По ком плачут «нары-макары»?

Я не поклонник современного японского детектива. Но эту книгу прочел с интересом. Называется она «В клешнях черного краба» и повествует о русских браконьерах.

Автор – Кунио Каминаси. В аннотации он представлен так: «профессиональный журналист, хроникер криминальных рубрик в ведущих хоккайдских газетах».

Есть версия, что Каминаси – псевдоним, под которым скрывается наш земляк. Действительно, когда читаешь Каминаси, возникает ощущение, что его книги изначально написаны на русском. Уж очень по-русски искрометно. Хотя, возможно, это заслуга переводчика.

Даже если автор не японец, то, судя по всему, долгое время жил в Японии (может, и живет), знает местную «кухню» не хуже «аборигенов». Значит, факты, детали, характеры для своих детективов берет не с потолка, а из жизни.

«В клешнях черного краба» часть детективной серии «Полиция Хоккайдо. Русский отдел». Главный герой – сотрудник этого отдела, потомок самурайского рода, майор Минамото. Он провел детство в Москве, где работал его отец-филолог, прекрасно владеет языком Пушкина и может отбрить обнаглевшего русского браконьера такой фразой:

«Кто с «Макаровым» к нам из Макарова придет, тот таким вот Макаром и будет учить японский на нарах-макарах».

События детектива разворачиваются в августе 2000 г., когда у берегов Хоккайдо появляется неизвестный предмет явно военного назначения с надписями на русском языке. Такое действительно произошло 7 лет назад. Майор Минамото выезжает в город Немуро, чтобы помочь коллегам разобраться с находкой и заодно с сахалинским рыбаком, который задержан на берегу без документов. Но в этот момент в местном ресторане с помощью отравленной рыбы фугу убивают капитана траулера «Пионер Сахалина» из Корсакова Алексея Грабова по прозвищу «Черный краб». Минамото начинает поиск убийц.

(Кстати, судно с таким названием действительно существует. Только это не промысловик, а теплоход сахалинского пароходства).

Вот что мы узнаем об убитом. «Капитан траулера «Пионер Сахалина» более 10 лет поставлял в Немуро краба и другую деликатесную морепродукцию».

«Происходит это по давно отработанной схеме: краб вылавливается в российских водах нелегально, продается в Немуро по демпинговым ценам, при этом каждая из сторон в накладе не остается. Русская команда зарабатывает огромные для себя деньги, а местные закупочные конторы перепродают контрабандного краба ресторанам и магазинам, а также купцам из других районов Хоккайдо и с Хонсю и имеют весьма недурной навар. Местная полиция на эти дела смотрит сквозь пальцы…»

«В городе Грабов отказа ни в чем ни от кого не знал, потому как деньгами сыпал налево и направо. И его более чем щедрые вложения в держащуюся исключительно за счет русского рыбного бизнеса хилую экономику Немуро заставляли всех закрывать глаза на истинную сущность этого крабового магната».

Японский партнер Грабова – Мацумото, член якудзовской группировки «Син-Сэй», лидеры которой живут в Саппоро. Мацумото имеет кусок в рыбном бизнесе в Немуро. Платят ему и русские и японцы. Русские делятся наваром с продаж, немуровские и кусировские покупатели оплачивают возможность закупать рыбу по демпинговым ценам.

Из всех знакомых Грабова в Японии подозрения в убийстве падают на Игнатьева, сотрудника Госкомрыболовства, который контролирует здесь деятельность российских рыбаков и не дает спокойно жить браконьерам. Его предшественника им удалось купить – за 48 млн. иен (около 430 тыс. долл.). Взятка была вручена в «худеньком бумажнике» с «золотыми» кредитками. Игнатьев оставался неподкупным, но и принципиально изменить ситуацию не мог. Возможно, он решил, что нет иного выхода, кроме как отправить капитана-браконьера на тот свет.

