Бунт на корабле

В начале 2012 года в Пусане под арест попали краболовы «Таманго» и «Соболево» камчатской фирмы «Морской орел». Причиной стали иски к судовладельцу членов экипажей.

Капитан «Таманго» Игорь Бабенко собрался объявить войну не только «Морскому орлу», но и фактическому хозяину этой компании Ивану Михнову. 

Долгий рейс

Игорь Бабенко родом с Иркутска. Приехал на Камчатку в 1983-м, здесь поступил в мореходку. Стаж работы в море – почти 30 лет. За это время сменил немало предприятий, но ни разу не попадал в такую ситуацию, как сейчас.

Все началось в феврале прошлого года. Бабенко тогда искал себе работу. Среди прочих предложений была должность капитана СРТМ «Таманго». Этот краболов принадлежит камчатской фирме «Морской орел», фактическим хозяином которой является Иван Михнов, человек в наших краях известный.

Бабенко уже устраивался к Михнову на работу в 2005 году: должен был выйти в рейс на краболове «Арка-33». Но судно попало под арест в Пусане. Рейс не состоялся.

Когда в 2011-м Бабенко снова позвали к Михнову, он испытал сомнения. Однако его заверили, что фирмы Михнова теперь работают только по «чистой схеме». В телефонном разговоре Иван Христьянович обещал достойный заработок. В итоге ударили по рукам.

В феврале 2011-го Игорь Бабенко прилетел в Уругвай, где в тот момент находился «Таманго». Работали в районе Аргентины: ловили краба, клыкача. Видимо, промысел давал слабый выхлоп. Хозяин решил отправить судно в российскую часть Берингова моря. Бабенко получил команду на переход с Южной Америки в США, где ныне проживает И. Михнов (в Штатах он основал фирму Sedna Industries).

В Сиэтле «Таманго» встал на ремонт. Там капитан лично встретился с Михновым, который нарисовал ему радужные перспективы.

В августе краболов пришел в Берингово море, где экипаж вкалывал почти 5 месяцев. Крабовый промысел – каторжный труд. А этот рейс выдался особенно тяжелым. От усталости люди теряли осторожность. Видимо, это стало причиной гибели одного из членов экипажа – Алексея Матушкина. Его утащило за борт крабовым порядком.

Наконец, рейс подошел к финалу. «Таманго» взял курс на Южную Корею, где рыбаков ждали новые испытания.

Схватка в Пусане

Когда «Таманго» был на пути в Пусан, судовладелец прислал на борт расчет зарплаты с учетом продажной цены крабопродукции. Увидев эти цифры, рыбаки поняли, что Иван Христьянович старых привычек не меняет.

«В присланной ведомости цены были занижены раза в два в сравнении со стоимостью краба в США, а ведь наша продукция уходила именно в Штаты», — говорит Игорь Бабенко.

Стали выяснять отношения с судовладельцем. Но услышали стандартные отговорки: краб в цене упал, рынок перенасыщен и т. п. Еще не выплаченная зарплата под различными предлогами продолжала уменьшаться. Ситуация на судне накалялась.

Наконец, экипаж устроил собрание и постановил обратиться в Международный профсоюз транспортных рабочих (ITF). Через профсоюз вышли на южно-корейских адвокатов, которые от имени рыбаков подали иски в местный суд. До разрешения спора «Таманго» попал под арест.

Но судиться за свою зарплату – дело непростое, долгое. Еще труднее, когда ты в чужой стране, давно не видел родных, измотан рейсом. В таких условиях протесты быстро сходят на нет. Особенно если не дать рыбакам объединиться, а самых активных задавить.

«Давление было сильным, — вспоминает Игорь Бабенко. — Представители судовладельца в Пусане отказывались отправлять нас в Россию, покупать нам авиабилеты. Говорили, что будут держать нас за границей, пока не заберем иски».

Через месяц основная часть экипажа согласилась на подачки от фирмы и улетела домой. Не сдались только трое, включая капитана.

«Похожая обстановка была на судах «Соболево» той же фирмы «Морской орел» и «Угулан» ООО «Антей», которые тоже работали на Михнова и стояли рядом с нами в Пусане, — говорит И. Бабенко. – Из экипажа «Соболево» забрать иск отказался только капитан Леонид Прохоров. Его судно также арестовали. На «Угулане» никто протестовать не стал. Когда мы общались между собой, я узнал, что многие рыбаки уже привыкли к такому отношению, боятся пойти против хозяина. Но я свой рыбацкий труд задешево никогда не продавал. Кроме того, чувствую ответственность перед экипажем. Ведь я его набирал сам. Люди шли в рейс, потому что верили мне, а не фирме. Поэтому я должен бороться до конца».

Час расплаты близок?

