Беринговоморское фиаско «Си Бриза»

Сотрудник Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району поднялся в судовую рубку. Два человека, находившиеся на мостике, были явно не в восторге от его появления. Пограничник представился, поинтересовался, кто является капитаном. Мужчина плотного телосложения с красным от волнения лицом кивнул в ответ.

– Как вас зовут? – спросил человек в форме.

– Юра…Владимирович…

– Как называется судно?

– «Си Бриз».

– Почему вы не отвечали на радиозапросы?

– Радиостанция неисправна. Плохо слышно.

В этот момент, словно по написанному для киносюжета сценарию, из радиостанции совершенно чётко и практически без помех донеслось: «Судно, находящееся в координатах…, требую застопорить ход и выйти на связь». Капитан печально вздохнул. Уходя на очередной круг, экипаж самолёта Ан-26 авиации ФСБ, обнаружившего «Си Бриз», вызывал судно на связь. В это же время на борт шхуны с вертолёта Ми-8 продолжалось десантирование сотрудников Пограничного Управления.

Операцию по задержанию очередного «подфлажника» в Беринговом море можно назвать в своём роде уникальной. Недавно в Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району поступили новейшие технические средства, позволяющие контролировать исключительную экономическую зону Российской Федерации и своевременно выявлять в морском пространстве нарушителей пограничного законодательства. Задержание «Си Бриз» стало успешной апробацией новых средств контроля надводной обстановки на практике.

Нельзя не отметить и участие в задержании нарушителя представителей 17 района БОХР США. Им также удалось зафиксировать нахождение неизвестного судна в Беринговом море.Информацию об этом в рамках реализации планов международного взаимодействия они оперативно передали в Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району. Это далеко не единичный пример успешного сотрудничества пограничных ведомств двух государств. Год назад в Беринговом море, благодаря совместным действиям, удалось задержать траулер «Вириле», в трюмах которого находилось 30 тонн живого краба. На данный момент судно конфисковано, на судовладельца наложен миллионный штраф.

Капитан «Си Бриз», невпопад отвечая на вопросы пограничника, не случайно волновался до дрожи в руках. Он прекрасно понимал, что рейс для него и остальных членов экипажа завершён, что впереди долгое, неприятное разбирательство и суд. Что денег судовладелец, отправивший их в январское Берингово море на ржавом корыте с красивым названием «Си Бриз», конечно же, не заплатит. Всё это Юрий Владимирович Бойко проходил не раз. В послужном списке капитана ряд задержаний и даже уголовное дело за браконьерство.

В декабре 2012 года Бойко был капитаном рыболовного судна «Стелла». Выйдя из японского Вакканая, шхуна отправилась в Восточно-Сахалинскую подзону. Сахалинские пограничники задержали «Стеллу» в исключительной экономической зоне России. Прохождение морских контрольных точек при пересечении границы капитан проигнорировал, технические средства контроля на борту отсутствовали, равно как и промысловый журнал. Биоресурсов, за исключением тонны мороженых минтая и сельди, на борту не было, но оборудование судна чанами для транспортировки живого краба начисто опровергало утверждения капитана и членов команды, что в море они вышли «просто так», промысел не вели и вести не собирались.

Тогда Бойко отделался небольшим административным штрафом. В качестве отягчающих вину обстоятельств суд учёл тот факт, что капитан уже привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение. А вот то, что Юрий Владимирович полностью признал вину, стало для него бонусом при назначении наказания.

«Стеллу», простоявшую в порту почти год, после суда отпустили. В мае 2015 тридцатиметровое судёнышко 1979 года постройки с живым крабом на борту и уже под руководством другого должностного лица пыталось уйти от преследования пограничников в воды Японии, но его снова задержали.

