Точка невозврата

В Японском море закончилась активная фаза поиска пропавшего судна «Восток» и его экипажа. И вновь, в который раз, мы задаемся вопросом: можно ли избежать подобных трагедий в будущем?

Напомним, что 25 января в Японском море примерно в 110 милях южнее мыса Гамова сработал аварийный радиобуй сахалинского краболова «Восток», на котором находился экипаж из 20 человек. В районе исчезновения судна было найдено несколько предметов с его борта, в том числе два пустых плота. Однако обнаружить «Восток» и людей не удалось.

Активная фаза поиска завершилась 29 января. Спустя еще девять суток Морской спасательно-координационный центр Владивостока прекратил оповещение судов, находившихся в Японском море, о необходимости продолжать поиск.

Между тем на берегу пытаются разобраться, что произошло с «Востоком» и почему. По нехорошей традиции каждые два года на Дальнем Востоке гибнет один краболов, и происходит это в зимние месяцы. Причин, прямых и косвенных, может быть много. Основная – погодные условия: шторма и обледенение.

«Зачем отправлять краболовы в море зимой? Работать в зимних условиях очень тяжело. Краба можно хорошо ловить до середины июня. Пусть краболовы стоят в порту до весны, спасем людей», – написал нам один из читателей после выхода статьи «Последний рейс «Востока». Может быть, и вправду надо запретить крабовый промысел в зимний период?

О специфике и сроках добычи крабов мы говорим с кандидатом биологических наук Андреем Винниковым, который более 20 лет посвятил отраслевой науке (в том числе возглавлял Чукотский филиал ТИНРО-Центра), а сейчас работает директором программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России.

– Андрей Владимирович, какие факторы сегодня определяют сроки добычи крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне?

– В первую очередь биологические. К ним относятся периоды размножения, линьки, миграции, в том числе образования скоплений, которые эффективнее облавливать. Эти же факторы являются основополагающими при определении запретных сроков ведения промысла в отношении к крабам в Правилах рыболовства.

У большинства видов крабов миграционный сезон начинается в весенний период, когда они перемещаются с глубины в более мелководное прибрежье для линьки, нагула и размножения. В этот период скопления крабов не настолько плотные и устойчивые, уловистость крабовых ловушек на них падает. Также происходит перемешивание самок, самцов, молоди на шельфе, что тоже не благоприятствует эффективному промыслу. С позиций рационального рыболовства необходимо приостановить промысел в летне-осенний период, когда происходит нерест у большинства видов.

Второй фактор можно считать технологическим: наиболее высокая наполняемость конечностей крабов мясом обычно наблюдается в осенне-зимний период.

Третья группа факторов – экономические. Промысел может быть эффективным при плотных скоплениях, когда наполняемость мясом конечностей средняя или высокая, когда прошел период размножения, а панцирь краба после линьки стал достаточно твердым. Все это определяет качество продукции, ее стоимость на рынке.

Немаловажна и динамика цен на крабовую продукцию на внешнем рынке. Наиболее высокая цена на варено-мороженого краба обычно перед Новым годом в странах-импортерах АТР.

Таким образом, в силу биологических, технологических и экономических причин осенне-зимние месяцы – наиболее оптимальный период для промысла крабов.

– Есть еще фактор погоды. На ваш взгляд, можно ли разрешить круглогодичный лов краба, чтобы позволить компаниям выбирать сезон промысла, наиболее подходящий им с учетом погодных условий?

– В качестве ответа приведу цитату из монографии признанных специалистов в биологии крабов и вопросах его промысла Алексея Слизкина (ТИНРО-Центр) и Станислава Сафронова «Промысловые крабы прикамчатских вод» (2000 год): «С 1992 г. произошел сдвиг в сроках добычи до конца года, а с 1994 г. промысел проводится круглогодично. Последнее, на наш взгляд, представляет наибольшую угрозу для нормального воспроизводства популяции. Дело в том, что большое количество ловушек, находящихся в море длительный период года, кроме непосредственно изъятия из популяции части особей оказывает негативное воздействие на поведение и биологическое состояние крабов. Прежде всего у Западной Камчатки, где в популяции постоянно присутствует значительная доля непромысловых крабов (особи менее промысловой меры и самки), в уловах крабовых ловушек нередко преобладают именно такие крабы…»

Да, январь – февраль – сложный период по навигационной обстановке в большинстве промысловых районов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Но он сложен не только для крабового промысла. Аварийные ситуации случаются и на минтаевой путине в Охотском море, которая стартует 1 января, и на ряде других видов промысла.

В целом нужно разграничивать правила рыболовства и правила мореплавания (в том числе для отдельных классов судов). Правила рыболовства не должны включать в себя требования, относящиеся к правилам мореплавания, так как их задача – регламентировать режимы непосредственно промысловой деятельности.

– В какой период шел крабовый промысел в советское время?

