Вот уже почти полгода пытаюсь прояснить для себя ситуацию в Баренцевом море. Главные вопросы: Что ждет дальневосточный краболовный флот, ушедший в Северный бассейн, в свете изменений статуса зоны НЕАФК? Есть ли вероятность, что суда типа «Волка Арктики» или «Карлы Фей» вернутся в Охотское море, чтобы продолжить здесь свою деятельность на грани фола?
В ноябре 2016 года я направил запросы в Пограничное управление ФСБ по западному арктическому району и Федеральное агентство по рыболовству. Первоначально и там, и там ко мне отнеслись очень благожелательно, обещали ответить. Однако ответов нет до сих пор.
Уже без всякой надежды в январе 2016-го я направил третий запрос – в Министерство иностранных дел России. И МИД ответил: правда, только на часть вопросов. Но и за это ему большое спасибо! Публикую ответ министерства. Возможно, читатели моего сайта помогут мне в дальнейшем сборе информации о переменах на крабовом промысле в Баренцевом море.
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИД РОССИИ)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
В Г. ПЕТРОПАВЛОВСКЕ – КАМЧАТСКОМ
Уважаемый Кирилл Александрович,
В связи с обращением газеты «Рыбак Камчатки» относительно промысла сидячих видов на российском континентальном шельфе в Баренцевом море в части, касающейся МИД России, хотели бы сообщить следующее.
Район морского дна и недр центральной части Баренцева моря был признан континентальным шельфом еще в 2002 г., когда Комиссия по границам континентального шельфа (КГКШ) приняла рекомендации относительно части российской заявки по Северному Ледовитому океану. Тогда КГКШ, указав, что морское дно, на которое претендует Россия в Баренцевом море, является континентальным шельфом, рекомендовала нашему государству «заниматься установлением внешних границ континентального шельфа путем их согласования с Норвегией». Соответствующая российско-норвежская договоренность была оформлена Договором о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 г.
Этот договор вступил в силу 7 июля 2011 г. (опубликован в Бюллетене международных договоров, 2011, № 12, стр. 79-85), став с этого момента частью российской правовой системы. Соответственно, с этого же момента должны были соблюдаться и исполняться в полном объеме предусмотренные договором права и обязанности российской стороны, в т.ч. в области сохранения и рационального использования живых ресурсов шельфа.
Таким образом, на российском континентальном шельфе в Баренцевом море, в том числе в районе регулирования Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК), компетентные ведомства Российской Федерации уполномочены принимать меры государственного контроля за осуществлением промысла сидячих видов.
В то же время Российская Федерация в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. не может принимать какие-либо меры регулирования и контроля добычи других видов живых морских ресурсов водной толщи над своим «расширенным» шельфом. В отношении таких видов в указанном районе действуют меры регулирования, разработанные в рамках НЕАФК.
Не до конца понятно, какие районы Северной Атлантики, в которых «не до конца решены вопросы регулирования промысла и контроля за ним со стороны России», имеет в виду редакция газеты «Рыбак Камчатки». Насколько нам известно, у Российской Федерации в этом морском районе нет ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа.
За разъяснениями по существу второго и третьего вопросов относительно квотирования и возобновления промысла в рассматриваемой акватории предложили бы рекомендовать обратиться в «головное» ведомство — Росрыболовство.
С уважением,
И.О. Представителя В.В. Румянцев
много судов из числа ловцов в НЕАФК, ранее работавших в ДВ бассейне возвращаются и уже вернулись обратно на дв. Чем они будут заниматся на дальнем востоке? Неизвестно, отправляли то их судовладельцы в НЕАФК зону менее богатую, в сравнении с дальневосчными морчми как говорится не от хорошей жизни, некоторые суда стоят на продаже, например компании Примрыбфлот. Возможно кто-то из бизнеменов по старой привычке займется ННН-промыслом, говорят времена браконьерства прошли, но тем не менее задерживают суда за незаконный промысел регулярно, ставки больно высоки, особенно в последнее время. Чем больше борьба с браконьерством, тем более возрастает и цена на краб, пока каналы сбыта не будут перекрыты полностью, браконьерство не исчезнет.
Кирилл, МИД Вам врет. Еще в 2013г МИД официально выдавал заключение, что шельф РФ заканчивается на границе ИЭЗ. Кроме того, все билеты на опилио «на НЕАФК» ББТУ ФАР выдавало именно как в зону действия м/н договоров, а не как на континентальный шельф РФ. И пограничники вплоть до сентября 2016г вели проверки иностранных краболовов исключительно как инспектора неафк, а не как БО РФ. Но я Вам писал еще полнода назад, что никто Вам отвечать на Ваши вопросы по существу не будет. ФАР сознательно выкинул из промысла примерно 20 именно российских судов, только чтобы одна компания оставплась крабовым монополистом всего Баренцева моря.
И имя ей СЗРК.
А сегодня ей увеличили оду опилио с 1,600т до 7,900т. Всего в 6 раз. А аукцион был 11 мес назад. Вот как-то так.
Не удивлен, абсолютно. С учетом того, на каком уровне сидят ее лобисты.
http://mixtv2.mixnews.lv/ru/exclusive/news/2017-01-24/215833
Там Норвеги не могут поделить ещё права на вылов Опилио с судами ЕС,их там около 20,хотя разрешение на вылов дали ещё 14 декабря 2016 года.Стоят все суда до сих пор,меняют только команду раз в 3 месяца,больше нельзя находится на судне в Норвегии и поэтому меняют так.
Вылов снежных крабов в регионе Свальбард был начат на основании этого договора и регламента ЕС от 14 декабря 2016 года, который предусматривает, что 20 судов стран ЕС, в том числе 11 латвийских, имеют право ловить снежных крабов в этом регионе.
Шмитс называет происшедшее откровенным нарушением международных прав и недружественным шагом со стороны Норвегии, причем не только против Латвии, но и ЕС целом. По его словам, дело может дойти до международного суда.
Норвайцам наплевать на Латышей и на весь ЕС.
У этих Латвийских хозяева из Владивостока)))Полар,но и там облом,нельзя ловить и из Neafc выгнали,может и договориться с русскими,чтобы в neafc ловить быстрее, Норвеги настроены решительно и ловить там не дадут и плевали они на все законы,вот такие дела,бояться если разрешат ловить краба,то потом и ископаемые начнут добывать и прировняли краба к шельфовым ресурсам.
Новая информация,все суда под русским флагом уходят обратно рыбачить в Россию,Ни Норвегия ни Россия не разрешила им ловить по слухам в Охотское море.
Те что остаются суда,под флагом ЕС,по последним данным будут брать граждан Украины и ЕС,как то так.Правда ещё неизвестно когда разрешат ловить Норвеги,но по слухам в конце апреля,начале мая и квот дают много!Но пока точной информации нет.
Где ловить-то будут ? По линии Димы-Энса почти весь анклав — наш. А то что норвайское — там опилио нет,в их зоне — ловить нельзя — читайте фишдиректоратовские телеги. В общем чемодан без ручки. Квоту бери, а ловить не где.
Ловить под Шпицбергеном вроде.
там ему тепло и у Шпица много зубаток и палтуса — не дадут ему туда ползти. Да и треска молодью начала питаться — в желудках у Новой земли стало много попадаться мелких крабов. Так что посмотрим.