«Спарту» вывели на чистую воду. А ее владельцев?

Последние недели декабря многие с тревогой следили за судьбой российского траулера «Спарта», попавшего в беду в море Росса. К счастью, экипаж и судно спасены. Но остаются вопросы, которые требуют ответов. Главный из них: кто отправил «Спарту» в этот опасный район и с какой целью?

Спасите «Спарту»

Как сообщали российские СМИ, 15 декабря российский траулер «Спарта» был затерт льдами в море Росса (Антарктида) в 3.700 км к юго-востоку от Новой Зеландии.

В результате столкновения с льдиной он получил пробоину ниже ватерлинии и, накренившись, стал набирать воду в грузовой трюм. Для помощи судну и его экипажу была организована международная спасательная операция. Самолет ВВС Новой Зеландии сбросил в точку бедствия дополнительный инвентарь для ремонта — аварийный пластырь и помпу для откачки воды.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что «Спарта», мягко выражаясь, не была полностью готова к таким ситуациям, которые в море Росса – не редкость.

К счастью, 28 декабря южнокорейский ледокол «Aaron» вывел ее на чистую воду. Остается порадоваться за членов экипажа «Спарты», их родных и близких. Но точку в этой истории ставить рано. За те дни, что «спартанцы» боролись за живучесть своего судна, возникло много вопросов, которые требуют ответа. Что этот траулер делал в Антарктиде? Если судно российское, почему больше половины экипажа — индонезийцы? А главное, кто несет ответственность за произошедшее?

Новые фигуранты

В новостях в качестве судовладельца фигурировали фирма «Антей» и его руководитель Андрей Поломарь. При этом указывалось, что судно приписано к порту Совгавань Хабаровского края, а «Антей» находится во Владивостоке. Но если мы зайдем на сайт Российского морского регистра судоходства, то найдем совершенно другую информацию. Там сказано, что «Спарта» приписана к порту Петропавловск-Камчатский и является собственностью ЗАО «Морской ворон» (других судов с таким названием в регистровой книге нет).

Что мы знаем о «Морском вороне»? Эта фирма была выделена в 2005 году из «Корякской рыбопромышленной компании», которая ранее носила известное многим название «Иянин Кутх». «Морской ворон» унаследовал часть «кутховских» квот, судов и руководства.

С 2007 года над этой фирмой и ее владельцем стали сгущаться тучи. «Морской ворон» фигурировал в деле холдинга «Восточные рыбные ресурсы» о незаконном вылове 9 тыс. тонн краба, а потом по нему началось отдельное уголовное производство. Однако механизм спасения бизнеса был отработан. В 2011-м произошло выделение из «Морского ворона» новой фирмы «Визант» с передачей ей квот. 

А из флота у «Морского ворона» оставалась только «Спарта». Но это еще начало истории.

Старый знакомый

Теперь обратимся к публикациям о спасении «Спарты», которые появились за рубежом. В новостях новозеландского информагентства

«Fairfax NZ News» в качестве судовладельца ситуацию комментировал представитель не «Антея» и не «Морского ворона», а американской фирмы из города Сан-Диего «Sedna Industries Inc» Андрей Кулишь.

С его слов выходит, что «Спарта» фактически принадлежит именно «Sedna Industries Inc», которая владеет и другими судами.

На сайте этой американской фирмы можно найти их список: «Андрей Смирнов», «Таманго», «Соболево» и т. д. Когда-то они принадлежали «Иянину Кутху», а ныне формально числятся за другими российскими фирмами. А фотография «Спарты» во льдах моря Росса украшает главную страницу сайта «Sedna Industries Inc».

Теперь настало время ответить на вопрос, кто владеет фирмой «Sedna Industries Inc» и, соответственно, судном «Спарта»? Наверное, многие уже догадались. Правильно, это Иван Христьянович Михнов, основатель ЗАО «Иянин Кутх» и многих других компаний, который уехал в США (как говорят злые языки, скрываясь от уголовного преследования), получил там вид на жительство и, попрощавшись, незримо остался с нами.

