Технические средства контроля не решают полностью проблему недостоверной отчетности

Интервью с начальником Камчатского филиала ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС) Олегом Соватеевым для «Рыбацкой газеты».

-  Олег Викторович, насколько распространены на нашем рыболовецком флоте фальсификации данных ТСК (технического средства контроля)? Существует ли эта проблема за рубежом? Если да, как она там решается?

- Такие случаи бывают, но они не носят массового характера. При этом хотелось бы отметить следующее.

С момента создания в 1999 году отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (ОСМ) Росрыболовство постоянно ведет работу по совершенствованию деятельности ОСМ  и  качества позиционирования судов рыбопромыслового флота. В частности, используя данные двух региональных центров мониторинга (Петропавловск-Камчатского и Мурманского) по изучению работы технических средств контроля,  установленных на судах, Росрыболовством в 2008 году было принято решение о прекращении применения в качестве ТСК ряда несовершенных станций. В настоящее время работа в этом направлении продолжается.

Что касается существования этой проблемы за рубежом и путей ее решения, приведу пример Испании. Делегация Росрыболовства, включая представителей ЦСМС, в 2009 году побывала в генеральном секретариате по морским вопросам министерства окружающей среды, сельского хозяйства и морских ресурсов Испании, а также ознакомилась с работой Центра спутникового слежения за рыболовными судами и связи.  Во-первых, на всех испанских рыболовных судах установлен один единственный тип ТСК, специально разработанный и собранный в Испании.  ТСК содержит внутреннюю память, позволяющую хранить позиции судов за период около 6 месяцев (в зависимости от частоты позиционирования), а также внутренний блок электропитания. Для осуществления спутникового слежения и связи используется ИНМАРСАТ-С.

Кроме спутникового слежения дополнительно используются данные визуального контроля с видео и фотокамер, установленных на патрульных самолетах, вертолетах и кораблях. Тем самым осуществляется обратная связь при контроле позиционирования судов. Нужно отметить, что такое плотное слежение осуществляется только в зоне, недалекой от территории Испании. Если судно находится далеко от родных берегов, то тогда контроль ограничивается спутниковым мониторингом.

Санкции за недостоверную отчетность в Испании колоссальные, можно просто лишиться судна. Поэтому никто и не думает  заниматься подделкой данных.

- Какие системы ТСК считаются наиболее надежными, какие — наоборот?

- Что значит надежные? Все ТСК надежны и могут длительное время эксплуатироваться в сложных морских условиях.

Что касается «взломов» станций, то не взламываются трансмиттеры АРГОС, поскольку в этой системе используется иной метод определения местоположения объекта мониторинга. Трансмиттеры АРГОС оснащены встроенным аккумулятором, что позволяет их эксплуатировать в течение некоторого времени при обесточивании бортовой сети, что не раз помогало найти суда, терпящих бедствие. По большому счету система АРГОС является аналогом системы космического поиска аварийных судов и самолетов КОСПАС-САРСАТ.

- Правда ли, что ТСК моделей JRC не имеют никакой защиты от фальсификации данных географического местоположения. Иными словами, фактически допускает подделку данных. Если да, почему эта модель разрешена для эксплуатации на наших судах?

- Вопрос не в фальсификации данных, а в возможности ввода в станцию произвольных данных местоположения, которые будут переданы в центр мониторинга. Такая конструктивная возможность у всех станций, используемых в настоящее время в качестве ТСК, исключена.

Что касается станций производства JRC, то в качестве ТСК могут использоваться только станции JUE-95VM, где конструктивно исключена возможность ввода данных о местоположении от внешнего источника либо в ручном режиме. Станции JUE-95  (для ГМССБ) и JUE-95SA (станция судовой системы охранного оповещения) предусматривают возможность ввода данных от внешнего источника либо в ручном режиме, однако в качестве ТСК использоваться не могут.

- Правда ли, что модели производителей Felcom и Thrane&Thrane допускают возможность перепайки для подделки координат?