14 лет назад в газету «Вести» пришли рыбаки с краболова  ЗАО «Иянин Кутх» «Лесогорск». Экипаж провел в рейсе 8 месяцев, но не получил обещанных денег. Работяги написали письмо на имя хозяина фирмы Ивана Михнова, которое принесли в редакцию. К нему прилагались копии накладных, коносаментов и т. д. Из этих  документов выходило, что судно нелегально добывало краба и контрабандой отправляло его в Японию. В компании тогда испугались огласки этих фактов, конфликт быстро замяли.

Имеем ли мы ту же ситуацию с «Таманго»? Не совсем. По словам капитана Бабенко, его краболов работал честно. 186 тонны крабовой продукции, что были отгружены с «Таманго» за рейс, официально прошли через российскую таможню. Поэтому капитан готов без опасений предоставить все судовые и производственные документы в суд, в прокуратуру.

Главное доказать, что цены на эту продукцию выше тех, что заявлены фирмой. Игорь Бабенко верит, что суд встанет на сторону рыбаков. Иначе это окончательно развяжет руки некоторым судовладельцам, которые платят экипажам копейки. Но рыбаки соглашаются на тяжелую работу в море, потому что знают реальные цены, и надеются, что государство не позволит их обмануть.

Повторюсь, что «Таманго», по словам капитана, работал честно. Я это вполне допускаю. События последних лет должны были заставить И. Михнова стать более осторожным. Но без фокусов, похоже, все-таки не обошлось. Как выяснил Бабенко, крабовая продукция шла в США не напрямую. Сначала ее покупала южно-корейская фирма (скорее всего, подставная) по очень низким ценам. Зато после доставки в Штаты краб шел в продажу уже по более высокой стоимости. Но простые рыбаки к этому отношения не имеют.

Работодатель и его рабы

«Таманго» — символичное название. У Проспера Мериме был персонаж с таким именем, африканский воин, который за гроши продавал в рабство своих соотечественников, а потом сам оказался среди невольников в трюме корабля. Российские рыбаки тоже часто попадают в положение рабов. Но не все готовы с этим мириться.

Игорь Бабенко твердо намерен бороться за свои права. Он не один. По словам капитана, в его экипаже было 16 россиян, и половина из них на его стороне. Даже если кто-то забрал свои иски из корейского суда, это не мешает повторно обратиться в суд на Родине. К ним готов присоединиться капитан «Соболево» Леонид Прохоров. Такого еще не бывало в «империи» И. Михнова, когда сразу два капитана поднимают бунт.

Одной из проблем Игорь Бабенко считает место регистрации ЗАО «Морской ворон» —  село Ковран. Ведь дела рассматриваются по месту регистрации ответчика. А в Ковран много не наездишься. Может, потому и забросило «Морского орла» так далеко?

Впрочем, неожиданная помощь пришла от Президента России. Он внес изменения в восьмую часть статьи 29 Гражданского процессуального кодекса РФ: теперь члены экипажей могут судиться со своими работодателями и по месту нахождения судна ответчика, и в порту его приписки (в нашем случае в Петропавловске). Соответствующий закон  опубликован в «Российской газете» 10 февраля 2012 года.

Еще важно, чтобы ответчик не обанкротился до суда по отработанной схеме. Впрочем, судиться с «Морским орлом» — это полдела. Игорь Бабенко намерен предъявить претензии лично Ивану Михнову. Капитан просит всех, кто считает себя пострадавшим от этого бизнесмена, выйти на связь. А таких за всю историю «Иянина Кутха» и его «последышей» («Мир моря», «Морской ворон», «Морской орел», «Магнетик», рыбоперерабатывающий комплекс «Юго-Восточный») по стране должно собраться немало. В одиночку трудно противостоять такой мощной «корпорации». Но когда вы вместе, это уже сила. По словам капитана Бабенко, есть шанс побороться с Михновым на его нынешней территории – в США, где находится его американская фирма Sedna Indusrties, зарегистрирована собственность. Американские адвокаты уже проявляют к этому делу интерес. Тем более, что и в Америке Иван Христьянович успел нажить себе врагов.

В общем, кто готов откликнуться на призыв Игоря Бабенко, могут написать на его электронный адрес igorbabenko66@gmail.com или связаться с автором этих строк.

Остается пожелать Игорю Викторовичу и его товарищам не отступиться и победить.

У хозяина – большие планы

«Таманго» — судно старое, 1967 года постройки. Но еще крепкое. Это один из ветеранов-ударников «Иянина Кутха». Говорят, для Ивана Михнова «Таманго» вроде талисмана. Может, с потери этого краболова для Ивана Христьяновича начнется черная полоса. А, может, он снова отобьется?