Но что его заставило осваивать такие экзотические районы промысла, рискуя жизнями своих рыбаков? Почему 23-летняя шхуна японской постройки «Спарта» оказалась в Антарктиде, в паковых льдах, за 3.700 км до ближайшего убежища?

Покоритель Антарктиды

В Антарктиде действует международные договоренности по разделу квот, в которых имеет свою долю и Россия. Ловят здесь, в том числе, клыкача. На его промысел и направлялась «Спарта».

Клыкач, конечно, рыбка дорогая. Но на другой чаше весов – очень рискованные условия работы. Те, кто знаком с промыслом в Антарктиде, не понаслышке знают, насколько опасна ситуация, в которой оказалась «Спарта». Судя по снимкам из космоса, на момент аварии судно было окружено тяжелым, до 1.5 метров толщиной, льдом. Все могло закончиться не так благополучно.

Чтобы развивать здесь промысел, надо иметь серьезную подготовку и очень веские мотивы. Кто-то идет сюда за неимением других вариантов, от безысходности. Не эта ли причина заставила Ивана Михнова устремить свой взор в сторону моря Росса? Уж очень много проблем и недругов нажил себе Иван Христьянович в других точках земного шара. Наверное, потому и решил покорять льды Антарктиды, что перспективы промысла в Охотском и Беринговом морях стали для него зыбкими.

Но, Иван Христьяновч, пожалуйста, берегите свои экипажи в море Росса. Я понимаю, что индонезийцы ребята неприхотливые, да и наши рыбаки порой готовы браться за любую работу, лишь бы прокормить семью. Но случись с ними что, и вашему бизнесу несдобровать. Это только в России уголовное дело о гибели МРС-150 и его команды можно было спустить на тормозах, а в цивилизованных странах человеческая жизнь ценится гораздо дороже и ответственность за нее более сурова.

Александр КЛИМОВ.

P. S. Как сообщалось, недалеко от «Спарты» находилось судно «Чио Мару 3», которое по регистру принадлежит фирме «Антей». Повторюсь, что «Антею» приписывали и «Спарту». Не удивлюсь, если «Спарта» действительно уже сменила очередного формального владельца. Но кто ее истинный хозяин, мы уже уяснили.  

Кстати, раньше судно «Чио Мару 3» принадлежало другому потомку «Иянина Кутха» — ЗАО «Рыбак Коврана».

Для справки.

Море Росса. Окраинное море Тихого океана у берегов Антарктиды, между мысами Адэр и Колбек. 440 тыс. квадратных километров. Глубина до 2.972 м. Южная часть моря покрыта шельфовым ледником Росса, северная — плавучими льдами. Много айсбергов.

Поделиться в соцсетях


«Спарту» вывели на чистую воду. А ее владельцев?: 8 комментариев

  1. Еще один несчастный случай в море Росса. И снова – россияне, хоть судно южно-корейское. Интересно, кто его реальный хозяин?