- Возможность изменения схемы для изменения функциональности допускает любой электронный прибор. Станции ИНМАРСАТ – не исключение.

Следует сказать, что специалисты Камчатского филиала ФГБУ ЦСМС не работают с оборудованием напрямую. Мы визуально не видим, «взломана» станция физически или нет. А определить это удаленно, когда судно находится в море, удается далеко не всегда. Станция не сигнализирует нам — «я взломана». Но, тем не менее, сотрудниками  РЦМ постоянно ведется контроль по различным параметрам, что позволяет выявлять признаки того, что станция передает искаженные данные.

Всю информацию о выявленных признаках нарушений работы ТСК мы направляем в органы рыбоохраны и пограничные органы для проверки местонахождения судов.

- Можно ли полностью исключить вмешательство человека в работу ТСК с целью подделки отчетных данных?

- Теоретически нет, можно лишь до бесконечности усложнять процесс взлома станций. Однако производители станций не очень-то спешат идти нам на встречу в этом направлении.

Но  даже если и предположить, что будет полностью исключено вмешательство человека в работу ТСК, это не позволит иметь картину истинной дислокации флота. Те же суда, которые ходят под «удобным» флагом,  просто не ставят никакие ТСК и не уведомляют о своем присутствии в районах промысла. Для получения истинной дислокации флота нужно использовать комплексные методы,   например,  использование данных автоматической идентификационной системы (АИС), береговой и  спутниковой радиолокации, визуальный контроль.

- Обслуживание ТСК (монтаж, ремонт, пломбировка и т. д.) возложено на сервисные центры, которые являются коммерческими организациями. Вы им доверяете на 100 процентов?

- В настоящее время  у Росрыболовства   нет полномочий на выдачу и отзыв каких-либо лицензий сервисным центрам для предоставления права работы с ТСК.    Но не секрет, что именно сами специалисты некоторых сервисных центров практически и занимаются «взломом» станций. К сожалению, нет закона, который позволял бы привлекать недобросовестных специалистов к ответственности за взлом  таких станций. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что многие сервисные центры заработали себе безупречную рекомендацию.

 - Как вы оцениваете систему ИНМАРСАТ?

- Сбои в системе ИНМАРСАТ крайне редки. Что же касается проблемы, что некоторые данные о местоположении судов не доходят до центра мониторинга, то это является не сбоем, а особенностью работы каналов связи системы ИНМАРСАТ (их пропускной способностью), которую нужно обязательно учитывать при оценке работы ТСК.

Не вдаваясь в технические подробности можно сказать так, что ИНМАРСАТ не гарантирует 100% доставку данных о местоположении в режиме мониторинга, особенно когда поток данных большой. Основная задача ИНМАРСАТ, как системы морской спутниковой связи, являющейся подсистемой ГМССБ – это обеспечение связи в интересах безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, а так же прием-передача данных в режимах телефонии, электронной почты, телекса и т.п. Данные о позиционировании в системе ИНМАРСАТ идут по каналам с наименьшим приоритетом, и если станция занята (например приемом метеосводки или частной телеграммы) или возникает перегрузка каналов связи, то ИНМАРСАТ ими жертвует…

Возможно, что скоро на судах будет устанавливаться новое ТСК, в котором учтен накопленный как положительный, так и отрицательный опыт эксплуатации систем ИНМАРСАТ и АРГОС. В прошлом году Роскосмос совместно с Росрыболовством при участии специалистов Мурманского и Московского центров мониторинга провел испытания ТСК, созданного в России с использованием GLONASS и системы связи ГОНЕЦ. Новое ТСК сможет дополнительно обеспечивать:

-    автоматическое выявление событий (отключение/включение питания, аппаратная неисправность, отсутствие взаимодействия с терминалами связи, вскрытие корпуса и др.), возможность выявления работы имитатора навигационных сигналов;

-     подключение различных датчиков для контроля состояния судовых систем, механизмов (траловых лебедок и др.) и тревожной кнопки и передачу этой информации в центр мониторинга;

-      накопление в энергонезависимой памяти («черном ящике») навигационных параметров, информации, поступающей от внешних датчиков, событиях с возможностью считывания интересующей информации по каналам спутниковой связи по запросу из Центра мониторинга;

-        информационное сопряжение с электронным промысловым журналом (ЭПЖ) в качестве шлюза спутникового канала.

