Неуловимый Джо – «Камчатка»

В суд передано уголовное дело в отношении второго помощника капитана краболова «Камчатка», по вине которого, как считает следствие, погиб член экипажа. Между тем настоящее и будущее судна все еще покрыты туманом тайны.

Несчастный случай произошел 2 февраля 2015 года в Баренцевом море, где «Камчатка» вела промысел краба. На открытой палубе находилось восемь членов экипажа, в том числе старший мастер добычи Игорь Ли. Они выполняли постановку крабовых ловушек. Во время работы мастера сбило уходящей за борт ловушкой и выбросило в море.

Поскольку пострадавший был без страховочного жилета и страховочного троса (а это является грубым нарушением техники безопасности), шансов спастись у него практически не было. Он утонул.

Первоначально расследованием ЧП занимались сотрудники мурманского следственного отдела на транспорте. Завершить эту работу пришлось их коллегам с Камчатки, так как судно приписано к порту Петропавловска, именно отсюда оно вышло в рейс.

Следствие осложнялось запутанной судьбой краболова. Базируется он в норвежском порту Киркенес, промысел ведет за пределами экономзоны России. В российские порты не заходит (по этой причине родные погибшего долго не могли получить его тело). Его команда собрана из самых разных уголков страны. Так, Игорь Ли – родом из Приморья, из Большого Камня. Кстати, его двоюродный брат фактически выполнял функции капитана на «Камчатке», хотя по судовой роли капитаном числился другой.

Тем не менее, по словам руководителя камчатского следственного отдела на транспорте Антона Артёменко, его коллегам удалось опросить основную часть экипажа, членом которого был Игорь Ли, и выяснить обстоятельства произошедшего.

В итоге обвинение по ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть человека) предъявлено второму помощнику капитана. Установлено, что именно этот человек нес ходовую вахту в момент трагедии и должен был следить за соблюдением требований охраны труда на палубе. Однако, как считает следствие, он выполнял свои обязанности небрежно, что и привело к гибели мастера добычи.

По словам Антона Артёменко, обвиняемый не признал вину и отказался от прекращения дела по амнистии. Исход дела теперь зависит только от суда.

Между тем настоящее и будущее краболова «Камчатка» все еще покрыты туманом тайны, как и его прошлое. Напомним, что после конфискации это судно уже более 10 лет является собственностью Российской Федерации. За это время Росимущество неоднократно передавало его в аренду частным фирмам. Последним его арендатором стало камчатское ООО «Мидель», которое использует судно с 2008 года.

В 2014-м прокуратура обратилась в арбитражный суд с требованием отменить договор аренды и вернуть судно в Росимущество. Иск прокуратуры был удовлетворен. В ноябре того же года судебное решение вступило в силу. Дальше события развивались в детективном ключе.

Как сообщили в управлении Федеральной службы судебных приставов, должник (ООО «Мидель») решение суда добровольно не исполнил, судно не вернул. Попытки обнаружить эту фирму и принудить к возврату государственного имущества не увенчались успехом. По официальным адресам фирмы в Петропавловске и в Елизове ее офисов не обнаружено. Действующие расчетные счета у «Миделя» отсутствуют. Судов на праве собственности или временного владения за ним не зарегистрировано. Гендиректор и учредитель фирмы сняты с регистрационного учета. Естественно, краболов также не найден.

Пока местные приставы, сбиваясь с ног, искали судно по всей округе, «Камчатка» материализовалась на другом краю мира, в норвежском порту Киркенес. Оттуда она регулярно выходит в Баренцево море, в международную зону НЕАФК, где ведет промысел краба на глазах у мурманских пограничников. Те даже задержали ее один раз, 23 октября 2015 года, когда несколько членов экипажа сообщили на берег о своем бедственном положении. Но потом судно было снова отпущено в Норвегию.

Через несколько дней на норвежском сайте thebarentsobserver.com появился репортаж с «Камчатки», которая снова находится в Киркенесе. «Я не сделал ничего плохого, и мое судно в хорошем состоянии», – заявляет ее капитан Владимир Олейников, отвергая обвинения в нарушении трудовых прав.

Нынешний капитан «Камчатки» В. Олейников

Члены экипажа «Камчатки» улыбаются норвежским журналистам.

Фото: Thomas Nilsen, thebarentsobserver.com

Репортаж сопровождается фотографиями улыбающихся членов экипажа, которые всем своим видом показывают, как им хорошо на «Камчатке» (правда, те моряки, кто списался на берег, при общении с журналистами не улыбаются, а рассказывают жуткие вещи о своем пребывании на краболове).

В публикации нарисовался и некий судовой агент Антон Романов, который также утверждает, что на судне все в ажуре, и оно опять готово идти на промысел.

Эта история очень напоминает анекдот про неуловимого Джо. Помните? Он неуловимый, потому что его никто не ловит. Похоже, «Камчатка» еще долго будет оставаться неуловимой, так как в России она никому не нужна. Судьба конфискованных шхун – годами ржаветь у причала за государственный счет. В Росимуществе только и мечтают сбагрить их поскорее кому угодно. Пусть даже это будет фирма без адреса, директора и учредителя.

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


Неуловимый Джо – «Камчатка»: 3 комментария

  1. «Поскольку пострадавший был без страховочного жилета и страховочного троса (а это является грубым нарушением техники безопасности), шансов спастись у него практически не было. Он утонул.» Интересно, а может кто либо из рыбаков сказать, сколько раз он за всю жизнь надевал страховочный жилет во время постановки — выборки порядков, или страховочный трос — думаю ответ ясен и так — ни разу.

    «Установлено, что именно этот человек нес ходовую вахту в момент трагедии и должен был следить за соблюдением требований охраны труда на палубе.»

    А мне так думается, что именно погибший старший трал должен был следить за соблюдением требований мер безопасности на палубе, так как фактически являлся руководителем палубных работ, а второй помощник капитана просто назначенный козел отпущения, да и только.

    • Иногда жилеты одевают на постановку,ЖРСы-как еще насывают,но действительно их используют крайне редко,я на двух пароходах только одевал(от капитана зависит,как правило одевают жилеты по личному приказу капитана).Действительно большинство наверное ни разу не одевали,это мне так «повезло»Пристегиватся или нет,это уже сложный вопрос,я бы лично не стал,да и не когда не пристегивался,и не слышал чтобы кого-нибудь заставляли пристегиватся.Это может обернутся тем что потащит порядок за борт человека,и он пристегнутый потеряет как минимум палец,да непристегнутый пойдет за борт,если освоботится не успеет.Но и за бортом можно отрезать то что тебя удерживает(обычно это шворка).Главное это иметь всегда при себе нож,чего многие не делают.
      Ну а по поводу тралмастера,здесь полностью согласен именно он отвечает за соблюдение техники безопасности при работе на палубе.

  2. У нашего государства в этой истории незавидная роль терпилы, лоха, у которого посреди бела дня отмели имущество и послали гулять лесом.
    Конечно, это ржавое корыто не самое ценное, что отняли у России за последние 25 лет. А за державу всеж таки обидно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>