Сам Игнатьев вину отрицает. В разговорах с Минамото он открывает ему истинные масштабы преступной деятельности Грабова и других браконьеров:

«В море ловить браконьеров смысла нет. В лучшем случае они краба в море скинут, пока патрульный катер к ним подойдет. В худшем: есть ставка у пограничников. Вернее, у капитана пограничного катера. 20 тыс. (долл.) наличными – и судно отпускают хоть на Хоккайдо, хоть в Калифорнию, хоть в Чили, если солярки хватит…

Но Грабов давно уже в море никому не платил. Он платил тем, кто на суше. И не 20 тыс., а, думаю, раз в десять поболе…

По бумагам «Пионер Сахалина» оформлен на корсаковскую фирму. Но это отмазка. Реальный владелец и фирмы и ее судов – Грабов…

Начинал он с демпинга в конце 80-х. Он тогда, говорят, трюм краба мог здесь, в Немуро, на пять подержанных джипов сменять безо всякой налички. А потом он уже на другой уровень вышел…

У вас в Японии лучше всего идут камчатский краб и стригун. Это где-то от 10 до 15 тыс. долл. за тонну.

Для Грабова краб дармовой, ворованный, он его по браконьерской линии добыл. Здесь же сдал по 10 тыс. На одном его «Пионере» за одну ходку можно поставить 120 т. У нас на Курилах в путину эти 120 т выбрать можно за пару суток. Значит, 3-4 дня работы, день хода, день разгрузки – за неделю получается «лимон» двести.

Путина – формально шесть недель. Реально – 8-10. А браконьерствовать можно месяца четыре, пока краб держится.

Грабов и его команды делали по 5-6 млн. долл. в неделю. А за сезон набегает до 30-40».

(кстати, из книги узнаем, что у японской полиции есть свои информаторы на российских судах, что она негласно просматривает судовые роли и все сказанное выше для нее не секрет).

«- Грабов и Мацумото грабят Россию, а полиция Немуро им в этом не препятствует! – говорит Игнатьев Минамото.

- Странные вы ребята, русские! – отвечает тот. — Вы хоть одну проблему самостоятельно на Дальнем Востоке решить можете? Без японской помощи? Солярка на Курилах кончается – Япония, давай спасай! Грабовы краба браконьерят в полный рост – Япония, давай арестовывай! Что, Япония виновата в том, что вы свои морские богатства охранять как следует не можете?

- Виновата! Если бы вы грабовых в свои порты не пускали, им бы некуда было краба сдавать…

- Мы, японцы, русским мазохизмом не страдаем и себе во вред никогда ничего делать не будем. Хорошо нам от ваших крабов – значит, будем пускать сюда кого захотим… Рассудите сами. Если я из Японии к вам в Находку приведу судно, груженное «Тойотами» и «Хондами» и предложу вам их купить по 10 тыс. за штуку? Вы что, будете связываться с Токио и требовать от нашего премьера, чтобы он вернул это судно назад?

- А если бы в Находке, в порту, сидел японский инспектор по контролю за поставками тачек из Японии, он бы никак на это не реагировал?

- Инспектор, может, и реагировал бы. Да только перекупщики ваши повели бы себя точно так же, как наши. То есть наплевали бы ему в глаза, выкупили бы машины, и все. Причем и властям выгодно. Машины же не через черный рынок будут продавать, а через магазины. То есть налоги, доходы в местный бюджет и прочие халявные прелести – все это будет. Вот и у нас также. Эти ваши грабовы нам экономику в портах хоккайдских подняли. А каким образом – нас не интересует, как не интересовало бы вас на нашем месте…»

Не менее любопытны наблюдения майора Минамото за жизнью и работой русских рыбаков:

«Русские корабли, заходящие в наши порты с крабом, кальмаром и прочим сырьем – явление уникальное. Как они продолжают плавать без многих лет ремонта, никому неизвестно. Ухода за ними никакого нет. Механики только следят за тем, чтобы движок работал. Никаких там санитарных условий, никаких подкрасок-перекрасок. Поэтому в своих «рыбных» протоколах, полученных из портов, наш Аояма всегда в графе «цвет судна» читает: ржавый».

