The Wall Street Journal разместила материал о нелегальном промысле краба в нашей стране. Это одна из наиболее влиятельных деловых газет в США. Если она обращает внимание на тот или иной вопрос, то его можно считать актуальным для американской экономики. Ниже приводится перевод упомянутой статьи:
Браконьеры зажимают американских добытчиков краба
Американские добытчики краба, об опасной работе которых мы знаем из ТВ-шоу, столкнулись с новой угрозой, исходящей с противоположной стороны Берингова моря: русские браконьеры рушат цены на краба.
Мировой рынок морепродукции накрыла волна краба, нелегально добытого в российских водах. Это снизило цены на улов рыбаков Аляски в 2012 году на 25 процентов в сравнении с предыдущим годом. Таковы оценки ассоциации краболовов Берингова моря (Inter-Cooperative Exchange).
«Это несомненно оказывает большое экономическое влияние на нас, — говорит Леонард Херцог, совладелец судна «Ramblin’ Rose», на борту которого было снято несколько серий документального фильма «Смертельный улов». – Это трудный, опасный бизнес, и рыбаки заслужили получить достойную плату за свою работу».
Нелегальный поставки краба из России – все виды краба, добытые в нарушение российского закона – выросли на 36 процентов с 2011 по 2012 годы, до 123.1 млн фунтов на мировом рынке, по оценкам исследовательской компании McDowell Group ( Джуно, Аляска). Это больше чем весь улов краба на Аляске в прошлом году (113 млн фунтов).
Сотрудники Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) согласны с тем, что поставки браконьерского краба из России в 2012 году возросли, но у них нет статистики. Представитель NOAA Конни Барклай говорит, что по оценкам ее управления незаконный российский краб нанес американским рыбакам, многие из которых с Аляски, ущерб в 560 млн долларов с 2000 года.
Олег Рыков, атташе Российского посольства в Вашингтоне по вопросам рыболовства, не может сказать, вырос ли объем браконьерства в России, но согласен с тем, что это остается проблемой. «Моя страна проявляет сильную политическую волю, чтобы покончить с этим. Эта воля исходит и от президента Владимира Путина».
Мистер Рыков говорит, что Россия завершает переговоры с США по совершенствованию сотрудничества в решении этой проблемы, что отразилось на цене краба в других странах. Мистер Рыков сообщил, что проект соглашения будет готов примерно через месяц, обе страны смогут подписать договор о сотрудничестве в этом году.
США ведут переговоры о возможности соглашения «о сотрудничестве», заявил Госдепартамент. Его представитель отказалась сообщить подробности.
Российские браконьеры давно создают проблему американской рыбной индустрии. Россия и США объединились для ее решения. В 2011 году их сотрудничество привело к конфискации более 247 тысяч фунтов незаконно добытого российского краба в порту Сиэтла, говорит мисс Барклай из NOAA.
Поставки незаконно добытого королевского краба резко выросли в середине 2000-х, достигнув пика в 131.1 млн фунтов в 2006 году. Затем последовало падение до 35.3 млн фунтов в 2011 году после того, как российские контролеры приняли суровые меры. Были и другие причины рыночного характера, которые вернули поставки нелегального краба на уровень предыдущих лет, считают в McDowell Group.
Сокращение улова на Аляске, которое произошло по распоряжению властей, чтобы пополнить популяцию краба между 2007 и 2011 годами, привело к росту цен на некоторые виды. По мнению представителей американской промышленности, это послужило стимулом для браконьеров.
Цена франко пристань на аляскинского камчатского королевского краба выросла с 2006 года с 3.85 долларов за фунт до 10.79 долларов за фунт осенью 2011 года, говорит Джейк Якобсен, исполнительный директор Inter-Cooperative Exchange.
Но в прошлом году поставки нелегально добытого королевского краба достигли 65.9 млн фунтов, потребительский спрос упал, что привело к падению цен на аляскинского камчатского королевского краба до 8.06 долларов за фунт, говорит мистер Якобсен. По его словам, низкие цены пока не вынуждают добытчиков краба увольнять рабочих или покидать бизнес, «но экономика, рыбаки и общество потеряли сотни миллионов долларов, что является прямым результатом поставок нелегального краба».
Избыток королевского краба заставил некоторых добытчиков краба на Аляске сделать ставку на краба-стригуна. Его запасы более обильны, а сезон промысла длится несколько месяцев, в то время как сезон королевского краба занимает лишь около месяца. Но учитывая среднюю цену на беринговоморского краба-стригуна в 2.17 доллара за фунт в 2012 году, это не так прибыльно.
Джошуа Сонгстад, 37-летний капитан краболовного судна «Handler» (Кадьяк, Аляска), говорит, что промысел стригуна идет хорошо в этом году, в то же время падение цен на королевского краба привело к снижению его общей прибыли на значительную цифру: от 10 до 25 процентов. По его словам, российское браконьерство «сказывается на нас очень сильно».
Джим КАРЛТОН
Если верить The Wall Street Journal, нелегальный поставки краба из России на мировом рынке (то есть, не только американском) выросли с 2011 по 2012 годы на 36 процентов, достигнув объема в 123.1 млн фунтов (порядка 60 тысяч тонн).
Интересно сопоставить эту цифру с оценками нелегального промысла наших специалистов. Например, по подсчетам ТИНРО-центра, браконьерский экспорт из России составил в 2012-м около 40 тысяч тонн краба (почти столько же, сколько и официальный экспорт). Как видим, американцы думают, что эта цифра была больше. Хотя, естественно, никто не назовет ее точно.