Только бизнес и ничего личного

Центр системы мониторинга рыболовства и связи ждет скорая реорганизация. Что в итоге станет главным для этой структуры – бизнес или функции, ради которых она создавалась?

Система мониторинга морского рыболовства в России является государственной и финансируется из федерального бюджета. Ее головная организация — Центр системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС) — входит в структуру Федерального агентства по рыболовству, будучи федеральным государственным бюджетным учреждением.

Согласно положению о ФГБУ «ЦСМС», его главная функция — сбор, обработка, хранение информации, которая поступает от рыбопромыслового флота, а также ее предоставление контролирующим органам и федеральным органам исполнительной власти для принятия управленческих решений.

ЦСМС обязан в полном объеме самостоятельно обеспечить полноту и достоверность полученных данных о морском промысле в рамках государственного задания. Если судно перестает сообщать о своем местонахождении либо шлет некорректные данные, сотрудники ЦСМС должны связаться с экипажем и судовладельцем, выяснить причины сбоя, потребовать достоверных сведений.

Однако сегодня ЦСМС считает, что обеспечение мониторинга – это не столько его обязанность, сколько услуга, которую должен заказать судовладелец. При заключении с судовладельцем договора на информационное обслуживание ЦСМС фактически перекладывает на него контроль за поступлением данных и зарабатывает на этом, не отказываясь от государственных субсидий.

То есть, государство в лице ЦСМС говорит рыбакам: «Вы обязаны предоставить мне информацию о вашей деятельности, за свой счет купив соответствующее оборудование, протестировав его и получив акт соответствия. А правильно обеспечить мониторинг мы вам поможем за отдельную плату».

Причем некоторые услуги ЦСМС не дешевы. По этому поводу в 2017 году Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки обратился в Федеральную антимонопольную службу с вопросом, не нарушены ли права рыбаков высокими тарифами ЦСМС. На что ФАС ответил: не нарушены, так как заключение договоров на оказание услуг по информационно-консультационному обслуживанию – дело добровольное. И это действительно так.

Например, если судовладельцу нужен спутниковый мониторинг, он может заказать его как услугу связи напрямую через ФГУП «Морсвязьспутник» либо через официального агента этого предприятия.

Однако многие предпочитают купить эту услугу в ЦСМС. Хотя центр, как и ФАР, не является оператором связи. ФАР для получения услуг связи (спутникового позиционирования рыболовных судов) само заключает договор с «Морсвязьспутником» и расплачивается за информацию деньгами, которые выделяются на проведение государственного мониторинга из государственного же бюджета.

Что заставляет судовладельцев обращаться именно в ЦСМС за услугами, в которых они либо не нуждаются, либо могут купить дешевле у других организаций без посредничества ФАР? Очевидно, опасение поссориться с ЦСМС и Федеральным агентством по рыболовству, от которых в жизни любой рыболовецкой компании многое зависит. Тем более — в преддверии очередного закрепления квот, которое уже не за горами.

Меж тем, ЦСМС берет деньги не только за информационно-консультационное обслуживание, но также за выдачу справок, технические экспертизы, оформление свидетельств соответствия оборудования и многое другое. В общем, на полную катушку использует отраслевую систему мониторинга для ведения бизнеса.

Не так давно ЦСМС начал «маркетинговое исследование» и разослал рыбным предприятиям письма с просьбой сообщить, в каких услугах они нуждаются, какое оборудование систем спутниковой связи закупят в ближайшие годы и т. д. Очевидно, ЦСМС планирует усилить свое присутствие на этом рынке.

Осталось только реорганизовать ЦСМС в коммерческий сервисный центр, что, видимо, произойдет очень скоро.

Как сообщило Федеральное агентство по рыболовству в июне этого года, местные подразделения ЦСМС будут объединены в два региональных центра мониторинга (РЦМ) – Дальневосточный и  Северо-Западный.

«Создание консолидированных РЦМ позволит в будущем предложить нашим клиентам оптимизированный сервис и унифицированные услуги вне зависимости от их местоположения, что значительно упростит деятельность рыбохозяйственных организаций на нашем направлении», — заявило ФАР. Ключевые слова здесь – «клиенты» и «сервис».

В то же время качество работы системы мониторинга в сфере контроля за промыслом и обеспечения безопасности мореплавания, мягко говоря, не сильно растет. А ведь для выполнения именно этих функций и создавалась система в 1999 году.

По словам рыбаков, ФГБУ «ЦСМС» все больше напоминает им ФГУП «Почта России». Люди часто остаются недовольными уровнем почтового сервиса, который они получают в почтовых отделениях. Но зато там можно купить постельное белье и напитки. Увлекшись развитием бизнеса, не забудет ли ЦСМС окончательно свои прямые обязанности?

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


Только бизнес и ничего личного: 5 комментариев

  1. ЦСМС также берется на ремонт ТСК, ГМССБ. А как вы можете этим заниматься, если у вас нет свидетельства о признании регистра, если нет лицензии на данный вид деятельности? А где они запчасти берут? Чтобы такой деятельностью заниматься, надо как минимум получить право у фирмы-изготовителя, получить лицензию, получить свидетельство о признании морского регистра судоходства(так как это морское оборудование). Сделать помещение, платить налоги, обучить специалистов, поставить контрольно измерительное оборудование, войти в государственный реестр предприятий, которые имеют право на этот вид деятельности. Требования Минтранса для всех едины. Но выполняет ли эти требования ЦСМС?

  2. Просьба к Технарю — дать ссылку на документ, который определяет указанные Вами требования к ЦСМС: «Чтобы такой деятельностью заниматься, надо как минимум получить право у фирмы-изготовителя, получить лицензию, получить свидетельство о признании морского регистра судоходства(так как это морское оборудование)»….
    Спасибо.

    • А сначала вы дайте мне ссылку на закон по которому в России каждый сапожник берется чинить сложное радионавигационное оборудование зарубежного производства, от работы которого зависят в море тысячи жизней

  3. И все-таки, просьба дать ссылку на нормативные требования?

    • Если в России нет закона,обязывающего лицензировать ремонт морского оборудования, то я не удивлен. Хотя в общем это все таки странно. На судне лампочку не вкрутишь без разрешения морского регистра. А тут сложнейшее оборудование, и чини кто хочешь, ставь неизвестно где купленные запчасти . Интересно, что об этом думает иностранный производитель, который это оборудование поставляет. Но памятуя о ситуации с трубами Сименс , то и это проканает. У нас половина госконтор сидит на пиратском софте , а Билл Гейтс нервно курит в сторонке. Просто какая-то пиратская бухта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>