Идущие на смерть

До сих пор остается неизвестной судьба шхун «Адекс» и «Норт», пропавших в Охотском море. Очевидно лишь одно: браконьерский промысел продолжает приносить кому-то миллионы, а жизни простых рыбаков по-прежнему стоят копейки

Загадочное исчезновение

Напомним, 7 февраля в Охотском море сработали аварийные буи судов «Адекс» и «Норт». В районе острова Парамушира, откуда был подан сигнал, обнаружены оба радиобуя, три гидрокостюма, два спасательных жилета, спасательный круг, пустой спасательный плот.

Дальневосточное следственное управление на транспорте выяснило следующее. «Адекс» – рефрижераторное судно японской постройки. Работало под флагом африканской Тоголезской Республики. Вышло из японского порта Отару 15 декабря 2015-го. По судовой роли на борту находилось 16 членов экипажа. Все граждане России: жители Приморского края и Сахалинской области (девятеро – из Невельска), один житель Саранска.

О «Норте» пока известно меньше. Установлено, что это судно российской постройки. До 2009 года принадлежало сахалинской фирме, а затем сменило российский флаг на флаг Сьерра-Леоне.

Документальных подтверждений того, что «Норт» за последние недели выходил в море, не найдено. Поэтому уголовное дело возбуждено по факту возможного крушения пока одного судна – «Адекса».

Следственные действия сейчас идут на Камчатке, Сахалине, в Приморье. Перед следствием каждый день возникает все больше вопросов. У пропавших шхун оказалась слишком темная и запутанная история.

Под «удобным» флагом

То, что оба судна ходили под «удобными» флагами, говорит о многом. Судовладельцы предпочитают флаги таких стран, как Того или Сьерра-Леоне, потому что это – минимум формальностей, короткий срок регистрации, низкий уровень гарантированной оплаты труда для экипажа. Идеальный вариант для тех, кто ведет промысел на грани закона или за гранью.

Как мы сообщали, пограничники неоднократно задерживали «Адекс» за нарушение законов и правил. Но каждый раз, сменив владельца, флаг и название, он возвращался к прежнему ремеслу.

В последний раз «Адекс» попал под арест осенью 2015-го. Судно было обнаружено 28 сентября в Охотском море пограничным кораблем «Орел». На «Адекс» высадилась осмотровая группа, которая нашла на борту оборудование для добычи и транспортировки краба в живом виде. Экипаж состоял из 18 россиян. Промысловой документации, технических средств контроля, разрешения на промысел на «Адексе» не было.

Судно задержали, под конвоем повели в Магадан. Потом оно было отправлено в Петропавловск для дальнейшего разбирательства. Но в конце года «Адекс» пришлось отпустить.

В момент задержания на нем не нашли улова. Без прямых улик браконьерского промысла – нет уголовного дела. Капитану и судовладельцу смогли предъявить обвинения лишь в административных нарушениях. Закон позволяет отпускать задержанные суда до окончания «административки», если их владельцы готовы внести залог. Суд назначил сумму залога, которая была почти сразу перечислена.

Владельцем «Адекса» тогда значилась панамская фирма. Но ее представитель, приехавший на Камчатку «разруливать» ситуацию, был российским гражданином.

8 декабря «Адекс» покинул Петропавловск, а уже через неделю он «всплыл» в Отару, откуда ушел в свой последний рейс.

Версии

Как заявил камчатский спасательный подцентр, 14 февраля в Охотском море был прекращен активный поиск «Адекса» и «Норта». Это значит, что пропавшие рыбаки фактически признаны погибшими.

Но было ли крушение на самом деле? По одной из версий экипаж мог намеренно сбросить в море часть предметов и аварийные буи для имитации гибели судна.

Есть ли в этом смысл? Шхуна рано или поздно объявится в каком-либо порту. Она может сменить флаг и название, но ее уникальный идентификационный номер (IMO) останется прежним. По этому номеру его легко обнаружат, после чего судовладельцу и капитану предстоит долго объясняться.

