Кто отправил россиян на незаконный промысел клыкача?

Индонезийские власти по запросу Интерпола задержали браконьерскую шхуну STS-50, на которой находятся россияне. Это судно уже становилось «героем» разоблачительных публикаций.

Как сообщает агентство новостей Рейтер, рыболовное судно STS-50 1985 года постройки было задержано с незаконным орудием лова – сетями длиной 18 миль. Оно было нацелено на добычу антарктического клыкача, который играет важную роль в экосистеме Южного океана (промысел жаберными сетями запрещен в антарктических водах с 2006 года).

Судно без принадлежности к какому-либо государству избегало встреч с контролирующими структурами, используя флаги Сьерра-Леоне, Того, Камбоджи, Южной Кореи, Японии, Микронезии и Намибии, а также разные названия: «Sea Breeze», «Андрей Долгов», STD No. 2, «Aida».

STS-50 ранее был задержан в Китае, но сумел сбежать, был пойман в порту Мапуту в Мозамбике, однако снова сбежал. Интерпол связался с Индонезией с просьбой разыскать судно. Военно-морской корабль этого государства провел операцию по задержанию шхуны.

По информации индонезийских СМИ, на судне находились восемь россиян, два гражданина Украины и 20 индонезийцев. У индонезийцев не было документов, они провели долгое время в рейсе без оплаты. Возможно, они стали жертвами торговли людьми.

Как заявила министр рыбного хозяйства Индонезии Сюзи Пуджьястути, судно могло быть вовлечено в организованную транснациональную преступную деятельность по незаконной добыче морских биоресурсов.

С 2014 года Индонезия уничтожила сотни задержанных нелегальных шхун ради защиты рыбных запасов. Не исключено, что та же участь постигнет и STS-50.

Стоит вспомнить, что об этом судне в августе 2017 года сообщали и российские СМИ. Поводом для тех публикаций послужила жалоба бывшего члена экипажа, жителя Калининграда Алексея Ситникова, который обратился за помощью в калининградскую организацию Российского профсоюза моряков.

Вот что писала в то время газета «АиФ-Калининград»:

«В июле прошлого года старшему механику Алексею Ситникову позвонила знакомая из кадровой службы, с которой  он работал еще при Союзе в базе Тралфлота, и предложила  хороший рейс на Филиппины. Моряк встретился с капитаном, подписал контракт. Лишних вопросов не задавал. В 62 года готов был взяться за любую работу.

Только оказавшись в открытом океане, понял, что дело пахнет криминалом. Заправляли судно где попало, каждый заход в порт был проблемой. Во время рейса траулер трижды менял название.

«Индонезийцы перекрашивали его и хохотали, — вспоминает Алексей. — Сначала был «Си бриз», потом «Бриз», затем  «Аида»».

Добывали клыкача. Редкая рыба, промысел строго отслеживается. В некоторых странах клыкача настолько охраняют, что по браконьерским судам просто палят из пушки без выяснения подробностей об экипаже.

Смена названий, перекидывание флага, фальшивый идентификационный номер судна (ИМО) — обычная тактика браконьеров. Они покупают старое ржавое корыто. На фото с рейса видно, что «Си бриз» был именно такой, чтобы не жалко терять. Человеческими жизнями и здоровьем там тоже не дорожили. Порядка 3,5 месяца судно находилось в районе экватора без кондиционеров. Температура у Ситникова в машинном отделении была под 50 градусов. По его словам, плавсредство постоянно подтоплялось — каждые пять часов приходилось откачивать воду. Работали без выходных, шесть часов через шесть. А отдыхали в крошечных каютах, где помещалось только спальное место — доски и матрас. Около двух месяцев дрейфовали без провизии. Варили рыбу в опресненной воде. Во время рейса Алексей серьезно заболел. Его заставили написать расписку, что берет на себя ответственность за свою жизнь и здоровье.