– Снова обратимся к монографии «Промысловые крабы прикамчатских вод». В ней говорится, что в конце 1920–1930-х годов промысел начинали в апреле – мае и заканчивали в сентябре. Эти сроки были обусловлены климатическими условиями – зимней стужей и высокой штормовой активностью в море в осенний период, которые существенно затрудняли работу ловцов.

В последующие годы на сроки промысла стали влиять другие факторы. В 1970-е и 1980-е основной вылов и переработку осуществлял Дальморепродукт, который и регулировал свой промысел, как ему было выгодно.

Не буду утверждать, но, возможно, период промысла краба тогда зависел от достаточного количества судов-добытчиков и переработчиков. Краболовы доставляли улов на береговые предприятия и на плавзаводы Дальморепродукта, на которых производились в основном консервы и варено-мороженая продукция. В зимний период большинство судов (в том числе плавзаводы и плавбазы) были задействованы на промысле минтая в Охотском море, а в летний – на промысле сардины иваси и лососей. Можно предположить, что по этим причинам промысел краба сдвигался на другие месяцы.

Не стоит забывать, что промысел камчатского краба в самом продуктивном районе (у западного побережья Камчатки) долгое время был под запретом вследствие сокращения его запасов после японского сетного и тралового промысла. Полностью этот район был открыт для лова краба лишь в конце 1980-х.

В 1990-х с появлением новых предприятий и перестройки крабового промысла изменилась экономика, ловить краба стало выгоднее с начала года. Правила рыболовства, изданные в советское время (последние – в 1989 году), этого не запрещали (в большинстве районов).

– Когда ведут промысел краба в Беринговом море американские рыбаки?

– Правила промысла основных промысловых видов крабов в восточной части Берингова моря (США) также основаны на «биологических принципах» регулирования. Промысел запрещен в периоды миграционной активности крабов, линьки и размножения.

Например, промышленный лов крабов-стригунов опилио и Бэрда на сезон 2017–2018 годов открывается с 15 октября и закрывается (в зависимости от района промысла) 15–31 мая.

Периоды промышленного лова различных видов «королевских крабов» специфичны для многочисленных районов и подрайонов, но в основном они начинаются с конца августа – октября и заканчиваются в январе – феврале.

При этом нужно учитывать жесткое квотирование промысла и контроль за ним. Когда квота на определенный вид выбрана полностью, его промысел незамедлительно прекращают. Определение квоты происходит с учетом создаваемого промыслового усилия (количества краболовов и выставляемого ими количества ловушек), а также состояния объекта лова – численности промзапаса (промысловых самцов). Соответственно, промысловый период может быть или уменьшен, или увеличен по времени.

– У вас большой опыт морских экспедиций. Вы побывали во всех дальневосточных морях. Довелось ли вам попадать в зимние шторма? Как вы считаете, в чем главная причина таких несчастных случаев, как исчезновение «Востока»?

– Что касается «Востока», будем надеяться на лучшее. Если рассматривать самую неблагоприятную версию, то судно, скорее всего, стало жертвой стечения обстоятельств. На переходе оно попало в шторм с перепадом температуры. Возможно, обледенело и потеряло остойчивость. При этом отмечу, что подобное может произойти с любым судном, а не только с краболовом.

В 1995 году я работал на судне, которое также следовало через Японское море из порта Кореи во Владивосток. Попали в шторм. Резкий перепад температуры, сильный штормовой ветер сделали свое дело: судно буквально на глазах стало покрываться глыбами льда. Обкалывать лед никто и не собирался, так как штормовые волны перехлестывали палубу судна. На палубе слой льда был местами более 50 сантиметров. Благо до Владивостока добрались на четвертый день и благополучно.

Есть такое понятие «борьба за живучесть судна». Лучше, конечно, где-нибудь спрятаться и переждать непогоду, но до этого места еще и добежать надо. В определенный момент капитан или вахтенный штурман должны принять решение, что предпринять, чтобы спасти судно и экипаж. Момент этот определить достаточно сложно, особенно в штормовых условиях. Если и судно исправно, и все отлаженно работает, то где эта критическая точка отсчета? А ведь судно может исчезнуть с поверхности моря за считанные минуты. Может быть, в большинстве таких случаев все-таки виноват пресловутый «человеческий фактор»? 

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


Точка невозврата: 6 комментариев

  1. Если люди представляют для государства ценность, то почему под класс Регистра подводятся корейские и японские «фелюги», место которых на кладбище кораблей? Кто это делает? Чиновники. С кого спросили? Неужели сложно ограничить эксплуатацию судов, с учетом их мореходных качеств, по районам и срокам плавания, в интересах безопасности? Чья это функция? Чиновников. С кого спросили?

  2. А от обледенения и неграмотных действий капитанов тонут исключительно «фелюги»? С новыми судами такого случиться не может?

    • От обледенения и неграмотных действий тонут не только фелюги, но и суда законопослушных официально существующих предприятий. Только в этом случае вина обязательно лежит на государственных чиновников. Именно по этому за гибель Дальнего Востока судили не только работников компании, но и сотрудников госслужбы.

    • Фелюга — небольшое парусное судно. В просторечье — любое судно, особенно старое и утлое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>