Порой возникает подозрение, что какие-то могущественные силы защищают Ивана Михнова, помогают сохранить бизнес. Новости о нем приходят то из Японии, то из Канады, то из США. Теперь вот – из Мексики тоже. По слухам, в мексиканском городе Энсенада появился цех по переработке российского краба, который поступает контейнерами из Южной Кореи. После переработки продукция идет в США. Штаты и Мексика объединены общим таможенным соглашением по беспошлинному передвижению товара. Стоимость конечной продукции из российского сырья покрывает издержки на транспортировку и переработку в Энсенаде, где много дешевой рабочей силы.

А в российских компаниях, работающих на бизнес Ивана Михнова, началась перегруппировка. Видимо, главную роль теперь будет играть ЗАО «Визант», куда переходят квоты почившего ЗАО «Иянин Кутх», и ЗАО «Антей», в котором концентрируется флот. Ставка делается на дешевые в эксплуатации японские шхуны типа «Угулана» и «Спарты». Экипаж «Спарты», пережив бедствие во льдах моря Росса, куда его послали на промысел клыкача, сейчас приходит в себя. А потом – снова потогонка. У хозяина – большие планы.

Кирилл МАРЕНИН.

Поделиться в соцсетях


Бунт на корабле: 8 комментариев

  1. Кирилл! Ну неинтересно уже. В каждой статье – Михнов, Михнов. А других нет что ли? Байгужин, Кан и прочие. Лучше про них пиши. А Михнов хоть учится честно работать. Ты же сам пишешь, что «Таманго» работал честно без перелова. А то что экипаж недоволен, так экипажи всегда недовольны. Человеку свойственно думать, что он заработал больше чем получил. Тут состава преступления нет.

    А про Байгужина напиши. Сходи в рыбвод, посмотри его личное дело. Поговори с его бывшими сослуживцами по рыбоохране. Много интересного услышишь

    • Ты СЕМ !кто такой Михнов .Я в 2007 осень ходил на Таманго у нас жрать нечего было я уже не говорю прокурево.Одна сигарета на 5 человек.Зато с Новым годом Экипаж.И ТЫ МНЕ БУДЕШЬ ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ НЕ ЛЮДЕ.ЗАТКНИСЬ

  2. нет уж пусть доводит дело до конца.
    с таких как михнов и началось, только другие уже либо просели, либо сели, а этот окопался в Штатах и тащит туда все подряд.
    Он стал честный, ну покланись ему !?

  3. Здравствуйте всем !
    Уважаемые моряки я вам лично сочувствую , не легко бороться с Михновым , действительность такова что мы живем в России и законы и флаг российский. Мы сами устраиваясь на работу подписываем контракты — которые заведомо обречены на провал по судебным спорам, но без подписания контракта тебя не возьмут на работу … Собственно Капитаны по старинке набирают народ — по знакомству , уговаривая порой что это обычная практика , чтобы меньше налогов платить и т.д. и т.п. — на самом деле человек остается без гарантий — а этот аспект самый важный в России — так как без гарантий нет будующего .
    Бороться с таким делом надо на законодательном уровне .
    Надо высказываться в любом случае, но только высказываниями вы ничего не добьетесь — закон не на вашей стороне…

  4. Здесь спрашивали про Байгужина. Могу рассказать. Леха Байгужин устроился в Камчатрыбвод вместе с Олегом Симчуком. Оба быстро продвинулись. Стали ходить на патруле. Видели сколько зарабатывают старшие товарищи. Тоже решили срубить бабок. Обложили данью стеркодеры. Семчуку не повезло. Его взяли с поличным. Если память не изменяет при нем нашли 50 тыс $
    Буйгужин оказался умнее. Со временем развернулся. Крышевал левые рейсы с крабом в Северо-Курильске. Поднялся на этом. Купил пароход. Поскольку в рыбводе хорошо изучил все черные схемы то бизнес у него шел. Но потом под него стали копать. Запахло паленым. Он слинял с Камчатки. Поселился в Японии откуда управляет своим бизнесом в России.
    В Петропавловске у Байгужина фирмы «Улуул» и «Манати». Находились в одном помещении на ул. Советской. И там и там в руководстве был Евгений Каминский.
    В 2010 г. у Командор пограничники задержали пассажирское судно «Манати» «Георг Стеллер», на котором под видом ученых находились богатые туристы из штатов (этот бизнес Байгужин организовал вместе со своим бывшим шефом из рыбвода Буркановым).
    В рамках этого расследования в офисе «Улуул»-«Манати» была изъята документация. Опера искали доказательства браконьерского промысла крабов, трески. Но ничего не накопали. Дело закончилось пшиком — Каминского привлекли к уголовной ответственности за перевозку пассажиров без лицензии.
    Такова краткая история А. Байгужина

  5. Работал в «Ияни Кутхе» в 2002 на СТМ «Вима». Нас после рейса во Владивостоке тоже кинули по зарплате. Мы обратились в профсоюз и представители компании сразу прибыли на судно и просили забрать заявления в обмен на з/п. В общем деньги выплатили всем.

Добавить комментарий для Sem Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>