«Большой куш»

После многолетнего перерыва рыбаки Дальнего Востока смогут начать лов камчатского краба в основных районах промысла. Но кому достанется та часть ресурса, которая перейдет в прибрежное рыболовство? Ждет ли Камчатку скандальный сценарий приморского аукциона?

Возвращение короля

Камчатский, он же королевский краб – знаменитый морской деликатес. К началу 2000-х в результате нещадной эксплуатации его запас на Дальнем Востоке упал до критической отметки. Чтобы спасти этот вид от истребления, в 2005-м был введен запрет на его промышленный лов у берегов Западной Камчатки. Спустя два года, запрет временно сняли. Однако численность краба продолжала падать. Это заставило снова закрыть его промысел в 2008 году.

Наконец,  летом 2013-го дальневосточные рыбаки услышали новость, которую долго ждали: популяция камчатского краба показала признаки восстановления. Отраслевая наука считает возможным разрешить  его промышленный лов уже в этом году. Общий допустимый улов на 2013-й рекомендован в объеме 3.630 тонн в Западно-Камчатской подзоне, 2.126 тонн в Камчатско-Курильской подзоне (итого 5.756 тонн). На 2014-й, соответственно, 3.310 тонн и 1.792 тонн (итого 5.102).

5 тысяч тонн камчатского краба обещают выручку примерно в 70 млн долларов. Однако есть один нюанс, который может вызвать проблемы. Речь идет о распределении ОДУ.

По идее, общий допустимый улов должен быть разделен на экономзону и прибрежное рыболовство. В экономзоне доли квот на камчатского краба были определены в 2008-м между предприятиями со всего Дальнего Востока. А вот зона прибрежного промысла, которая считалась «огородом» исключительно камчатских рыбаков, осталась без долей. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к событиям 9-летней давности.

Наследие Чистякова

В 2004-м, когда еще существовали Камчатская область и Корякский автономный округ, регионы могли сами делить прибрежные квоты. Эта задача поручалась межведомственным комиссиям (МВК), в которую входили представители местных и федеральных властей. Областную МВК возглавлял начальник департамента по рыболовству Александр Чистяков. В 2004-м МВК должна была распределить для прибрежки один из самых ценных объектов промысла – краб. Ожидалось, что это будет сделано исходя из промысловой истории за последние три года, как требовали Типовое положение и постановление правительства. Поскольку в предыдущие три года квоты на краба продавались с аукционов, доли должны были получить те, кто эти квоты покупал: «Акрос», «Камчатимпэкс», колхоз им. В. И. Ленина и другие. Но, видимо, А. Чистяков решил употребить власть, уже ускользавшую из его рук, с максимальной пользой для своих друзей, в число которых входили совсем другие компании.

Александр Чистяков любил «делить».

Нелишним будет вспомнить, кто получил бы доли квот на камчатского краба в прибрежке по воле А. Чистякова, секретаря МВК А. Яшкина и других членов комиссии (которые, впрочем, голосовали за этот список не единогласно): «Озерновский РКЗ-55», «Дельта-флот», «Октябрьский РК», «Народы Севера», «Самотлор-рыба», РКЗ «Командор», «Витязь-Авто», «Морской лов», «Золотой залив». К слову, две последние фирмы входили в холдинг «Восточные рыбные ресурсы», партнером которого был американский бизнесмен А. Гонтмахер.

Когда решение МВК стало достоянием гласности, это вызвало бурю протеста со стороны предприятий, которые имели больше прав на крабовый промысел, но в список не попали. Посыпались жалобы в прокуратуру, в суд. Чистякову удалось утвердить протокол МВК у зам. главы ФАР, пока тогдашний глава агентства С. Ильясов был в отпуске. 12 августа 2004-го появился приказ по наделению областных предприятий долями на краба в прибрежной зоне. Однако Ильясов, выйдя на работу, приказ отменил. На этом процесс распределения прибрежных долей безнадежно заглох, промысел не начался.

