «Чатка». Между ними существовало множество явных и скрытых связей. Например, в учредителях «Алеута» и «Беринга» значились родственники (либо однофамильцы с одинаковым московским адресом). И там, и там гендиректором стал Александр Козлов, а исполнительным директором – уже знакомая нам Анна Можайкина.

Организуя промысел, эти фирмы сделали ставку на краболовы американской постройки. Один из них под названием «Тигиль» являлся, как и «Флинт», государственной собственностью. Он был передан Росимуществом в аренду фирме «Алеут» в 2010 году. Два других – «Бристоль» и «Саяны» – бывшие суда краболовного холдинга «Восточные рыбные ресурсы», почившего после ареста его руководителей в 2007-м. Они перешли к ООО «Чатка». Четвертый краболов – «Капитан Басов» (ООО «Беринг»).

До недавнего времени эти суда появлялись у западной Камчатки, в районах, близких к промысловым скоплениям камчатского краба, но официально крабовый промысел не вели. А чем они занимались не официально, знали только на ул. Ленинградской, 33-а. Судя по всему, работа у них кипела. Но вскоре нашим героям в Охотском море стало тесно.

В конце 2013 года «Тигиль», оставаясь имуществом Российской Федерации, убыл в США. Информация о его дальнейшем маршруте и деятельности за 2014 год засекречена. Центр системы мониторинга рыболовства и связи отказался мне ее предоставить, ссылаясь на коммерческую тайну.

А «Саяны» с «Бристолем» под литовскими флагами объявились в Баренцевом море, в анклаве за пределами 200-мильных зон России и Норвегии. Этот анклав будто специально для них создан. Промысел краба там идет фактически без разрешений и правил. Но, несмотря на эти сказочные условия работы, «Саяны» (теперь он называется «Juros Vilkas») не удержался – влез таки в нашу экономзону, где его задержали в сентябре 2014 года и отвели в Мурманск.

В те же дальние края устремился из Петропавловска конфискованный краболов «Камчатка», речь о котором пойдет дальше.

Дан приказ ему на север

Сегодня уже обычное дело, если владельцем судна, которое задержано за расхищение ресурсов государства, окажется государство. Но когда такое произошло впервые, многие были озадачены. Пионером стал краболов «Ария». Когда его задержали  в 2006-м в Охотском море с нелегальным крабом на борту, он являлся собственностью РФ (конфискованным судном, переданным в аренду частной фирме). Вышел скандал. Однако его быстро замяли. В 2006-м «Арию» переименовали в «Камчатку», а в 2008-м передали следующему арендатору – ООО «Мидель» (камчатской фирме, созданной за год до этого).

«Мидель» исправно оплачивал аренду судна. Кроме того, говорят, он вложил серьезные деньги в ремонт «Камчатки», что превратило этот краболов 1984 года постройки в лакомый кусок. При этом «Мидель» располагал небогатой ресурсной базой. Например, в 2012-м он получил квоты на добычу волосатого краба и угольной рыбы (не самые ценные виды). В 2011, 2013, 2014 годах квоты ему не выделялись вообще. На какие прибыли «Мидель» существовал и окупал расходы, связанные с «Камчаткой»? Как обеспечивал работой арендованное судно в течение 6 лет? Будем считать эти вопросы риторическими.

К слову, «Камчатка» появлялась у западного побережья нашего полуострова вместе с судами, о которых сказано в предыдущей главе, не сообщая данных о вылове.

В 2014-м прокуратура обратилась в арбитражный суд с требованием признать недействительным договор аренды этого краболова и вернуть его камчатскому управлению Росимущества. В мае иск прокуратуры был удовлетворен. В ноябре это решение вступило в силу.

Но оказалось, что «Камчатки» на Камчатке уже нет. Не дождавшись окончания судебных споров, краболов на всех парах умчался через Панамский канал в Северный бассейн.

Полагаю, скоро мурманское управление Росимущества откроет для себя немало интересных схем, связанных с арендой конфискованных краболовных шхун. А в Баренцевом море замаячат крабовозы под флагами Камбоджи и африканской республики Того.

Кто хочет стать миллионером?

В 2014 году был осужден бывший руководитель камчатского управления Росимущества Андрей Фоменко, который не вполне законным способом пристраивал конфискованный флот в умелые руки. В его уголовном деле упомянуты и «Флинт», и «Тигиль», и еще более десятка судов (все, как на подбор, заточены на промысел краба).