Юрию Бойко урок тоже впрок не пошёл. Доказательством тому стало задержание «Си Бриз». Кстати, в комсоставе шхуны нашёлся и ещё один человек с богатым браконьерским прошлым. Камил Шихнабиев – старпом шхуны, находился рядом с капитаном, когда на мостик поднялся десантировавшийся на судно пограничник. Наверняка в этот момент рыбаку вспомнился один из самых ярких сюжетов его морской биографии.

В 2010 году Шихнабиев сам являлся капитаном судна «Фловер», промышлявшего под камбоджийским флагом. 19 ноября 2010 года в Охотском море он несколько часов уводил шхуну от пограничного патрульного судна «818». Чтобы не позволить лодке с осмотровой группой приблизиться к борту, «Фловер» опасно маневрировал. Ни предупредительная стрельба из автомата Калашникова, ни открытый затем огонь по мачтам и антеннам не убедили капитана выполнить требования пограничников. Только после того, как в район преследования вылетел самолёт авиации ФСБ России, который произвел предупредительную стрельбу из бортового оружия, судно-нарушитель легло в дрейф. Но и тут не обошлось без эксцессов. Когда по курсу «Фловера» самолёт открыл предупредительную стрельбу, в наушниках командира раздалось: «Что же ты делаешь?! Я патрульное судно и преследую браконьера!» Можно представить реакцию лётчиков, когда они услышали это в эфире. Неужели в темноте перепутали цель? Пришлось покинуть район погони и провести рекогносцировку.

И только когда лётчики поняли, что беглец просто-напросто их обманывает, командир пообещал нарушителю: «Если не остановитесь, при подлёте открываю стрельбу на поражение!» После этого «Фловер» застопорил ход и лег в дрейф… Инспекторы обнаружили в трюмах свыше 52 тысяч особей живого краба стригуна-опилио. Тогда капитан «Фловера» в откровенном разговоре признался одному из инспекторов: «Я готов был открыть кингстоны и затопить судно, но с берега (видимо, судовладелец — авт.) мне сказали: «Нет!»

В январе 2011 года конфискованный «Фловер» передали в распоряжение Росимущества. Шихнабиева суд приговорил к четырём годам лишения свободы условно и штрафу в размере 400 тысяч рублей. Ущерб, превышающий 15 миллионов рублей, суд постановил взыскать с иностранного юридического лица.

Случайно ли судовладелец «Си Бриз» взял на должности капитана и старпома двух рыбаков с богатым опытом ведения незаконной рыбалки? Конечно, нет. Они на деле показали, на что способны. Но на сей раз Охотоморью нарушители предпочли Берингово море, наивно полагая, что там грабить морские богатства страны будет безопаснее. С первых минут пребывания на борту рыболовной шхуны сотрудникам Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району стало понятно, что они имеют дело с классическим подфлажником. Приписанное к порту Фритаун судно находилось в ИЭЗ России под флагом Сьерра Леоне. Морские контрольные точки шхуна не проходила, технические средства контроля на борту отсутствовали. Пытаясь ввести в заблуждение государственные контролирующие органы, капитан использовал идентификационные номера и международные позывные сигналы, принадлежащие другим судам. На вопрос, имеются ли на борту морские биоресурсы, он заявил, что есть четыре тонны селёдки, предназначенной исключительно для питания рыбаков во время рейса.

Про селёдку и не только про неё нам позже рассказали члены экипажа. Немолодой матрос, например, сообщил, что попал на «Си Бриз» по звонку.

– Работал в Даляне сварщиком, предложили, согласился. Девять месяцев стояли в ремонте, потом пошли в Пусан, а оттуда в море.

– Кто нанимал вас на работу? Заключали ли договор? Знаете ли судовладельца?

– Нет, владельца парохода я не знаю. Никаких бумаг не подписывал.

– Вы шли в море, явно, не на прогулку. Знали, куда отправляетесь, и что будет добывать?

– Нам не рассказывали (усмехается – ред.).

– В трюме находится несколько тонн сельди. Разве это не нажива для промысла краба?

