ПоТСКушная история

Судовладельцев ждет «веселье» в разгар минтаевой путины: одно из последствий приказа минсельхоза № 294 о порядке оснащения судов техническими средствами контроля (ТСК), которого так опасались рыбаки, становится реальностью.

Приказ утвердил новый список ТСК, которые разрешено использовать на российском рыболовном флоте. В течение 2016 года Росрыболовство информационными и рекомендательными письмами заранее оповещало рыбаков о том, какие ТСК будут разрешены. Фирмы закупали новое оборудование, оснащали им свои суда, получали на него акты соответствия, на основе которых оформлялись разрешения на промысел. Короче, к моменту вступления в силу приказа № 294 (то есть, к 1 января 2017-го) суда с новыми ТСК уже работали в море.

Однако в конце 2016 года, когда упомянутый приказ был опубликован, выяснилось, что помимо перечня ТСК он содержит ряд новых требований к их установке, тестированию и опломбировке, которых ранее не было. Особые требования оказались и у пограничников. 13 декабря 2016-го рыбацкие компании получили письмо из пограничного управления по восточному арктическому району, в котором ведомство делится своими соображениями о пломбировке ТСК. Оно считает, что пломбировать надо корпусы всех отдельных блоков и разъемов всех приборов, входящих в комплект аппаратуры. По такой логике, пломбу ставить придется на всем, что подсоединено к ТСК, вплоть до дизель-генератора.

Это настораживало, однако была надежда, что беда пройдет мимо. Но, как нам стало известно, в январе по крайней мере уже три судна вынуждены были покинуть промысел и прийти в порт из-за претензий к пломбировке. Причем два из них — транспортники. Значит, добытчикам, которые должны были сдавать на них улов, тоже придется менять свои планы. И это во время такого напряженного сезона, как минтаевая путина!

Откуда пошел сыр-бор? Вероятно, причиной стал список ТСК, утвержденный приказом № 294. Дело в том, что из 15 перечисленных в нем станций только пять могут считаться полноценными ТСК (то есть, они «заточены» на то, чтобы контролировать местоположение судов). У остальных главная функция иная: работа в Глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), охранное оповещение.

Если станция спроектирована для ГМССБ или охранного оповещения, у нее есть внешний порт, чтобы при необходимости передать координаты судна от внешнего источника. К ней можно подключить компьютер и передать данные от программы либо набрать их вручную. Для оборудования ГМССБ это оправдано. Для станций, которые должны контролировать местоположение судна и сообщать на берег объективную информацию, это нонсенс.

Станции с функцией ГМССБ и охранного оповещения разрешено использовать в качестве ТСК не впервые (и сделано это явно не без умысла). Но только сейчас контролеры вдруг поняли: что-то здесь неладно (хотя по требованию Минюста проект приказа № 294 должны были согласовать с ФСБ). Теперь они пытаются защитить эти станции от внешнего воздействия путем накладывания на них максимального количества пломб, что вовсе не исключает фальсификацию данных с помощью внешних источников, а только создает рыбакам лишнюю головную боль.

Причем могут пострадать и те судовладельцы, кто установил на флоте аппаратуру, наиболее защищенную от взломов. Ведь пограничное управление (судя по его декабрьскому письму, о котором сказано выше) не видит разницы между станциями разных типов. По его мнению, тотально пломбировать надо все, неважно, Felcom ли это 18 или JUE-95VM.

Заметим в скобках, что попытки ограничить доступ членов экипажа к станциям, которые используются на судне и для отраслевой системы мониторинга, и для ГМССБ, можно признать даже незаконными. Потому что для такого оборудования приоритетной остается задача обеспечения  безопасности мореплавания. Значит, все его функции и возможности, предусмотренные заводом-изготовителем, должны быть экипажу доступны.

Что будет дальше, пока неясно. В худшем случае большая часть флота будет сорвана с промысла и притащена в порт на «принудительную пломбировку».

Но есть и положительный момент. Наконец-то погранслужба осознала проблему, которая заключается в том, что фальсификация данных морского мониторинга не просто возможна, она санкционирована и поставлена на поток конкретными должностными лицами, которые лоббируют то или иное судовое оборудование.