Со слов Фоменко, выходило, что он совершил не преступление, а благое дело. Судите сами. По закону конфискованное судно разрешено только продать с аукциона либо утилизировать. Но эти процедуры настолько запутаны, что выполнить их почти невозможно. В итоге конфискованные шхуны годами стоят у причалов без всякой пользы, превращаются в хлам, тонут. А государство еще должно тратить миллионы на их хранение. И если Росимущество нашло способ, как сплавить на сторону эти суда без их продажи и утилизации, то оказало стране услугу.

Что тут возразишь? Да, законодательство в сфере обращения с конфискатом запутано. Однако запуталось оно таким хитрым образом, что законный путь оказался закрыт, зато появилась масса путей обходных, выгодных определенным коммерческим структурам.

Андрей Фоменко признан виновным и оштрафован. Однако приказ его московских начальников, за выполнение которого он пошел под суд, никто незаконным не признал. Те, кто отдавал этот и другие подобные приказы из столичных кабинетов, остались неподсудны. А значит, у Росимущества есть еще пространство для маневров.

По данным 2014 года, в собственности государства на Камчатке числится порядка 30 промысловых судов. Итак, граждане, кому – краболов напрокат? Кто хочет стать миллионером?

Кирилл МАРЕНИН

P. S. Как уже сказано, я обращался в российские официальные ведомства с просьбой сообщить мне местонахождение конфискованных судов, упомянутых в этом материале. Но получил отказ. В нашей стране эти данные почему-то являются секретом. А вот за рубежом из них тайны не делают. Есть ряд иностранных сайтов, на которых можно найти координаты любого гражданского судна под любым флагом. Если им верить, краболов «Камчатка» сейчас может находиться у берегов Норвегии. А «Тигиль» – в районе Сиэтла.

На фото:

Стоянка конфискованных судов на СРВ. На первой фотографии – тот самый «Флинт».

«Флинт»

 

Поделиться в соцсетях


Отдам краболов в хорошие руки: 28 комментариев

  1. а случаем не Олег Криушин помогал пароход сп@@@@ть? у них с Можайкинойобщий бизнес в Питере

  2. И что тут секретного. Флинт заходил в вакканай как «Эклипс», встречал его Сазонов Андрей. Он долго потом по Японии » плакал», что пришлось Флинт отдать. У него судно сгорело еще одно в Вакканае.

  3. Знавал я это краболов Тигиль, когда он Фиер Си назывался. Владела им тогда фирма МаринБизнесИнтернейшенел, президентом которой был Силагин. На Фиер Си Жамангаринов гнал в его адрес краба. Силагин этим пароходом дорожил и сильно расстроился,когда его конфисковали. И вот спустя столько лет Силагину подогнали подарочек, вернули парход на историческую родину. Пароход готовят для больших дел. А для начала надо бы вернуть ему старое название. В Тигиле пусть коряки бедуют. А Фиер Си звучит приятно как шелест зеленых бумажек

    • да….. название увы будет литовским……так как они под литовский флаг его…..как и басов- жалгирис . саяны-юрос вилкас. гидрограф- каралюс.
      а с названием тигиль они спи—и мама не горюй…….. удачное название было непарся…….

  4. Опять Криушин Олег. Когда он представлял интересы Кана Олега у нас на камчатке. Он начал работать на себя.Продавал «инфо» от пограничников (которая шла только для Кана) в своих интересах.Подтянул Можайкину Анну для этого. Когда пришли с обыском по флинту, вытащили все бумаги по другим компаниям связанным с директором Козловым( можайкина у него работала). Это информация скорее больше интересовала властей. А дело возбудили на Можайкину. Как говорится жадность сгубила эту парочку.

  5. Непонятно все факты на лицо,а воры на воле.Вор должен сидеть в тюрьме.И пусть следствие разберется как эта сладкая парочка ушла от правосудия

    • а вы не знаете как уходят от правосудия? деньги творят чудеса. а если еще подпишеш с конторой согласие работать как сексот, . то можешь уйти еще дальше

  6. такое объявление нашел на камчатском сайте. что за контора интересно. не тигиль с берингом?

