Капитаны осуждены. Дело закрыто. Продукция исчезла

Суд поставил точку в деле, которое началось с обнаружения неучтенной крабовой продукции на судне «Гера» более 2-х лет назад. Три капитана признаны виновными. А вот куда делось 70 тонн краба, изъятого с «Геры», до сих пор остается загадкой.

20 июня 2010 года в Охотском море пограничники задержали транспортный рефрижератор «Гера», который принадлежал компании «Хосчи Шиппинг ЛТД» (Панама). На его борту нашли около 110 тонн неучтенной крабопродукции. Капитан «Геры» не смог вспомнить, с каких судов принял груз. В тот момент в Северо-Охотоморской подзоне находилось 47 краболовных судов. Под подозрение попало пять из них. Сличив обвязочные ленты с коробок, которые были изъяты на этих судах 26 июня, трасологическая экспертиза решила, что «Гера» приняла груз с СРТМ «Капитан Лигов» и СТР «Талдан». Хотя их капитаны отрицали свою причастность к нелегальной добыче краба.

В деле также фигурировал еще один, неустановленный добытчик. Сначала предполагалось, что им мог быть краболов «Камчатка», поскольку на ящиках, изъятых с «Геры», имелся оттиск печати «Камчатка». Собственник этого краболова – государство (он попал в госсобственность после конфискации). А управляло им некое юридическое лицо, у которого он был в аренде. Когда стало известно о задержании «Геры», «Камчатка» рванула из Петропавловска во Владивосток, что было похоже на бегство. Только спустя месяц у пограничников дошли руки до этого краболова. Однако его проверка ничего не дала.

Весной 2011 года была назначена новая трасологическая экспертиза упаковочных лент, изъятых с перечисленных выше судов, включая «Камчатку». Эксперты пришли к выводу, что спайки упаковочных лент с «Геры», «Талдана» и «Камчатки» выполнены на одном упаковочном аппарате. Впоследствии этот вывод был дезавуирован. Больше «Камчатка» не упоминалась.

Тем временем продолжалось расследование в отношении капитанов «Геры», «Капитана Лигова», «Талдана», а также судовладельцев – «Хосчи Шиппинг ЛТД», ООО «Лига», ЗАО «Акрос». Все три компании были признаны виновными. Их оштрафовали, а суда конфисковали.

Летом прошлого года Петропавловск-Камчатский городской суд приступил к рассмотрению дела капитанов. Приговор был оглашен 21 февраля 2013-го. Все трое признаны виновными в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201), а капитаны «Талдана» и «Капитана Лигова» – еще и в нарушении законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономзоне РФ (ч. 2 ст. 253). Суд освободил капитанов от наказания по ч. 2 ст. 253 в связи с истечением срока давности. А по ч. 2 ст. 201 приговорил их к условным срокам заключения от 2 до 3 лет. Кроме того, суд удовлетворил иски природоохранного прокурора к ЗАО «Акрос» и ООО «Лига» на сумму причиненного природной среде ущерба – более 82,8 млн рублей.

Приговор может быть обжалован.

Стоит добавить, что судьба крабовой продукции, которая была изъята с «Геры», все еще остается неизвестной. Напомню, что ее передали на ответственное хранение в ООО «Галатея-Хабаровск». А в 2012-м следователи не досчитались в этой партии почти 70 тонн. Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю возбудило в отношении директора «Галатеи-Хабаровск» Вячеслава Конева уголовное дело по ст. 312 УК РФ (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации). Затем дело было передано в полицию. Сейчас УМВД устанавливает местонахождение не только крабопродукции, но и самого В. Конева.

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


Капитаны осуждены. Дело закрыто. Продукция исчезла: 2 комментария

  1. Талдан краб не воровал. Виктор Викторович хороший, честный капитан. Просто его подставили. Так как судно находилось вне района промысла данного вида краба, т.е. Краба который впоследствии пропал, а без экспертизы краба ( первая и последняя, в связи с его пропажей, была липовой), доказать что то трудно. И такая явная подстава без заморочек, и доп расследований удобна для быстрого следствия и людей, которым действительно принадлежал пойманый краб. При чем тут Талдан, не понятно…

  2. С этим делом действительно все не просто. Доказательства вины ЗАО «Акрос» и Великанова полностью основаны на экспертизах продукции и упаковки, изъятых с «Геры» и «Талдана».
    Предприятию и капитану вменялся неучтенный вылов более 60 тонн краба, который затем в переработанном виде поступил на «Геру». В основном, речь идет о крабе стригуне опилио (стригуна Бэрда, если верить дознавателям, в этом объеме было меньше тонны).
    Капитан «Геры» заявил, что принял груз до 16 июня 2010 года включительно. Эксперт Э. Шагинян, который проводил биологическую экспертизу продукции с «Геры», утверждает: краб стригун опилио, из которого она изготовлена, был добыт не ранее середины июня (то есть, не ранее 15-го числа). Значит, у краболова были одни сутки (с 15 июня по 16-е), чтобы добыть и переработать 60 тонн краба. На промысле краба такие уловы нереальны. Максимальная возможность СТР «Талдан» – 5 тонн в сутки (а в обычные дни – по 2-3 тонны).
    Допустим, капитан «Геры» ошибся, и перегруз состоялся позже. Самый поздний срок – 20 июня, когда «Гера» была задержана. Значит, у «Талдана» было максимум пять дней. В этой ситуации он должен был ловить 12 тонн в сутки, что тоже невозможно для СТРа.
    Я не сомневаюсь, что старший научный сотрудник КамчатНИРО Э. Шагинян правильно определил срок вылова краба. Выходит, ему предоставили продукцию с каких-то других судов, которые действительно добывали опилио не ранее середины июня. Но что это за суда?
    Дознаватель и суд не стали отягощать себя такими вопросами. Они просто указали тот срок, который был им нужен. В постановлении городского суда по делу «Хочси Шиппинг» говорится, что опилио был добыт в период конец мая – начало июня. А в административном протоколе в отношении ЗАО «Акрос» названа первая половина июня. И зачем было поручать экспертизу специалисту КамчатНИРО, когда любой сотрудник отдела дознания СВПУ справится с этой задачей не хуже?

Добавить комментарий для Тру Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>