– Нет, что вы! Это для еды. Салаты повар готовит – «селёдку под шубой», например (реплика вызывает дружный хохот свидетелей нашего диалога, особенно громко смеётся повар – ред.).

– Сколько вам обещали платить? Получили ли вы аванс перед рейсом?

– Аванса не дали. Разве что триста долларов за ремонт. Про зарплату ничего не знаю.

– Вы впервые оказались на задержанном судне?

– Нет, два года назад мы уже попадались, стояли под арестом в Петропавловске-Камчатском. На этом же пароходе дело было. Только тогда он назывался по-другому…

Рыболовная шхуна, именуемая ныне «Си Бриз», в июне 2015 года действительно называлась иначе – «Бант». Под флагом Сьерра Леоне она промышляла краба в исключительной экономической зоне России. На момент высадки на борт осмотровой группы в чанах для транспортировки биоресурсов в живом виде находилось около трёх тонн камчатского краба. Капитана В. Ковтуна, виновного в браконьерском промысле, суд приговорил к двум годам лишения свободы условно и штрафу в размере 200 тысяч рублей. На два года его лишили права занимать капитанские должности. Судовладельцу суд назначил штраф в размере более шести с половиной миллионов рублей. Свыше полутора миллионов рублей юридическое лицо должно было внести в государственную казну в качестве возмещения ущерба, причинённого водным биоресурсам. «Бант», к сожалению, не конфисковали. И спустя два с половиной года судно, оборудованное чанами для транспортировки краба с уже набранной водой, снова попало в поле зрения пограничников. На нём изменили название, но повадки у шхуны остались прежними. Кстати, «Си Бриз» – это даже не второе имя теплохода. На борту под слоем краски читается ещё одно название: «Юнико-1».

Сегодня рыболовная шхуна «Си Бриз» стоит на рейде Авачинской губы. Она пробудет там до тех пор, пока не завершится разбирательство. Экипаж, безусловно, опечален сложившейся ситуацией. Большинство рыбаков изъявили желание списаться и отправиться домой – на Сахалин, в Приморье, Краснодарский край, Дагестан. Безусловно, в своих неудачах они будут винить судьбу, пограничников, суд. А ведь задержание, возможно, уберегло их от куда более страшной беды. Стоит лишь взглянуть на ржавое, утлое судёнышко с прогнившими трапами и проседающей палубой и представить его в семиметровых волнах Берингова моря, как становится страшно. Кстати, не раз и, видимо, не случайно в нашей беседе члены экипажа упоминали пропавшее неподалёку от Сахалина судна «Восток».

Рыболовную шхуну «Си Бриз» задержали незадолго до Съезда работников рыбного хозяйства. Камчатская делегация подготовила и повезла на мероприятие предложения, в том числе касающиеся проблемы судов под так называемыми удобными флагами. О них вкратце рассказал заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатского края Евгений Кабанов. Камчатка планирует выступить с инициативой о необходимости значительного ужесточения санкций в отношении судов-браконьеров.

По мнению членов ассоциации, судно-подфлажник, задержанное в российских водах, должно признаваться браконьером, даже если на его борту отсутствуют незаконно добытые биоресурсы. Сам факт непрохождения морских контрольных точек при пересечении границы судном под иностранным флагом должно расцениваться как преступление против государственной собственности. Представитель ассоциации рыбопромышленников считает необходимым увеличить штрафы за браконьерство, суммы вменяемого ущерба, а также взыскивать с нарушителей затраты, которые понесли правоохранительные органы во время задержания. Кроме того, Евгений Кабанов уверен, что все конфискованные суда в обязательном порядке должны быть утилизированы. Только в этом случае они уже никогда не вернутся в браконьерский бизнес. А значит, не вернутся туда и капитаны-авантюристы с повадками морских разбойников.

Татьяна ЯКОВЛЕВА

Фото автора

«Рыбак Камчатки»

Поделиться в соцсетях


Беринговоморское фиаско «Си Бриза»: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>