ФАР сказал: «Банзай!»

Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) продолжает продвигать аукционы по продаже квот на разные виды промысла. В этот раз ведомство решило пустить с молотка ресурсы Японии

7 декабря 1984 года между правительствами СССР и Японии было заключено соглашение о сотрудничестве в области рыболовства. Согласно этому документу каждая сторона разрешает рыбакам другой стороны вести промысел в своей 200-мильной зоне, ежегодно определяя для данных целей  квоты и районы промысла. Решение по выделению квот принимается после консультаций, которые каждый год проводит совместная комиссия двух стран.

В рамках этого соглашения советские, а затем российские рыбаки получали японские квоты, распределением которых в наше время занималось Федеральное агентство по рыболовству. За последние годы сформировался круг дальневосточных компаний, которые традиционно вели промысел в экономзоне Японии. До прошлого года законность распределения этих квот и эффективность их освоения не оспаривались. Но вдруг все изменилось.

В апреле 2019-го прошло заседание очередной (35-й) сессии Российско-Японской комиссии по рыболовству. По ее итогам России было выделено в водах Японии более 50 тысяч тонн скумбрии и 11 тысяч тонн иваси. Наши предприятия сразу же обратились в ФАР с заявлением о заключении договоров закрепления долей квот в экономзоне Японии. Но агентство ответило им, что заключение таких договоров не представляется возможным. А 15 июля того же года врио руководителя ФАР Пётр Савчук приказом № 352 выставил упомянутые квоты на аукцион, который состоялся в августе.

Логика федерального ведомства понятна. Оно твердо и решительно продвигает аукционы по продаже права на лов. Начали с краба, пустив с молотка половину квот на его добычу. Напомню, что сказал председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы Николай Николаев, когда крабовые аукционы были узаконены депутатами. Цитата: «Когда мы обсуждали законопроект, было много вопросов, а не получится ли так, что сейчас крабовую отрасль реформируют, а потом примутся за рыбу. Но правительство нас официально заверяет, что на том рынке, который приносит большой доход и государству, и людям, никаких изменений не будет». Однако рыбаки понимали, что краб – это не финал драмы, а только предисловие. И вот ожидаемо настала очередь других объектов промысла. Хотя ситуация здесь более спорная, чем с крабом.

Несколько компаний Дальнего Востока обратились в арбитражный суд Москвы с иском, чтобы оспорить решение ФАР о проведении аукционов по продаже японских квот. Вот их аргументы.

Договоры о закреплении долей квот в экономзоне Японии с победителями аукционов были заключены до 31 декабря 2033 года. В то время как Япония выделяет нам эти квоты каждый раз только на год, а не на 15 лет.

По нашему закону о рыболовстве квоты, предоставленные России другими странами, распределяются путем заключения договоров на срок не более срока действия международного соглашения. Договоры могут быть заключены на 15 лет, если международное соглашение заключено на 15 лет и более либо является бессрочным. Но это не наш случай.

Кроме того, в России договор пользования водными биоресурсами, на которые не устанавливается общий допустимый улов (а это как раз скумбрия и сардина иваси), можно заключить не больше чем на год. Не говоря уже о том, что речь идет о японской рыбе, на которую наш ОДУ не может быть установлен в принципе.

В общем, действия российских чиновников вполне могут быть истолкованы как вмешательство в суверенные права другого государства.

В конце 2019 года в арбитражном суде началось рассмотрение дела. Однако его заседания откладывались, так как представитель Росрыболовства не мог пояснить суду, какие нормы права позволили издать приказ № 352. Его обязали представить письменный отзыв с обоснованием позиции и ссылками на правовые акты. 5 февраля состоялось очередное судебное заседание. Как рассказал адвокат Игорь Копытов, который представляет в суде одну из компаний – истцов, суд отказался удовлетворить иск. Причины станут известны, когда будет готово мотивированное решение суда.

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


ФАР сказал: «Банзай!»: 4 комментария

    • А знаете , кто был среди тех компаний, которые обратились в суд , чтобы отменить аукционы? Ролиз. Тоже Норебо, тоже Орлов. У них там похоже правая рука не знает, что делает левая.

      • получит квоты бесплатно через суд, а уплаченные суммы вернутся обратно + компенсация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>