«По-моему, сахалинские рыбаки произошли не от обезьяны, а от собаки: злые, угрюмые глаза, отрывистый, подобный лаю говор, лишенный и намека на доброту и отзывчивость, ужасные зубы, разрушенные отвратительной сахалинской водой и табаком, плохая кожа, отвратительный запах изо рта.

Я прекрасно понимаю, что вижу только одну сторону этой, по дурацкому определению, «загадочной» русской души. Но душа рыбачка … предельна просто и понятна, как бесконечно прост самый примитивный стиль плавания, позволяющий человеку не утонуть, но не содержащий в себе ни малейшего намека на стиль и эстетику…»

Впрочем, герой часто дает жесткие характеристики и своим соотечественникам, признавая, что люди произошли «не только от сахалинских собак и тамбовских волков, но и от окинавских змей».

Есть в книге вполне симпатичные русские. Например, друг Минамото эмигрант Ганин, преподающий русский в полицейской академии. Он разбирается в японской технике и машинах лучше многих японцев, и выручает Минамото в смертельно опасных ситуациях.

После серии драк и погонь выясняется, что Игнатьев не убивал. Наоборот: как раз его и хотели отравить браконьеры, но случайно отравили своего главаря.

В финале автор снова возвращается к неизвестному предмету, который дрейфует у японских берегов:

«Ох уж эти русские! Сначала была информация из Владивостока, что их тамошний штаб признал это частью какой-то гигантской антенны. А через час с Камчатки сообщили, что это нефтяная цистерна. И что это точно, теперь никто толком понять не может».

Что касается основной темы, читателям дают понять, что на смену Грабову пришли другие подобные ему, и японские порты продолжают принимать браконьерские уловы из России.

«Моральная и юридическая сторона вопроса должна волновать исключительно русских, так как в данной ситуации страдают только они… Пускай разоряют себя. Нам от этого только лучше».

P.s.

А теперь от «поэзии» детектива – к прозе жизни. Может, автор книги сгустил краски? Или, возможно, ситуация улучшилась с того времени, как она была написана? В качестве ответа – три цитаты (разные по годам, чтобы проследить тенденцию).

2003 г. Путинный прогноз «Камчатский краб-2003» (Тинро-центр): «Промысел камчатского краба находится в стадии устойчивого перелова. Главные характеристики этого этапа (мы считаем его критическим): сокращение запасов в большинстве биостатистических районов, примерно 3-4 кратное превышение годового вылова над величиной ОДУ…»

2006 г. Из интервью председателя Совета директоров ОАО «Дальрыба» Юрия Москальцова газете «Рыбак Приморья»: «Ситуация ухудшается с каждым днем… Так, в 2005 г. камчатского краба поставлено (в Японию) 32 тыс. т, что в 4,7 раза превышает ОДУ и в 7 раз заявленный вылов. Эти объемы приводятся без учета российского импорта в Корею, КНР и США…»

Сентябрь 2007 г. Из сообщения Тинро-центра  по итогам экспедиции научно-исследовательского судна «Профессор Кагановский»:

«За два года, прошедших с последней траловой съемки западнокамчатского шельфа (с лета 2005 года), численность промыслового камчатского краба сократилась на 40,6 %».

В отличие от детективов, к сожалению, в жизни преступления такого масштаба чаще всего остаются нераскрытыми, а преступники – безнаказанными.

Кирилл МАРЕНИН.

Поделиться в соцсетях


По ком плачут «нары-макары»?: Один комментарий

  1. Никакой Кунио Каминаси в Японии не проживает, а вот в России вполне себе существует некий Эдуард Власов, клепающий эти детективчики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>