В Корякском округе ситуация была иной. В октябре 2004-го окружная МВК распределила прибрежные доли на краба у Западной Камчатки между шестью предприятиями, которые были зарегистрированы в КАО («Валтэн», «Поллукс», «Ивнинг Стар»,  «Корякрыба», «Колхоз им. Бекерева», «Хайрюзовский РКЗ»). Никто это решение не оспаривал. Но в ФАР протокол комиссии не утвердили. Вероятно, по той причине, что уже стало известно о скором моратории на добычу краба.

В 2008-м на большинство объектов морского промысла были определены доли квот, исходя из истории предприятий за предыдущие годы. Поскольку лов камчатского краба в прибрежке не велся в 2004 — 2008 годах, то не было базы для расчета долей.

Как итог, ни одна камчатская компания до сих пор не имеет долей камчатского краба в родной прибрежке. Сумеет ли наш край сохранить право на этот промысел за своими рыбаками?

Как будем делить?

«Введение краба в промысел не означает его автоматического распределения между пользователями, — говорит министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын. — У нас доли прибрежного рыболовства на камчатского краба не определены. Если часть ОДУ перейдет в прибрежку, будут объявлены аукционы, в которых смогут принять участие фирмы из других регионов».

«В Западно-Камчатской подзоне квоты должны получить предприятия, которым доли были определены в 2004 году Межведомственной комиссией Корякского округа, именно в объеме определенных им долей. Не их вина, что протокол МВК не был своевременно утвержден Росрыболовством. Это камчатские предприятия, имеющие долгую и достойную историю», — уверен исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Красильников.

«Что касается прибрежных квот камчатского краба в  Камчатско-Курильской подзоне, вероятно, события пойдут по аукционному сценарию, — продолжает мой собеседник. — Определить претендентов в этой подзоне вне аукционов по прошествии стольких лет, скорее всего, не представляется возможным».

Как проходят аукционы по продаже права на добычу краба, показали события в Приморском крае. Там подобный аукцион, который состоялся в ноябре 2012-го, привел к долгой судебной тяжбе и отправке руководителя приморского управления ФАР в СИЗО. Возможен ли на Камчатке такой вариант?

«Все зависит от нас (от властей, от рыбаков, от прессы), — говорит С. Красильников. — Судебные тяжбы в Приморье — это ведь следствия. А в период подготовки аукционов, их проведения, все было тихо, и все чего-то ожидали, наверное, иных результатов».

Велика ли цена вопроса? Трудно ответить, ведь неизвестно, какая часть ОДУ камчатского краба перейдет в нашу прибрежку (и перейдет ли вообще?). В приснопамятном 2004 году на прибрежку в Камчатской области было выделено 900 тонн камчатского краба в двух подзонах. На 9 заявленных компаний выходило в среднем по 100 тонн. Не так уж мало.

Каким бы ни был объем, региону его терять не следует. Но, очевидно, судьба этого ресурса будет решена без учета мнения Камчатского края.

Кирилл МАРЕНИН

P. S. Стоит вспомнить, что ФАР практически все прибрежные крабовые квоты перетянуло в экономическую зону. Так, доли квот на синего краба в прибрежке есть только у одной камчатской компании. Очевидно, это было сделано для холдинга «Восточные рыбные ресурсы», который работал в экономзоне. Холдинг давно почил. Но свято место пусто не бывает.

Кстати, похожая проблема возникла на Кольском полуострове.

У мурманских компаний прибрежного промысла есть доли квот камчатского краба до 2018-го. Однако прибрежный лов краба целенаправленно сокращался, а квоты перераспределялись в пользу экономзоны. С 2010-го крабовый промысел в прибрежке запрещен. Под запретом — также любительский вылов краба.

Рыбаки-прибрежники сейчас собирают в Мурманске подписи под обращением к Президенту, в котором есть такие слова: «Вся промышленная квота краба камчатского и большая часть прибрежной находится в руках одной крупной компании, которая лоббирует свои интересы, благодаря мощному административному ресурсу на федеральном уровне… Сколько можно «прогибать» прибрежников и терпеть этот наглый чиновничий беспредел?»