При этом работодатель — человек не бедный и небезызвестный на Дальнем Востоке. Занимался крабом. Попал под уголовное дело. Местные СМИ писали, что в  2006 — 09 годах он нанес ущерб РФ почти в 3 млрд рублей. Сейчас живет в Южной Корее… Скорее всего, судовладелец специально подбирал команду из пенсионеров, украинцев, индонезийцев, готовых молча пахать за копейки. Чтобы заманить людей, платил им фиксированную «минималку». Для стармеха Ситникова эта сумма составляла 1710 долларов в месяц, за вычетом платы за перевод. И то, за последние два месяца даже гарантийку «зажали». После рейса работодатель остался ему должен 37 тысяч долларов. Два с половиной месяца назад обещал заплатить, клялся, лишь бы убедить Алексея покинуть судно. Только недавно, когда моряк обратился в профсоюз и поднял шум, ему выплатили 15 тысяч долларов.

К сожалению, случай не единичный. В профсоюзе моряков говорят, что это уже тенденция. Моряки подписывают фиктивные контракты. В рейсе им платят гарантийку, под конец перестают перечислять и ее. Долю от улова, как правило, «зажимают», и работодатель исчезает…» Конец цитаты.

Год назад владельцем этого судна СМИ называли фирму Виталия Сокирко (человека действительно небезызвестного на Дальнем Востоке, как и писал «АиФ- Калининград»). Кто владеет шхуной сейчас, доподлинно неизвестно. По информации Дальневосточного центра региональных исследований, на момент задержания судно эксплуатировалось фирмами Marine Fisheries Corporation Company и Jiho Shipping Company. Скорее всего, это подставные юридические лица.

Остается только сожалеть, что после тех публикаций годовой давности судовладельцу все же удалось найти в Росси добровольцев, согласившихся работать на STS-50. Какая судьба ждет их в Индонезии?

Как сказано выше, одно из прошлых названий этой шхуны «Sea Breeze». Одноименный крабодобытчик камчатские пограничники задержали в начале этого года в Беринговом море. Простое ли это совпадение?

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


Кто отправил россиян на незаконный промысел клыкача?: 7 комментариев

  1. Кирилл сколько можно уже выдумывать и с пальца высасывать.Начитаешься всякой ерунды и начинаешь выдумывать.Противно тебя читать.Экипаж отпускают вместе с судном.Никаких проблем нет.Проверили судно и экипаж чистые.А в таких странах очень любят работать с прессой.Так что такие дела.И никогда не поливай людей грязью если не знаешь всех дел.Что уже не чего писать про российские воды начинаешь лезть уже в другие.И деньги экипаж получает во время и никаких задержек не было никогда.Опять пишешь не зная что.Ты опять скажешь пишу читая статьи.Ты сам наверное журналист и знаешь как пишутся статьи.

    • Уважаемый наблюдатель, готов выслушать мнение судовладельца. Но увы не знаю, кто он, где он и как с ним связаться. Может, подскажете?

      • Виталий Борисович Сокирко проживает в Пусане (южная Корея),а так же в Хабаровске (РФ),так же есть родственники на Украине (Запорожье)

        • Денег Сокирко не платит с марта месяца,некоторым с января.пароход был задержан из-за расследования интерпола.судовладелец отказывается оплачивать зарплату и билеты на возвращение.

          • Всех отправили 6августа домой,я тоже приехал

  2. Все знали на что шли.Все знали что судно браконьерское.Все хотели заработать денег.Не повезло.Предыдущий ст.механик вообще говорит несусветицу.Опресненная вода это нормально на всех морских судах,также каюты вполне нормальные для этого типа судна.Кормили хорошо .Работа обычная как и везде в море.Гарантийка выплачивалась вовремя.Я был в последнем рейсе,когда арестовали.Все на судно прибыли добровольно.Содержание во время ареста было хорошее.Домой отправили 6 Августа 2018 года.Судовладелец оплатил всем билеты на Родину.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>