Чемоданная икра

Красная путина закончилась. Браконьеры откопали свои схроны, и потекли с Камчатки икорные реки, а говоря точнее, воздушные потоки

В октябре Камчатку посетил заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, чтобы обсудить с местными рыбаками вопросы электронной сертификации. На встрече с представителями рыбацких компаний он озадачил их вопросом о «флуктуациях» икорных потоков. По его словам, наибольший вывоз икры из нашего региона отмечается почему-то в конце января – феврале. Последний пик – в конце мая, когда нужно освобождать склады для икры ближайшей путины.

«А в октябре почти ничего не вывозится, в ноябре – тоже. Но самое странное, что в декабре не вывозится, несмотря на предстоящие праздники. Почему так?» – недоумевал федеральный чиновник.

Откроем Николаю Анатольевичу маленькую тайну. На самом деле икра вывозится и в октябре, и в ноябре, и в декабре (то бишь, в те месяцы, когда спрос на нее наиболее высок), но только не та, которая попадает в официальную статистику Россельхознадзора, а ее браконьерский конкурент. Легальная же продукция ждет своего часа в конце очереди.

Мои слова про тайну – это, конечно, сарказм. На Камчатке почти все знают, как устроен трафик левой икры. Но если кто не в курсе, дам краткий ликбез.

Итак, каждый из нас имеет законное право отправить по почте или провезти с собой в авиабагаже некоторое количество пищевой продукции. В том вроде нет худого. Но нашлись предприимчивые граждане, которые приспособили этот канал для отправки браконьерской продукции в промышленных масштабах.

Поставить заслон этому потоку на Камчатке реально пытается пока только одна общественная организация – Комиссия по противодействию коррупции. С начала осени ее волонтеры дежурят в аэропорту и возле грузового терминала. Помешать отправке икры они не вправе, но в их силах фиксировать такие факты и сообщать о них в правоохранительные органы.

На сегодня собрана целая база данных о том, кто и на каких автомобилях привозит в аэропорт икру. Занимаются этим «бизнесом» одни и те же лица каждый день без выходных. Скорее всего, они не являются владельцами груза, а выполняют функции посредников. Их работа – обеспечить браконьерам логистику, протоптать дорожку к рынкам сбыта. Выглядит это обычно так. «Икрокурьеры» заходят в аэропорт под видом провожающих и заносят с собой куботейнеры с «красным горохом», уже подготовленные к отправке (упакованные в коробки и замотанные изолентой). Они расставляют свое добро между стойками и начинают искать тех, кто согласится взять дополнительный багаж за вознаграждение. Могут договориться и заранее. Сейчас в газетах и соцсетях полно объявлений примерно такого содержания: подарю 5 тысяч рублей тому, кто возьмет мои вещи на такой-то рейс, дополнительное место оплачу. Основные направления – Москва, Новосибирск . Также в этом списке – Владивосток и Хабаровск (возможно, они служат только перевалочной базой).

По некоторым скромным оценкам, только в сентябре 2018-го из аэропорта Елизово на материк улетело порядка 50 тонн икры без документов о ее происхождении и качестве. А поскольку при загрузке самолетов приоритет отдается личному багажу, они улетают с грузовыми отсеками, забитыми до отказа нелегальной икрой, а легальная остается на складе, так как ей на борту не хватило места. Уже не говорю о том, что «икрокурьеры» создают в аэропорту лишнюю суету и толчею, доставляя неудобства пассажирам.

Как рассказали нам в Комиссии по противодействию коррупции, информация об «икротрафике» направлена в силовые структуры, в транспортную и природоохранную прокуратуры. Ответная реакция пока слабая. Зато «икорщики» реагируют без промедления. В адрес тех, кто пытается фотографировать и снимать на видео процесс отправки «красного гороха», постоянно звучат угрозы.

Вернусь к визиту заместителя главы Россельхознадзора. После встречи с нашим рыбацким сообществом он решил пообщаться с журналистами. Я задал Николаю Власову вопрос о том, как его федеральная служба намерена бороться с пересылкой левака, поможет ли в этом новая система электронной сертификации «Меркурий».

«У нас сверхлиберальное законодательство в отличие от многих стран. Можно до пяти килограммов пересылать всего чего угодно. Перевозить, ввозить и вывозить за пределы страны тоже разрешено. Это проблема законодательного порядка. Средствами только «Меркурия» решить ее нельзя в принципе. Надеюсь, скоро интегрируем нашу систему с информационной системой налоговой службы, после чего начнем контролировать и ввод продукции в оборот, и вывод. Это позволит нам пресекать реализацию продукции без документов, мы сможем увидеть, как она появится «из воздуха» в магазине», – ответил Николай Власов.

