Связи нет, но вы держитесь!

На дворе XXI век. Технический прогресс дошел до того, что мы можем услышать шум ветра на Марсе. А в это время многие российские рыбаки, уходя в море, не могут услышать своих родных и близких, теряют связь с миром и цивилизацией

Письмо в редакцию

Долгие морские рейсы – испытание не только физическое, но и эмоциональное. Разлука с семьей, информационный голод порой изнуряют человека не меньше, чем тяжелый труд. Скрасить суровые рыбацкие будни помогают приветы и новости с берега, возможность услышать родной голос. А бывает, что обмен сообщениями жизненно важен: например, если дома, не дай бог, случилась беда. Но, оказывается, многие российские рыбаки лишены этой услуги. Как мореходы древних лет, они уходят в рейс, надолго лишаясь связи с домом.

Вот какое письмо пришло в редакцию «Рыбака Камчатки» от одного из наших читателей: «Сегодня многие суда не имеют полного комплекта спутникового оборудования. Например, имеют «Инмарсат», через который могут подавать только радиограммы. Но это теперь нельзя (ни исходящие, ни входящие). Другие не имеют и такого оборудования. Раньше могли связаться через радиоцентр по телефону. Теперь нельзя.

Давным-давно ликвидировали коротковолновые передатчики. Не работает для экипажей широковещательная трансляция. УКВ-диапазон работает на ограниченное расстояние, и станций мало.

Представим ситуацию. Я в море. На берегу что-то случилось с женой, дети остались одни. Мне никто даже радиограмму не сможет дать».

Действительно ли дело обстоит так плохо? Если да, то в чем причина?

Абонент временно недоступен

В советское время получить услугу связи между берегом и морем можно было в радиоцентрах и в отделениях почты.

«Когда член экипажа хотел связаться со своими родными, он приходил ко мне, оставлял заявку. Я соединялся с оператором радиоцентра, называл ему номер домашнего телефона, меня коммутировали с квартирой. Если телефона в квартире не было, пообщаться можно было в переговорных комнатах. Стоило это копейки», – вспоминает Игорь Александрович, в прошлом флагманский радист.

Правда, приходилось порой ждать день, а то и больше, прежде чем людей соединяли. Для срочных сообщений 24 часа в сутки работал телетайп. Сегодня эта система кому-то покажется допотопной, но она гарантировала экипажам постоянный контакт с берегом.

В постсоветское время судьба радиоцентров рыболовного и транспортного флота сложилась по-разному. На базе камчатского рыбрадиоцентра в 1999 году было создано ФГУП «Камчатский центр связи и мониторинга», первое предприятие новой федеральной структуры, ныне известной как Центр системы мониторинга рыболовства и связи.

Получив новую вывеску, камчатский радиоцентр продолжал оказывать услуги радиотелефонной связи и телеграфии населению, но постепенно терял интерес к этой деятельности. Может быть, она приносила не так много денег.

Закончилось тем, что функции морской связи перешли в Росморпорт, который по своим причинам отказался от предоставления услуг связи частным лицам. Почта подобных услуг давно не оказывает, а бизнес альтернативу предложить не смог: слишком хлопотно.

«Чтобы оказывать эти услуги на коммерческой основе, надо пройти огонь и воду: получить государственную лицензию, оформить частоту (для этого нужно решение Госкомиссии по радиочастотам), построить радиоцентр вдали от жилых домов. Вся техника должна быть лицензирована, сертифицирована. Есть риск, что эти усилия не оправдают себя», – говорит Владимир Головин, гендиректор компании, которая занимается судовым оборудованием связи.

Свою роль сыграл и технический прогресс. Радиосвязь теряет свое прежнее значение. Если она останется на флоте, то только на случаи бедствия или на «особый период». Как же сегодня обеспечить связь между рыбаками и их семьями?

Ну здравствуй, это я!

До флота, который работает рядом с берегом, сотовая связь может достать, хоть не всегда и не везде. Для контакта с судами, которые ведут промысел вдали от побережья в Беринговом море, в центральной части Охотоморья, без спутниковой связи не обойтись. Но кто ее предоставит для частного разговора?

«На многих судах сейчас имеются спутниковые телефоны. По согласованию с судовладельцем возможно использование телефона в личных целях, в этом случае на членов экипажа отводится отдельная статья расходов на личные разговоры по исходящим звонкам», – говорит руководитель управления Роскомнадзора по Камчатскому краю Максим Логанов.

Некоторые компании обеспечили свои суда общими спутниковыми телефонами, по которым могут звонить все члены экипажа (хотя такие разговоры очень недешевы). В противном случае надо просить у капитана его служебный телефон. Нормальный «кэп» пойдет навстречу. Но он не может работать в режиме «телефонного оператора» круглые сутки, у него других забот хватает.

Иногда рыбаки сами покупают вскладчину или берут в аренду спутниковый телефон – один на всех. Но, как правило, его включают, только когда возникает необходимость позвонить. В остальное время он отключен. Поэтому связь односторонняя.

