Суд поставил точку в деле, которое началось с обнаружения неучтенной крабовой продукции на судне «Гера» более 2-х лет назад. Три капитана признаны виновными. А вот куда делось 70 тонн краба, изъятого с «Геры», до сих пор остается загадкой.
20 июня 2010 года в Охотском море пограничники задержали транспортный рефрижератор «Гера», который принадлежал компании «Хосчи Шиппинг ЛТД» (Панама). На его борту нашли около 110 тонн неучтенной крабопродукции. Капитан «Геры» не смог вспомнить, с каких судов принял груз. В тот момент в Северо-Охотоморской подзоне находилось 47 краболовных судов. Под подозрение попало пять из них. Сличив обвязочные ленты с коробок, которые были изъяты на этих судах 26 июня, трасологическая экспертиза решила, что «Гера» приняла груз с СРТМ «Капитан Лигов» и СТР «Талдан». Хотя их капитаны отрицали свою причастность к нелегальной добыче краба.
В деле также фигурировал еще один, неустановленный добытчик. Сначала предполагалось, что им мог быть краболов «Камчатка», поскольку на ящиках, изъятых с «Геры», имелся оттиск печати «Камчатка». Собственник этого краболова – государство (он попал в госсобственность после конфискации). А управляло им некое юридическое лицо, у которого он был в аренде. Когда стало известно о задержании «Геры», «Камчатка» рванула из Петропавловска во Владивосток, что было похоже на бегство. Только спустя месяц у пограничников дошли руки до этого краболова. Однако его проверка ничего не дала.
Весной 2011 года была назначена новая трасологическая экспертиза упаковочных лент, изъятых с перечисленных выше судов, включая «Камчатку». Эксперты пришли к выводу, что спайки упаковочных лент с «Геры», «Талдана» и «Камчатки» выполнены на одном упаковочном аппарате. Впоследствии этот вывод был дезавуирован. Больше «Камчатка» не упоминалась.
Тем временем продолжалось расследование в отношении капитанов «Геры», «Капитана Лигова», «Талдана», а также судовладельцев – «Хосчи Шиппинг ЛТД», ООО «Лига», ЗАО «Акрос». Все три компании были признаны виновными. Их оштрафовали, а суда конфисковали.
Летом прошлого года Петропавловск-Камчатский городской суд приступил к рассмотрению дела капитанов. Приговор был оглашен 21 февраля 2013-го. Все трое признаны виновными в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201), а капитаны «Талдана» и «Капитана Лигова» – еще и в нарушении законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономзоне РФ (ч. 2 ст. 253). Суд освободил капитанов от наказания по ч. 2 ст. 253 в связи с истечением срока давности. А по ч. 2 ст. 201 приговорил их к условным срокам заключения от 2 до 3 лет. Кроме того, суд удовлетворил иски природоохранного прокурора к ЗАО «Акрос» и ООО «Лига» на сумму причиненного природной среде ущерба – более 82,8 млн рублей.
Приговор может быть обжалован.
Стоит добавить, что судьба крабовой продукции, которая была изъята с «Геры», все еще остается неизвестной. Напомню, что ее передали на ответственное хранение в ООО «Галатея-Хабаровск». А в 2012-м следователи не досчитались в этой партии почти 70 тонн. Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю возбудило в отношении директора «Галатеи-Хабаровск» Вячеслава Конева уголовное дело по ст. 312 УК РФ (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации). Затем дело было передано в полицию. Сейчас УМВД устанавливает местонахождение не только крабопродукции, но и самого В. Конева.
Кирилл МАРЕНИН
Талдан краб не воровал. Виктор Викторович хороший, честный капитан. Просто его подставили. Так как судно находилось вне района промысла данного вида краба, т.е. Краба который впоследствии пропал, а без экспертизы краба ( первая и последняя, в связи с его пропажей, была липовой), доказать что то трудно. И такая явная подстава без заморочек, и доп расследований удобна для быстрого следствия и людей, которым действительно принадлежал пойманый краб. При чем тут Талдан, не понятно…
С этим делом действительно все не просто. Доказательства вины ЗАО «Акрос» и Великанова полностью основаны на экспертизах продукции и упаковки, изъятых с «Геры» и «Талдана».
Предприятию и капитану вменялся неучтенный вылов более 60 тонн краба, который затем в переработанном виде поступил на «Геру». В основном, речь идет о крабе стригуне опилио (стригуна Бэрда, если верить дознавателям, в этом объеме было меньше тонны).
Капитан «Геры» заявил, что принял груз до 16 июня 2010 года включительно. Эксперт Э. Шагинян, который проводил биологическую экспертизу продукции с «Геры», утверждает: краб стригун опилио, из которого она изготовлена, был добыт не ранее середины июня (то есть, не ранее 15-го числа). Значит, у краболова были одни сутки (с 15 июня по 16-е), чтобы добыть и переработать 60 тонн краба. На промысле краба такие уловы нереальны. Максимальная возможность СТР «Талдан» – 5 тонн в сутки (а в обычные дни – по 2-3 тонны).
Допустим, капитан «Геры» ошибся, и перегруз состоялся позже. Самый поздний срок – 20 июня, когда «Гера» была задержана. Значит, у «Талдана» было максимум пять дней. В этой ситуации он должен был ловить 12 тонн в сутки, что тоже невозможно для СТРа.
Я не сомневаюсь, что старший научный сотрудник КамчатНИРО Э. Шагинян правильно определил срок вылова краба. Выходит, ему предоставили продукцию с каких-то других судов, которые действительно добывали опилио не ранее середины июня. Но что это за суда?
Дознаватель и суд не стали отягощать себя такими вопросами. Они просто указали тот срок, который был им нужен. В постановлении городского суда по делу «Хочси Шиппинг» говорится, что опилио был добыт в период конец мая – начало июня. А в административном протоколе в отношении ЗАО «Акрос» названа первая половина июня. И зачем было поручать экспертизу специалисту КамчатНИРО, когда любой сотрудник отдела дознания СВПУ справится с этой задачей не хуже?