Пока же все идет по заведенному порядку. В ноябре – декабре браконьеры начнут откапывать свои главные схроны с «красным горохом» и усиленно гнать его на новогодние столы россиян. А легальная икра продолжит ждать, когда ее пустят на рынок.

Кирилл МАРЕНИН

P. S. С начала года трудовая инспекция края получила десятки жалоб от сотрудников камчатского филиала «Почты России» на низкий уровень зарплаты и нарушения трудовых прав. Помимо прочего, почтовики приводят и такие факты:

«В день в МСЦ поступают 2–3 тонны икры в куботейнерах, оформленных как ЕМS-отправления. Стандартный вес такого отправления 28–29 кг. Такое количество икры влечет повышенный износ оборудования (транспортеры для приема почты через люковое окно, почтовые автомобили с выгнутыми в обратную сторону рессорами, тележки в цеху, которые с трудом сдвигает грузчик из-за непомерного веса), постоянные протечки икорного сусла, вонь от испорченной икры (так как о соблюдении температурного режима и речи быть не может).

Из-за этих «кубиков» не улетает множество других почтовых отправлений, так как существуют лимиты отправки почты на авиамаршруты. И, самое главное, это сорванные спины водителей и операторов сортировочного цеха, которые вынуждены все это икорное великолепие перетаскивать на своем горбу в нарушение всех санитарных норм.

По правилам скоропортящиеся продукты запрещены к отправке почтой, но наше начальство говорит нам, чтобы мы молчали о нарушениях, так как именно от ЕМS-отправлений УФПС по Камчатскому краю получает наибольший доход, пусть и за счет сорванных спин своих работников, залитых суслом других почтовых отправлений и вони в машинах, цеху и самолете при отправке почты на материк».

Для справки:

По официальной информации УМВД по Камчатскому краю, с начала оперативно-профилактической операции «Путина-2018», которая стартовала 25 мая, из незаконного оборота изъято почти 254 тонны рыбы лососевых видов, более 77 тонн красной икры. Если вести счет с начала года, то за прошедшие месяцы изъято около 400 тонн рыбной продукции и 100 тонн икры.

Рискнем предположить, что в почтовых посылках и в личном багаже с Камчатки браконьерской продукции уходит в разы больше.

Поделиться в соцсетях


Чемоданная икра: 2 комментария

  1. Россельхознадзор заявил нелегальном вывозе с Камчатки 56 тонн икры еженедельно
    Москва. 1 ноября. INTERFAX.RU — Россельхознадзор вскрыл пути нелегального вывоза с Камчатки икры лососевых. Предназначенные якобы для личного пользования партии превышают 56 тонн и вывозятся самолетами в качестве багажа, сообщил журналистам руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.
    «У нас не урегулирован такой вопрос, как икра для личного потребления. Под видом «для личного потребления» с Камчатки и Сахалина вывозится огромное количество незаконно добытой икры», — сказал он.
    По его словам, эту проблему помогло выявить введение электронной ветсертификации. После того, как начала действовать эти система, Россельхознадзор получил от налоговиков список производителей икры, которые, как отметил Данкверт, «по документам не могли доказать, откуда у них икра». «Значит, незаконный вылов, значит незаконное перемещение и невыплаченные налоги. Потому и реализуют как для личного потребления», — отметил он.
    По данным Россельхознадзора, икра лососевых вывозится в пластиковых ведрах по 25 кг под видом багажа. При этом сотрудники авиакомпаний нередко пользуются служебными преференциями для оформления служебных билетов для «челночных рейсов» на Камчатку для покупки и перевозки икры.
    Так, за октябрь объем багажа пассажиров по направлениям в Москву, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток по сравнению с октябрем прошлого года вырос на 49% и составил 753 тонны. Только за период с 22 по 28 октября объем лососевой икры, отправленной багажом в этих направлениях, составил от 50 до 65 тонн.
    По оценке Россельхознадзора, объем нелегальной икры, отправляемой с Камчатки нелегальным способом, составляет в среднем 35% от икры, которая отправляется из региона коммерческими партиями, прошедшими все процедуры государственного ветеринарного надзора.
    https://www.interfax.ru/russia/636147?fbclid=IwAR1EO4jZkavDLmomXwnxHoF7p3npVG4yA8HiFHd8Wz-UqsipFVJWJy7DXQ4

  2. Дайте людям , вдохнуть каплю кислорода! Достали умники хуе.ы,
    У вас один принцып в жизни : а всё сводилось к одному отдайте МНЕ а не ему .
    это к вам контролирующие ( вечно голодные и жаждующие).
    можно подумать вы все за правду(свою) , а есть ещё другая ЛЮДСКАЯ!!!!

Добавить комментарий для kirill_marenin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>