- Действительно ли существуют симуляторы ТСК? Если да, правда ли, что их устанавливают на суда под видом резервных ТСК?

- Резервные ТСК устанавливаются судовладельцами на суда для того, чтобы не терять драгоценное промысловое время при выходе из строя основного ТСК. Идти в порт при выходе из строя ТСК гораздо дороже, чем иметь на борту запасной прибор.

Симуляторы никакого отношения к резервному ТСК не имеют. Симулятор – это компьютер с программой, эмулирующей работу GPS-приемника станции. В программу закладываются ложные координаты, которые компьютер передает в станцию, а станция передает в центр мониторинга. Таким образом и происходит искажение координат. Но это можно выявить по косвенным признакам.

- КамчатНИРО опубликовал обзор промысла краба в Беринговом море за 2010 год. В нем говорится следующее. Судя по данным ССД, часть судов на промысле краба-стригуна в Олюторском заливе работала далеко за гранью рентабельности, добывая по 100-400 кг в сутки, что может свидетельствовать о сокрытии реальных объемов уловов. Согласны ли вы с такими оценками?

- Возможно, такой вылов и можно рассматривать,  как  основание к осуществлению проверки данного судна.

Но утверждать, что такие данные обязательно являются сокрытием улова, преждевременно, так как  существует множество факторов, которые могут влиять на промысловую обстановку (изобата, температура воды, течение, погода, кормовая база, орудия лова, наживка и т.д.), и дать квалифицированную оценку может только научный сотрудник, непосредственно находясь на промысловом судне,  при проведении научно-изыскательских работ по данному виду промысла в данном районе.

Оценка промысловой обстановки по конкретному судну или промысловому району, а также оценка рентабельности деятельности судов в полномочия ФГБУ ЦСМС не входит.

- Являются ли явно заниженные отчеты об уловах достаточным основанием для проверки на предмет законности промысла? Имеет ли подобная отчетность круглогодичный характер?

- Сразу хотелось бы отметить, что вопросы основания для проверки – это не наш вопрос. В то же время я  не стал бы говорить, что отчет с низкими показателями вылова  обязательно является основанием для проверки на предмет законности промысла.

Суда получили разрешение на промысел на законных основаниях,  и они осуществляют промысел в соответствии с выданным разрешением, правилами рыболовства и другими нормативными документами в области рыболовства.

Все-таки правильнее вести речь о том, что отчет с заниженными показателями вылова (при наличии подтвержденных фактов) может быть поводом для контролирующих органов для проведения проверки на предмет  нарушений связанных с таким видом промысла.

Что касается крабового промысла, то на сегодняшний день приказом Росрыболовства от 17 ноября 2011 года  №1009 установлены минимальные суточные объемы добычи крабов на одно судно, осуществляющего промышленное и (или) прибрежное рыболовство. И мы можем только предположить,  что, исходя из квоты, судну будет выписано разрешение с определенным количеством суток, и если за эти промысловые сутки судно не выловило свою квоту, то оно должно покинуть район промысла. Надеюсь, что данная проблема (занижение вылова ниже установленных норм) на 2012 год для крабового промысла будет не актуальна.

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


Технические средства контроля не решают полностью проблему недостоверной отчетности: Один комментарий

  1. Знакомый рассказал интересную вещь на тему радиосвязи. По его словам, некоторые суда, которые браконьерят краба у Западной Камчатки, для радиопереговоров между собой используют таджиков, чтобы чужие не поняли, о чем идет речь.
    Похожий способ шифровки использовали американские военные во время войны с Японией. Их шифровальный код был основан на языке индейцев навахо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>