Россия приостановила соглашение, позволявшее японским рыбакам вести промысел в районе Курил. Есть ли у Страны восходящего солнца чем нам ответить?
Соглашение о безопасном промысле японских рыболовных судов в районе Южно-Курильских островов вступило в силу 21 мая 1998 года. Оно позволяет рыбакам Японии вести промысел в российских водах по квоте, которая выделяет им Россия. За это Япония должна вносить нашей стране плату.
7 июня нынешнего года МИД России объявил, что мы приостанавливаем действие этого соглашения в одностороннем порядке. По утверждению ведомства, Япония не выполнила своих финансовых обязательств, затянув подписание документа о предоставлении безвозмездной помощи Сахалинской области. Прорабатываются и другие ограничительные меры в отношении Японии, в том числе в сфере рыболовства.
Японская сторона, в свою очередь, заявляет, что вопрос сотрудничества с Сахалином не должен влиять на соглашение о промысле в районе Курил, так как они между собой не связаны.
Пока стороны не достигнут согласия, японские рыбаки вряд ли рискнут заходить в российские воды без гарантий безопасности. А согласие, очевидно, будет найдено не скоро, ведь эта ситуация явно вызвана накалившейся международной обстановкой и антироссийскими санкциями, которые Япония поддерживает.
Конечно, соглашение о безопасном промысле – для нас козырь в политическом диалоге с Токио. Остановка промысла у Курил сильно ударит по благосостоянию рыбаков Хоккайдо. Однако у японской стороны есть свои козыри в сфере рыболовства.
Во-первых, Япония тоже предоставляет России квоты на промысел в своих водах: квоты на лов скумбрии и сардины иваси выделяются в рамках межправительственного соглашения от 1984 года. Чтобы понять, насколько это серьезный ресурс, приведем данные с промысла на 26 июня. На эту дату российский вылов сардины-иваси составил 31 368 тонны, из них 10 382 тонны выловлены в экономзоне Японии. Вылов скумбрии – 24 788 тонны, из них 24 474 тонны выловлены в экономзоне Японии. Если Япония найдет повод приостановить выделение квот дальневосточным рыбакам, для них это станет ощутимой потерей.
Кстати, российская сторона настолько привыкла к японским квотам, что фактически считает их своими. В 2019 году Федеральное агентство по рыболовству продало их с аукциона российским компаниям, заключив с победителями торгов договоры о закреплении долей квот в экономзоне Японии до конца 2033 года. Хотя Япония выделяет данные квоты каждый раз только на год, а не на 15 лет.
Во-вторых, Япония и Россия ежегодно заключают соглашение, в рамках которого Япония добывает в своей экономзоне лососей российского происхождения. Промысел ведется с учетом мнения российской стороны. Япония нам за это платит. Но если наши взаимоотношения откатятся ко временам холодной войны, то что помешает японцам продолжить этот промысел, но уже без оглядки на Москву? К слову, японские рыбаки в своих водах до сих пор добывают лососей дрифтерными сетями, которые в России запрещены с 2016 года, так как их здесь считают чересчур уловистыми.
Кроме того, если дело идет к отмене всех прежних договоренностей, то может ли Япония поставить вопрос о возобновлении лова тихоокеанских лососей в открытом море за пределами нашей экономзоны? Это тоже создает риск добычи природных ресурсов России при отсутствии контроля с ее стороны.
Мы обратились в Федеральное агентство по рыболовству с просьбой оценить вероятность таких сценариев. Ответа пока нет. Но нам удалось узнать мнение эксперта, чья осведомленность в этом вопросе не вызывает сомнений.
Наш эксперт – Сергей Синяков. В 1993–1998 годах он заведовал лабораторией динамики численности и прогнозирования лососей КамчатНИРО. В 1998–2002 годах – директор КамчатНИРО. Затем работал во ВНИРО. В 1994–2003 и в 2007–2008 годах участвовал в работе российско-японской комиссии в области рыболовства.
Вот как Сергей Анатольевич прокомментировал вероятность отказа Японии от сотрудничества с нашей страной в регулировании промысла лососей:
– В своей исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Япония вела и ведет промысел тихоокеанских лососей российского происхождения согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, предусматривающей возможность промысла российских лососей по договоренности с нашей страной. Положения этой статьи были признаны соглашением между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года.
В случае кризиса отношений между Японией и Россией Япония с высокой степенью вероятности продолжит в своей экономической зоне промысел тихоокеанских лососей российского происхождения. Для этого у нее нет необходимости выходить из межправительственного соглашения 1985 года.
Открыто ловить лососей российского происхождения в объемах, не согласованных с российской стороной, значит демонстративно игнорировать Конвенцию ООН по морскому праву, достигнутые на ее основе договоренности Международной комиссии по анадромным рыбам северной части Тихого океана (NPAFC). Считаю, что напряженность отношений еще не достигла такого уровня.
Однако есть вероятность, что Япония, не афишируя этого, станет де-факто ловить лососей в объемах, значительно отличающихся от цифр, которые она будет представлять в отчете российской стороне. Эффективных средств препятствовать этому, по моему мнению, у нашей страны нет.
Возможен ли японский промысел тихоокеанских лососей за пределами исключительных экономических зон России и Японии? При дальнейшем обострении отношений такой вариант представляется вероятным, и вот почему.
Согласно Конвенции по морскому праву, промысел анадромных видов ведется только в водах к берегу от внешних границ исключительных экономических зон. Исключением являются случаи, когда это положение может привести к нарушениям в экономике какого-либо государства. Поскольку для экономики Японии рыболовство очень важно, в межправительственном соглашении 1985 года предусмотрена возможность японского промысла тихоокеанских лососей за пределами ИЭЗ СССР по согласованию с СССР (Россией). В дальнейшем Япония отказалась от этой возможности взамен на право вести промысел лососей в ИЭЗ России. Сегодня этот промысел разрешен только орудиями лова, которые японские рыбаки считают убыточными. Вести промысел тихоокеанских лососей в ИЭЗ России иными орудиями лова (например, дрифтерными сетями) Россия не позволит.
На мой взгляд, это может быть использовано как международно-правовые основания, чтобы поставить вопрос о возобновлении несогласованного с Россией промысла тихоокеанских лососей за пределами российской ИЭЗ. В одиночку Япония сделать этого не сможет. Потребуется гласное или негласное согласование этого шага со странами – участниками NPAFC. Если такое согласование будет достигнуто, это приведет к слому всей межгосударственной системы управления запасами тихоокеанских лососей в северной части Тихого океана. В настоящее время страны – участники NPAFC вряд ли заинтересованы в этом. Однако при дальнейшем обострении конфликта с Россией такие действия исключать нельзя.
Я не дипломат и не специалист по международному праву. Но как гражданин, наблюдающий за происходящим в мире, вижу, что не международное право руководит государственными действиями, а наоборот – действия руководят правом.
Кирилл МАРЕНИН