    На транспортное судно для работы в Баренцевом море срочно требуются:
    - капитан
    - старший механик
    - 2 механик
    - рефмеханик
    - рефмашинист
    - электромеханик
    - боцман
    - повар
    - матросы
    тел. 8-909-839-7903, 8-914-997-5667

    • а еще раньше по тем же телефонам было такое объявления
      На краболовно-перерабатывающее судно для выхода в рейс (ориентировочно на 1 месяц) в Охотское море срочно требуются:
      - рефмеханик
      - 3-й механик
      - 4-й механик
      - 3-й пом. капитана
      опыт работы на крабе обязателен.
      тел. 8-914-997-5667, 8-909-839-7903, 46-06-49
      На краболовно-перерабатывающее судно 7на перегон с дальнейшим ремонтом и выходом в рейс СРОЧНО требуются:
      - старший механик
      - второй механик
      - третий механик
      обязателен опыт работы на двигателях марки ДЕТРОЙТ!!!
      - рефмеханик
      - рефмашинист
      опыт работы на обработке краба ОБЯЗАТЕЛЕН!!!
      тел. 8-909-839-7903, 8-914-997-5667, 46-06-49
      звонить в рабочее время

      • А вы наберите в яндексе этот телефонный номер 46-06-49 и сразу увидите, что за контора

        • А вот еще объява с тем же телефоном. Снова про Литву

          На транспортное судно
          На транспортное судно, находящееся в Литве, в ремонт с последующим выходом в рейс срочно требуются:
          - 3-й механик или моторист
          - боцман
          Наличие документов минтранса и опыта работы на транспортах обязательно.
          тел 46-06-49, 8-914-997-5667, 8-909-839-7903

          • это про ихний же перегрузщик Веам который стойт в литве под арестом.так как неплатили денег экипажу. и сейчас неплатят….

    • мужики тут все такие продвинутые в крабовых делах….. подскажите куда можно устроиться на промысел краба в должности второго или третьего помощника капитана…… где не кидают….. по честному….. диплом капитана до 3000. Подскажите если не сложно молодому специалисту)))) заранее спасибо)))

      • balispas своим знакомым всегда советую устраиваться в фирмы названия которых у всех на слуху. фирмы о которых здесь говорится к таким не относятся.

        • надо отдать должное ребятам с Литвы!

          да контора эта кидала всегда. но в 2009 году там начели сидеть смотрящие с Литвы. и с того времеи дела у фирмы пошли в горку.все кто работали с 2009 по 2013 недадут мне соврать. парни навели порядок- начали платить вовремя и набирали нормальный экипаж- бухариков сразу домой. начали деньги в ремонт вкладывать. с экипажем общятся как люди. вот и попасть на Басов и Тигиль было сложно- все держались за места….
          в 2014 они пересали соотрудничеть с конторой- и всё опять долги экипажу по 9 месяцев…
          а ребята европейскую систему вели т.е. с человеком не как скотом или рабом общялись.
          нехватает их . вот и всё!

  7. В 2012 одна московская фирма пыталась купить «Камчатку» у Росимущества. Фирма называлась ООО «Бизнесгрупп». Она была так же далека от крабовых квот как и «Мидель». Была серьезная схватка за это конфискованное судно. «Мидель» через суд добился отмены этой сделки. Судно осталось у него в аренде. Видно на кону было не столько судно, сколько серьезные деньги , которые оно может заработать своему хозяину (не государству, конечно)

  8. Хозяйка этой компании Можайкина старается раб силу привезти с Украины,по окончанию рейса нас кидала на деньги,нам просто не кому было жаловаться.Левый краб отгружали на свои транспорта,сами имели миллионы а экипажу платили копейки.Во время ремонта в Пусане она со своим поддельником Криушином за ручку ходят,совет всем бегите от этой конторы подальше там кидалово.

  9. Олег Криушин — Кривой его погоняло на Сахалине. Так Кривой на камчатке до того обнаглел — кидал Олега Кана и работал на свой карман. Вот О. Кану бы узнать о его делах…….. Кривой набивал свой карман под крышей О. Кана. На камчатке вообще переступил все берега, вот его и «попросили» покинуть камчатку…………

  10. Этот Кривой с Сахалина видно многим дорогу перешел,только про него и пишут на сайте.

    • Спросите на Сахалине про Кривого. Многие знают. И знают, что на Сахалине он бы такого, что на камчатке, не сделал. Ну приехал Кривой на камчатку, ну отвел душу. Теперь рыбаки его и обозначают — кто и что. И правильно делают.

  11. Господин Маренин,вы бы собрали информацию про этого Кривого с Сахалина и написали бы статейку интересно почитать что он за овощь.Я думаю читателям будет интересно.

    • На Сахалине ничего не соберете. Надо на камчатке про него собирать информацию. А вообще надо на этом сайте в разделе «метки» создать метку «КРИВОЙ». А так масса интересной информации о нем……..знакомый Гонтмахера, Азиса Эмбарека и тд.!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>