«Гонец» идёт на смену «Инмарсату»

Наш рыболовецкий флот должен будет отказаться от технических средств контроля системы «Инмарсат», заменив их на отечественных «Гонцов». Так сказано в проекте приказа минсельхоза, который опубликован для обсуждения.

По закону судно с двигателем мощностью более 55 киловатт и валовой вместимостью более 80 тонн должно быть оснащено техническими средствами контроля (ТСК), которые обеспечивают передачу на берег данных о его местоположении. Список аппаратуры, которую разрешено использовать в этом качестве, минсельхоз утверждает своим приказом. Последний такой приказ вышел в 2018 году. В списке разрешенного оборудования, который прилагался к нему, были указаны 14 терминалов международной спутниковой системы «Инмарсат» и два вида станций российской системы «Гонец». Многие судовладельцы делали выбор в пользу зарубежной техники (и даже закупили ее впрок), так как отечественные аналоги по ряду характеристик ей уступали.

Очередной приказ минсельхоза об утверждении порядка оснащения судов техническими средствами контроля должен исключить использование в России оборудования иностранных систем в качестве ТСК. С 1 марта 2024 года будут разрешены только «Гонцы». Проект приказа размещен на портале regulation.gov.ru, на котором каждый может оставить свои замечания к этому документу до 14 марта текущего года.

В нынешних обстоятельствах решение понятное и логичное. Тем не менее частая смена технических средств контроля стала нехорошей традицией в нашей рыбной отрасли. Сравнительно недавно, шесть лет назад, минсельхоз вычеркнул из списка разрешенных ТСК станции французской системы «Аргос», которые использовались на нашем рыбацком флоте с того момента, как в России появился мониторинг рыболовства. Тогда ведомство не смогло убедительно объяснить причины такого решения. И вот рыбакам придется снова менять ТСК, а это мероприятие не дешевое. Замена технических средств контроля на одном судне обойдется в 350–400 тыс. рублей.

Сложно спорить с тем, что российскому флоту небезопасно зависеть от зарубежных систем навигации и связи. Но все же проект приказа минсельхоза вызывает некоторые вопросы.

В пояснениях к этому документу говорится, что действия недружественных стран и санкции Европейского союза вызвали неоднократные отключения в России системы «Инмарсат», поэтому было принято решение отказаться от нее.

Действительно, в 2022 году на российском рыбацком флоте техника, подключенная к сети Inmarsat-C (это сеть передачи данных в системе «Инмарсат»), дважды дала сбой. В первый раз это произошло 25 апреля (связь восстановили в течение суток), во второй – 30 августа (тогда восстановление заняло около недели).

Однако российский оператор «Инмарсат» (ФГУП «Морсвязьспутник») оба случая объяснил техническими неполадками, которые бывали и раньше. Как пояснила компания, 25 апреля перерыв в предоставлении связи был вызван сбоем в работе сервисов. 30 августа случился сбой программного обеспечения на станции «Морсвязьспутника» в поселке Нудоль Московской области. То есть речь не шла о внешнем злонамеренном вмешательстве.

Есть в этой истории еще один момент, достойный внимания. 1 марта 2023 года на флоте становится обязательным использование электронного промыслового журнала. Это программный комплекс для передачи в электронной форме отчетов о вылове, приемке улова, его перегрузке, транспортировке, хранении, производстве продукции. Передачу этой важной информации о сырьевой базе России и нашей продовольственной безопасности мы доверяем тому же «Инмарсату», а также системе «Иридиум», которая частично принадлежит Министерству обороны США. Это как минимум вызывает вполне понятные опасения.

Кроме того, «Инмарсат», скорее всего, при любых обстоятельствах останется на нашем флоте как часть Глобальной морской системы связи при бедствии. Здесь «Гонец» его вряд ли сможет заменить в ближайшей перспективе.

Стране безусловно нужна своя, национальная система мониторинга. Но, к сожалению, одним приказом такую задачу не решить – это большая последовательная работа, которая может потребовать больше, чем один год.

«Рыбак Камчатки»

Поделиться в соцсетях


«Гонец» идёт на смену «Инмарсату»: 2 комментария

  1. Гонец 6 лет как Гонец рекомендовался ЦСМС как предпочтительный канал связи как для ТСК, так и для ЭПЖ, но Вилкина ушли, а новая метла спустила все на тормоза.
    Что касается «Замена технических средств контроля на одном судне обойдется в 350–400 тыс. рублей», урежте осетра раза в 3.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>