Последний рейс «Востока»

В Японском море пропал сейнер «Восток». Обстоятельства этого ЧП очень напоминают трагические судьбы шхун «Аметист», «Шанс-101» и «Адекс»

Рыболовный морозильный сейнер «Восток» приписан к порту Невельск, его владелец – сахалинская компания «ДВ-Флот». По данным морского регистра, судно было построено в 1985 году в Корее. Длина – порядка 50 метров, ширина – 8,7 метра, высота борта – 3,75 метра, осадка – 3,4 метра.

По предварительным данным, события развивались так. «Восток» после ремонта следовал с 20 членами экипажа из южнокорейского порта Донгхэ в сахалинский порт Холмск. Сейнер шел в караване из трех судов последним. Поход осуществлялся в сложных погодных условиях. 25 января в Японском море примерно в 110 милях южнее мыса Гамова сработал аварийный радиобуй, находившийся на борту «Востока». Попытки связаться с сейнером не дали результата, он на связь не выходил. Два судна из каравана, приняв аварийный сигнал, через полчаса прибыли на место исчезновения «Востока», однако обнаружить сейнер и его экипаж не удалось.

По сообщению пресс-службы ГУ МЧС по Приморскому краю, поисковая операция началась, несмотря на действующее штормовое предупреждение. Глубина моря в районе исчезновения «Востока» – около 3 километров. За время поиска, в котором были задействованы морские и воздушные силы, удалось найти лишь несколько предметов с судна.

25 января глава МЧС России Владимир Пучков выразил уверенность в том, что члены экипажа «Востока» могут быть живы. Однако история морских происшествий оставляет мало надежды. Вспомним похожие трагические случаи последних шести лет.

11 февраля 2011 года в Охотском море погиб СТР «Аметист» (владелец – КамчатНИРО), на борту которого находились 23 члена экипажа. Наиболее вероятной причиной его затопления названы обледенение и потеря остойчивости. Шторм смыл с палубы орудия лова, хребтина крабового порядка намоталась на винт. СТР потерял ход и возможность бороться за живучесть.

26 января 2013 года в Японском море погибло приморское судно «Шанс-101» (ЗАО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1»). В ходе спасательной операции из 30 членов экипажа были найдены живыми только 15. Капитан судна скончался 29 января на судне-спасателе. По словам спасенных, причиной затопления стал удар волны о борт судна при осуществлении маневра.

7 февраля 2016 года в районе Северных Курил сработал радиобуй шхуны «Адекс». Ни людей, ни обломков на месте предполагаемой трагедии не нашли. Только 8 сентября в море было обнаружено тело одного из 16 членов экипажа «Адекса».

В упомянутых ЧП есть общее. В случае с «Аметистом» и «Адексом» события, очевидно, развивались так быстро, что рыбаки не успевали подать сигнал бедствия и воспользоваться спасательными средствами. Видимо, экипаж «Востока» постигла та же участь. Кроме того, при расследовании гибели судов обнаружены нарушения со стороны судовладельцев. Владелец «Аметиста» не обеспечил контроль за своевременной бункеровкой судна, не дал распоряжение о прекращении промысла и укрытии его на время ожидания танкера. «Шанс-101» был выпущен в море с количеством членов экипажа ниже минимально-безопасной численности. Владельца «Адекса» и вовсе не удалось установить.

Есть еще одно важное обстоятельство, которое объединяет эти трагические истории. «Аметист», «Шанс-101», «Адекс», «Восток» были крабопромысловыми судами. Все они попали в беду в январе – феврале в условиях зимних штормов и обледенения.

Когда-то промысел краба начинался ближе к весне. Но вот уже несколько лет краболовные компании запускают свою «потогонную фабрику» в начале года.  Рыбакам приходится вкалывать в адских штормовых и ледовых условиях.

Зимой много условий повышает уязвимость именно краболовных судов. Например, если вся палуба завалена ловушками, то при постоянном заливании борта водой и обледенении эта груда превращается в ледяную гору, которая может уложить судно на бок. Плюс постоянная нехватка топлива. Если танки пустые, судно носит по морю, как поплавок, оно черпает тонны забортной воды. Если на судне на палубу не проведена горячая вода для борьбы с обледенением, экипажу приходится вручную обкалывать лед топорами и ломами. Бывает, что околочный инструмент не выдерживает, разлетается. Если все это умножить на низкую квалификацию некоторых капитанов и жадность отдельных судовладельцев, которые выжимают из старых посудин последние соки, то последствия печальны.

Что касается «Востока», то все обстоятельства этого ЧП должно установить Дальневосточное следственное управление на транспорте. Как сообщает ведомство, уголовное дело возбуждено по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). С итогами расследования общественность будет ознакомлена. 

Сергей НИКОЛАЕВ

Поделиться в соцсетях


Последний рейс «Востока»: 8 комментариев

    • R.I.P. это английская аббревиатура, которая расшифровывается как «Rest In Peace», что в переводе на русский язык означает «покойся с миром». Эту аббревиатуру используют для выражения соболезнования о недавно умершем человеке.

    • Этой фокус с телефонами можно объяснить. Обычно как идут на дело хозяин заставляет весь экипаж оставлять свои телефоны в его офисе, т.к. боится прослушки и жучков. Наверное, в этот раз тоже шли на дело, хоть официально сказано что был простой переход из порта в порт

      • чушь,какое «на дело они в официале работали-это раз
        и второе,я работал на воровском флоте около 10 лет-никогда не слышал о том что телефоны запрещены.Один случай знаю,кэп заставил сдать всем телефоны,но это единичный случай и телефоны сдавали не в офисе а на борту,капитан их хранил у себя в каюте.А кое-кому удалось обмануть капитана-у кого два телефона было.Никто ведь экипаж не обыскивал,просто сказали сдать телефоны,каждый свой принес на этом кэп и успокоился.

  1. Посмотрите в Ютубе ролик про Восток.Тайна исчезновения Востока…..100% заказ в прессу!!!! Авторы ещё бы бандитов туда приписали и получился бы фильм.Правда чё к чему……….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>