Теперь возьмем обратную ситуацию, когда семье рыбака надо связаться с ним. Конечно, ни одна компания не откажет родным своего работника в просьбе передать ему срочное сообщение. Но здесь – свои нюансы. Например, если семья живет в Калининграде или в Крыму, а ее кормилец трудится на камчатском судне, им будет непросто связаться друг с другом через судовладельца, который находится в Петропавловске и работает по камчатскому времени.

Да, на спутниковый телефон можно позвонить и с любого мобильного, набрав особую комбинацию цифр, а у судна обычно есть свой электронный адрес. Но номера спутниковых телефонов капитанов и судовые «электронки» так просто не найдешь в телефонном справочнике.

Все варианты, перечисленные выше, как правило, рассчитаны на форс-мажорные ситуации. Это пока мало похоже на ту связь, которая в советское время обеспечивала рыбакам простое человеческое общение с домом. Возможна ли такая связь сегодня?

Большие надежды связаны с VSAT. Это малые спутниковые земные станции. Они обеспечивают высокий трафик по весьма демократичным ценам. Если судовладелец предоставляет членам экипажа ПИН-коды для интернета и телефонии через VSAT, они всегда на связи с помощью собственных смартфонов.

Таких технических новинок становится все больше. Но то, что мы с вами обсуждаем, – вопрос не техники, а отношения работодателя к работникам.

До связи

Согласно федеральному закону о связи, никакому пользователю связи на территории России не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования. Но кто должен обеспечить такой доступ экипажам в море? Центр связи и мониторинга рыболовства «перевел стрелки» на судовладельцев, но закон не обязывает их выполнять эту функцию. Их никто не накажет за отказ обеспечить флот связью для личного общения. Почему они могут отказаться?

Во-первых, компании нередко экономят на покупке современного оборудования связи, которое стоит недешево. Во-вторых, некоторые фирмы боятся прослушки и утечки информации, поэтому запрещают любые переговоры, не связанные с производственной необходимостью. Так они берегут коммерческую тайну либо пытаются предотвратить слив в Сеть сведений, которые могут нанести вред их репутации. К слову, в советское время на рыбацком флоте работала своя цензура, начальник радиостанции контролировал частные переговоры.

Здесь многое зависит от самих рыбаков, от их выбора. Устраиваясь на рыбацкое предприятие, люди все чаще спрашивают, будет ли им обеспечена связь для личных целей. Если нет, ищут другого работодателя. В условиях дефицита морских кадров судовладельцы вынуждены подстраиваться под этот запрос. Сегодня отдельные фирмы даже дарят экипажам «безлимит», чтобы привлечь на флот и опытных профессионалов, и молодежь. Но рыбацкая отрасль пока еще в начале этого пути. Может, Илон Маск поможет ускорить процесс: его «космический интернет» обещает скоро обеспечить связь всем в любой точке мира.

Ну а пока многие российские экипажи все еще уходят в рейс, как диверсанты – за линию фронта, надолго теряя контакт со своими родными и близкими.

Кирилл МАРЕНИН

Комментарий зарубежного эксперта

В прошлом году в Петропавловске побывала группа представителей зарубежных компаний, которые занимаются морской связью. Они провели здесь семинар, рассказав о своих разработках. Среди них был Рагнар Хардарсон, коммерческий директор компании AKOR (Исландия), человек с большим капитанским стажем. Я попросил Рагнара рассказать о том, как в его стране организована связь для членов экипажей.

– Какие виды коммуникационных систем (для связи между рыбаками и их семьями) используются на ваших судах?

– В большей или меньшей степени все суда оснащены оборудованием   VSAT, используется мобильная связь третьего поколения 3G, на борту есть вайфай для обеспечения телефонной связью экипажей. Это дает полную возможность пользоваться телефонами напрямую, а также приложениями Viber, WhatsApp и т. д. Кроме того, все суда должны иметь на борту полнофункциональные радиостанции.

– Кто должен обеспечивать связь между рыбаками и их семьями? Это обязанность судовладельца?

– Законодательно эта обязанность не возлагается на компании. Она просто считается нормой на флоте.

– Допустим, у члена экипажа случилась дома беда. Как семья сможет передать ему срочное сообщение?

– Обычно такое сообщение передается напрямую через судовладельца или по телефону. Судовладелец поможет члену экипажа добраться до берега в таких критических ситуациях.

Поделиться в соцсетях


Связи нет, но вы держитесь!: 2 комментария

  1. А как вы хотели? На дворе не проклятый совок, а вполне себе демократический капитализьм. Никто никому ничего не должен.

  2. Есть же станции системы «Гонец». Их все равно надо ставить на борт судна для целей ТСК, а с недавнего времени и ЭПЖ, а через них можно получать и отсылать электронные письма, а так же обычные СМС на мобильники родных, так и получать смс с их мобильников. За каждый СМС кажется 10 рублей.

Добавить комментарий для Валерий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>