    В Антарктиде завершена операция по спасению семи рыбаков южнокорейского траулера Jeong Woo-2, получивших 11 января во время пожара сильные ожоги. В пятницу вечером пострадавшие самолетом С-130 «Геркулес» Военно-воздушных сил США были доставлены с антарктической научно-исследовательской станции Макмердо в новозеландский город Крайстчерч и помещены в больницу для прохождения дальнейшего лечения. Состояние трех рыбаков тяжелое, сообщили в Морском спасательно-координационном центре Новой Зеландии.
    Экипаж траулера Jeong Woo-2 состоял из сорока человек, по данным из различных источников, в их числе — два гражданина России. Во время пожара на судне погибло три человека. Семь человек, получивших ожоги, были доставлены на антарктическую станцию Макмердо, находящуюся в 600 километрах от района морского ЧП. Несколько позже они были эвакуированы в Новую Зеландию. 30 рыбаков с горящего судна перешли на другой корейский траулер Jeong Woo-3 и в настоящее время находятся на нем.
    Jeong Woo-3 буксирует аварийный траулер к 60-й параллели, куда на полных парах идет южнокорейский ледокол «Араон», который должен принять на свой борт спасенных членов экипажа траулера Jeong Woo-2. Его судьба будет решаться, когда все три судна встретятся в заданной точке моря Росса. Рандеву произойдет примерно через двадцать дней, сообщает ИТАР-ТАСС.
    Пока неизвестно, кто именно погиб во время пожара на траулере Jeong Woo-2, также неизвестны имена получивших ожоги. Горевшее судно вело в море Росса добычу ценной рыбы — клыкача. Судно было построено в 1986 году в Японии и первоначально называлось «Коре Мару-32». Впоследствии оно было продано южнокорейской корпорации «Санву», специализирующейся на ловле клыкача, скатов и крабов.

  2. Знаете что сейчас происходит в городе Сиэтле?
    А там ремонтруется пароход под названием Роял Интерпрайс, у него сейчас новое название, вспомню напишу.
    Это судно приобрел Ваня Михнов на деньги Аркаши, за 1.5 млн. а посредником был Юра Ключников ( он же Аллан Гарри или наоборот ), он Ване вдул это судно накрутив еще 300 000 дол. Но самое смешное, что что заверил Ваню, присылай экипаж к промыслу готов!!!
    Ваня прислал человек 30 экипажа, те как глянули и пришли в ужас. Судно простояло 12 лет у стенки в компании Трайдент, с разобранным ГД, порезанными кабелями, без навигации и тд.
    Вот такой пейзажь!

  3. Почему вы меня обманываете ! Сами пишите а мне даже комментарий нельзя сказать !!! Почему не размещаете мои ответы !
    Это stopcrabmafia.ru не блог ес ли мне ответ даже нельзя написать !

    • У экипажа российского траулера «Спарта» могут быть проблемы
      29.01.2012
      Наш читатель в Twitter Константин Гугнин @pankastus уже два раза спросил: «А что слышно о «Спарте»? Как там у нее дела? У меня там, похоже, друг в экипаже». Не то, чтобы мы с первого раза не поняли – оказалось, что ответить на этот простой вопрос не так просто.

      Напомним, что 15 декабря 2011 года в антарктическом море Росса российский траулер «Спарта» получил пробоину в носовой части ниже ватерлинии и готов был затонуть (см. у нас новость «Российское рыболовное судно «Спарта», терпящее бедствие в Антарктиде, не имеет ледового класса» от 16.12.2011).

      Спасли судно его собственный экипаж и международная помощь. «Спарта» находилась в зоне ответственности спасателе Новой Зеландии, они и организовали доставку по воздуху дополнительных водоотливных средств, спасательных плотов, самолётами
      наводили на российский траулер суда, пытавшиеся пробиться к нему через ледяное поле.

      Точные размеры пробоины, её направление и местоположение остались неизвестными. Диапазон сообщений о величине – от 30 до 200 сантиметров. Заделывать пробоину команде пришлось дважды . Второй раз – после того, как «Спарта» с пластырем снаружи и металлическим листом изнутри корпуса, попыталась дойти до груза, сброшенного на лёд самолётом «Геркулес» Королевских новозеландских ВВС.

      Потом из Новой Зеландии пришёл южнокорейский ледокол «Araon», 28 декабря 2011 года вывел «Спарту» изо льдов и она последовала в новозеландский порт Литтлтон.

      На сегодняшний день, формально, ситуация обстоит так. 19 января «Спарта» зашла на ремонт в док в Литтлтоне. 26 января начался ремонт. В начале февраля траулер обещают вернуть на промысел в Антарктиду. Так, вроде бы, сообщил представитель судовладельца – ООО «Антей».