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


ПоТСКушная история: 18 комментариев

  1. То, что Инмарсат не может давать объективной информацию о местоположении судна ( в силу изобретательности ума и ловкости рук морского люда) было известно изначально. И Аргос здесь был непререкаемым авторитетом. Сколько за эти годы натерпелись рыбаки из — за его «принципиальности» — не пересказать. Но вот изменилась политическая ситуация. И всё, включая здрав смысл и нормальную логику, было в её интересах ( и интересах крупных жуликов) отброшено напрочь. Теперь, власть создала очередной рукотворный «головняк». А лечить его его будут исключительно за счёт нуждающегося в помощи (рыбака) как это у нас и принято. Так что, пломбировать вам, не перепломбировать! Ну и погранцы, ясен пень, уже «закатывают рукава и раскатывают губу.»

  2. Всё придумывают и придумывают.Неужели нельзя перенять опыт ведущих стран в рыбной промышленности.Там то всё работает.И пароход в порт перегнать для пломбировки,это не на заправку ближайшую на машине сьездить.Сидят дядьки в кабинетах ,на высоких креслах и от туда не видят реальной сущности рыбной отрасли.А ведь такой потенциал,правильно бы использовать его.

  3. Говорю вам : проклятое место !
    Прямо колдовство какое то, полуостров невезения !
    А кто же всё это творит то ?

    • да кому нужно это г… под названием Гонец? Я у себя дома и то лучше аппарат соберу из магазинных радиодеталей. а народ фелкомами закупился. Дешево и сердито.

  4. А в 2018г. флот переходит на электроные промжурналы. Тоже геморр будет немаленький

  5. Мы сами позволили иностранным системам наблюдать за нами и нашими судами. А электронный пром журнал — это вообще вся подноготная. Там будет вписано вообще все начиная от членов экипажа пофамильно с их персональными данными, кончая выловом на борту, наличием топлива, воды. И всю эту информацию мы начнем гнать в эфир через систему инмарсат, у которой штаб квартира в Лондоне.

  6. Нифига тема!!! Это как голый за стеклом….В Айфонах батарейка не вытаскивается,на пароходах полный слив инфо…Красиво кто-то пролабировал этот имарсат,Вообще всё гораздо проще.Постучали в дверь,чья чудо машина под окном,ваша?Какая у вас зарплата? Не сходиться-вор!В тюрьму сажать не надо,Пусть бы табуретки делали или что там ещё,на пользу общества.Ребятам в админстрации зарплату сделать ,как учителям,Вот тогда ни репу то и зачешут,Так же и в рыбной отрасли.Хочешь руководить-пожалуйста.В круиз на рыбодобывающей лодке хотя бы на пару недель,все бредовые идеи ,как рукой снимет.И не надо ничего придумавать)))))))) Кто за? Подниимаем руку!

  7. А не пора ли дат по шапке этим Норвегам,есть договор 1920 года,а они судятся с ними,нужно России туда пару судов пустить,как стране участнице договора 1920 года и ловить краба так как им и полагается,а если Норвеги начнут буксовать,послать в район пару подлодок с Североморск или что-то в этом роде,а так все сопли жуют!!!

  8. Короче Норвеги бояться,что если разрешат краба ловить,как шельфовый вид биоресурсов,то потом могут и нефть с газом добывать,а согласно договору 1920 года имеют полное право!!!Россия тоже испугалась,что в зоне Неафк начнут добывать газ или нефть,члены договора 1920,там краба спокойно ловили с 2013 года,но Россия потратила кучу денег и сделала глубоководные работы и доказали,что Неафк это их територия,у Норвегов же по Шпицьергену всё очень спорно,вот где может начаться новая мировая война!!!

  9. Не дрефь,война не начнётся.Наши туда пару парочку лодок поставят и все сразу заднюю включат.Так я не пойму,там в НЕАФКе краба ловят или всё колом стало.В интернете нет новостей.У меня туда товарищ собирался,говорил что платят вроде не плохо……

  10. Рыбалки нет!!!!Про Неафк можно забыть,суда обратно на Данный Восток уходят.

Добавить комментарий для Василий Иванович Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>