Возможно, скоро придется ставить аналогичный вопрос по камчатской прибрежке.

 

 

 

Поделиться в соцсетях


«Большой куш»: 6 комментариев

  1. Всю эту историю хорошо помню. «Морской лов» и «Золотой залив» включили в список по «просьбе» ВНИРО (полагаю, что это была не самостоятельная инициатива института, а указание от его начальства из ФАР). В последний момент «Морской лов» из списка исключили. Его долю отдали «Тертею» Яшкина.
    Чего только не делали, чтобы список утвердить. Аж самого Гордеева из Москвы привезли поддержать «авторитет» Чистякова (по слухам, самолет, на котором прилетел Гордеев , был зафрахтован Кожемяокй). Гордеев даже издал указ в разрез с постановлением правительства – для прибрежки аукционные квоты не учитывать. Сколько ж «зелени» ушло на эти «мероприятия»! Меня очень интересовало: неужели эти 900 тонн окупят все расходы? Наверняка каждый намеревался взять минимум вдвое больше
    Но в итоге все проиграли. Как говорил мой знакомый про Чабу (Чистякова А. Б.): он даже украсть по-человечески не может!

  2. «Так, доли квот на синего краба в прибрежке есть только у одной камчатской компании. Очевидно, это было сделано для холдинга «Восточные рыбные ресурсы», который работал в экономзоне. Холдинг давно почил. Но свято место пусто не бывает.»- я одного понять не могу, прежде чем такое написать,хотя бы поинтересовались где, на каких изобатах ловится синий краб.Синего краба в прибрежке Камчатской никогда не было!!! И то что квоты на него в прибрежке отписывались- это просто нонсенс! «Товарищи ученые, доценты с кандидатами….» Наука….Ау….Или тоже «котлета все решает?

  3. Пока Росрыболовство отсиживалось в кустах, глядя как рыбопромышленники бодаются с пограничниками по проблемным вопросам прибрежного рыболовства, весь краб уходил за рубеж.
    Сейчас положение дел в федеральном законодательстве, касаемо прибрежного рыболовства изменилось, в частности и благодаря твердой позиции министра рыбного хозяйства Камчатского края Галицына, — на судах, осуществляющих прибрежный промысел стало возможным производство продукции.
    Настало время и возможности поставок крабовой продукции на российский берег. В связи с этим, было бы неплохо, чтобы Росрыболовство вернуло прибрежные крабовые квоты Камчатке.
    Или у Росрыболовства только для Дремлюги все потуги?

  4. Глава ФАР А. Крайний заявил 6 сентября в Петропавловске, что промысел камчатского краба будет открыт не в этом, а только в следующем году. Цитирую дословно: «В правила рыболовства внесены изменения об открытии промысла камчатского краба. Я уверен, что до конца года эти правила выйдут. Промысел будет открыт. Но реально — со следующего года».

    • ребята
      люди крайний и широков вот кого следует давным давно убрать с должности

    • «…» С 22 ноября начнется промысел камчатского краба в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. Об этом на совещании в администрации Приморского края заявил директор департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Александр Передня.
      Запрет на промысел краба камчатского в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах отменен приказом Росрыболовства, который вступает в силу с 22 ноября текущего года.
      «Квоты на добычу камчатского краба в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах имеют десять предприятий Приморья. Общий объем квот добычи составляет 1132 тонны. На промысел выйдут 11 рыбодобывающих судов», — сообщил Александр Передня.
      «Мы рассчитали примерный объем товарной продукции, которую можно получить из этого объекта промысла, он составит около трехсот миллионов рублей , часть налогов от промысла этого высокорентабельного продукта будут направлены в бюджет Приморского края», — рассказал Александр Передня «…»

      А почему молчит министерство рыбного хозяйства Камчатского края?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>