      Ну, а теперь – о возможных проблемах экипажа.

      Никаким владельцем «Спарты» ООО «Антей» не является. В Регистровой книге судов собственником судна названо ЗАО «Морской ворон». По нашей информации, этот ворон купил ООО «Антей» достаточно давно. В каком виде, для каких целей сохранили это название, зачем «Антей» выставляют судовладельцем траулера – в конце концов, дело реального хозяина.

      Им является житель города Сиэтла Иван Христианович Михнов, известный российский краболов. Спасательную операцию «Спарты» проводили под его гарантии. Как известно, людей на море спасают бесплатно и в обязательном порядке, но спасение имущества стоит денег. Морское имущество – дорогое, и зарабатывают на его спасении очень неплохо.

      С персоной Ивана Христиановича нам разбираться недосуг, лично мы не знакомы, поэтому для интересующихся читателей «В окияне-море» даём ссылку на сайт «Дебри ДВ», на статью «Кто такой Иван Михнов?», где сведения о владельце «Спарты» систематизированы, а также на сайт «Остановим крабовую мафию», на обращение к Михнову.

      Сами же продолжим отвечать на вопрос Константина.

      Дальнейшая судьба экипажа «Спарты», в том числе, Вашего друга, Константин, зависит от названного нами судовладельца.

      Давайте прикинем: самолёты С-130 «Геркулес» летали к «Спарте» сначала с научной станции США в Антарктике «Мак-Мердо», затем – из аэропрорта новозеландского города Крайстчёрч. Ледокол «Araon» шёл к «Спарте» неделю – с 18 по 25 декабря. Трое суток выводил её на чистую воду.

      Потом «Спарта», ведь, не просто так взяла курс на порт Литтлтон? «Araon» её сопровождал, обеспечивал безопасность.

      В какой-то момент спасательная операция перестала относиться к людям и превратилась в спасение траулера. Включился счётчик.

      С одной стороны, «Спарта», по нашим понятиям, довольно новое судно – постройки 1988 года. Строили в Японии. Ему ещё работать и работать. Клыкач, за которым Михнов отправил в Антарктику «Спарту», не имеющую ледового класса, на северо-американском рынке стоит $70 за килограмм.

      Но, с другой стороны, российский траулер ошвартовался в Литтлтоне и две недели стоял в ожидании. Чего?..

      Очевидно, Иван Христианович решал: стоит его ремонтировать или нет? Не окажется ли спасённое имущество дешевле спасательной операции? Не бросить ли «Спарту» в Новой Зеландии? Мало ли российских судов побросали по всем портам мира…

      В декабре представитель Михнова обращался в Росрыболовство с предложением оплатить спасение «Спарты» из госбюджета, но получил отказ: с какой стати российские налогоплательщики должны решать проблемы некоего жителя американского города Сиэтла? Об этом нам сообщил источник в организации-конкуренте Росрыболовства – Министерстве транспорта.

      То, что Иван Христианович, всё-таки, поставил судно в док и начал ремонт, ещё ничего не значит. Если он подсчитал, что «Спарта» себя окупит, значит, в феврале она, действительно, вернётся в Антарктиду. А если ближе к концу ремонта дешевле станет денег не платить, а с траулером пусть делают, что хотят, то экипажу нужно будет как-то возвращаться домой.

      Не следует, кстати, думать, что наши судовладельцы – какие-то особенные. Ничего подобного! Такие же, как все. Год назад в Антарктике затонул южнокорейский траулер. 22 моряка погибли.

  4. Похоже, скоро Ване придется везти клыкача из моря Росса на Камчатку или самому его трескать, так как американские ритейлеры отказываются от этого товара.

    Вот что пишут про это —

    Уже третий ведущий американский ритейлер заявил об отказе принимать на реализацию морепродукты, добытые в антарктическом море Росса, по природоохранным соображениям.
    Лидеры рыбного рынка призывают защитить уникальную экосистему, сообщают источники международной природоохранной организации Гринпис. Так, сеть продовольственных гипермаркетов «HarrisTeeter», в управлении которой находится более 200 магазинов, вслед за такими операторами как «Safeway» и «Wegmans» приняла решение не закупать для розничного распространения рыбу и морепродукты, происходящие из моря Росса. Данное заявление опубликовано на интернет-сайте компании.
    «Мы приняли на себя обязательство не покупать и не продавать любые морепродукты, добытые в море Росса, в стремлении способствовать тому, чтобы государства-участники Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики обозначили статус моря Росса как морской заповедной зоны», — говорится в заявлении.
    По мнению общественности, данная зона бездумно эксплуатируется для обогащения состоятельных лиц.
    Море Росса считается самой крупной океанической экосистемой на планете, наименее подверженной влиянию человека. Ученые неоднократно заявляли о необходимости сделать море Росса полностью защищенной заповедной зоной, однако ярусный промысел антарктического клыкача, более известного британским потребителям под названием «антарктический морской окунь», по сей день ведется в водах Антарктики для расширения ассортимента мирового рынка предметов роскоши и удовлетворения запросов ценителей элитной продукции.
    По словам Карли Томаса, новозеландского участника Гринпис, ведущийся с 90-х годов XX века промысел клыкача и коммерческий лов морепродуктов представляют реальную угрозу хрупкому балансу экосистемы моря Росса. «Несмотря на то, что научно-технические достижения на современном этапе сделали возможным рыболовство в самых удаленных частях земного шара, это просто не обосновано в свете устойчивого развитияпромыслов. Море Росса – особая зона, которую необходимо оберегать как среду обитания разнообразных уникальных представителей антарктической флоры и фауны и с целью ее спасения в свете предстоящего изменения климата, а не эксплуатировать для богачей».
    В 2010 году Гринпис опубликовала отчет, в котором обозначено, каким образом участники рынка морепродуктов могут внести свой вклад в защиту моря Росса. «Недавнее решение, принятое оператором «Harris Teeter», свидетельствует об осознании ритейлерами действительной необходимости признания моря Росса заповедной зоной», — говорит Карли Томас.
    Недавно созданный Союз Антарктического океана, объединяющий ряд природоохранных организаций, на прошлой неделе начал кампанию, призывающую установить обширный морской заповедник в данной зоне.

  5. опять не повезло Спарте. что за несчастная судьба у парохода:

    Аварийный рыбный траулер начали буксировать в порт Приморья
    Траулер СРТМ «Спарта» (порт приписки Советская Гавань, судовладелец — ООО «Антей» г. Владивосток) оказался обездвиженным в Охотском море во время промысла из-за поломки в главном двигателе.
    Судно буксируют в порт Зарубино Приморского края, сообщили «Интерфаксу» в координационном морском спасательном центре (МСПЦ) «Южно-Сахалинск».
    «1 февраля на судне вышла из строя соединительная муфта редуктора главного двигателя. В этот момент траулер находился в Охотском море в исключительной экономзоне в координатах 53,49 градусов северной широты и 151,49 градусов восточной долготы», — сказал представитель центра.
    Он предположил, что траулер участвовал в минтаевой путине у западного побережья Камчатки.
    «В настоящее время СТРМ «Ямато» буксирует «Спарту» в порт Зарубино. Экипаж «Спарты» занимается ремонтом муфты», — добавил собеседник агентства.
    Интерфакс

  6. СРТМ Спарта ловушочник-краболов, он что на минтая сейчас бегает ?

  7. Интересно пишете, товарищи. Вот только не ушел Ваня из Антарктики, а продолжает добывать там клыкача. и дело идет успешно http://www.fishnotice.com/news?idnews=388875

    И ведь ловят не просто ради корысти, а для удержания рыбацких позиций страны в Мировом океане. Так в статье написано, а газета врать не будет!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>