Если крушение все же случилось, то при каких обстоятельствах? Почему аварийные буи двух судов сработали почти одновременно? Возможно, «Адекс» и «Норт» встретились, чтобы перегрузить улов. Во время перегруза одно судно могло навалиться на другое.

Но люди, которые знакомы с «серыми схемами» морского промысла, не считают эту версию убедительной. Вот что мне пояснил один из них: «Судно «Адекс» было «живодером» – добывало и перевозило краба в живом виде. Такие пароходы стараются проходить Курилы ночью. Перегруз живого краба с борта на борт нецелесообразен, потому что его цена после этого падает. Кроме того, для перегруза нужна спокойная погода. Но когда сработал аварийный сигнал, у Курил штормило».

Высказывается еще такое предположение: «Адекс» раньше назывался «Норт», поэтому на его борту могло оказаться два комплекта буев, зарегистрированных на два судна. «Адекс» действительно сменил немало названий. Но база данных, которая есть в нашем распоряжении, позволяет сделать вывод, что «Адекс» и «Норт» – два разных крабовика. У каждого из них есть свой номер IMO.

Версий еще много, но каждая из них вызывает споры и сомнения. Узнаем ли мы когда-нибудь правду или Охотское море навсегда ее похоронило?

Для кого граница открыта?

Больше года назад вступило в силу соглашение между Россией и Японией о борьбе с нелегальным промыслом краба. Но «подфлажники» с сомнительной репутацией все еще базируются в японских портах, получают там снабжение. История «Адекса» – лишнее тому доказательство.

Не секрет, что в Стране восходящего солнца проживают российские граждане, которые занимаются организацией нелегального промысла в наших водах. В Японии у них есть давние партнеры. Например, предприниматель Кацуми Т. регулярно «спонсирует» браконьерские экспедиции в Охотоморье.

Также не секрет, что моряков на суда под «удобными» флагами нанимают через российские круининговые агентства. Так, на «Адекс» людей набирали в одном из таких агентств в Южно-Сахалинске.

В общем, российско-японский бизнес, который построен на контрабанде краба, продолжает свой бег по накатанным рельсам. «Межбраконьерские» соглашения оказались сильнее межгосударственных.

Возможно, «подфлажников» стало меньше. Возможно, на промысле остались только те, кто купил себе самую надежную «крышу». Но это слабое утешение.

Почему исключительная экономическая зона России открыта для судов типа «Адекса»? Так написан закон: гражданское судно под любым флагом вправе зайти в нашу экономзону из иностранных вод для транзитного перехода. Понятно, что в Охотском море, которое полностью является внутренним морем России, никакого транзита для иностранцев быть не может. Но законодатель этого не предусмотрел.

В то же время легально работающее российское судно под отечественным флагом не может свободно выйти из территориального моря России в экономзону России. Немало наших капитанов, не причинивших своей стране ущерба, попало под административное расследование за «нарушение пограничного режима». Зато капитанов «подфлажников» за нарушение границы не судят. Не пора ли менять такое положение дел?

Сколько стоит жизнь рыбака?

Самый печальный вывод, который напрашивается из этой истории: экипажи «подфлажников» превратились в расходный материал.

Владелец пропавших шхун не поднял тревогу, не обратился к властям, не попросил помощи в поиске. Он просто списал людей вместе с судном со счетов как материальный актив, не подлежащий восстановлению. Горе и переживания семей пропавших рыбаков – не его проблемы.

Кто-то скажет, что человек, который согласился работать на «подфлажнике», сам отвечает за свой выбор. Может быть. Но с другой стороны моряки идут на такие суда не от хорошей жизни. Почему у них нет альтернативы в виде легальной работы с достойным заработком?

Впрочем, легальность работы не является гарантией бережного отношения к рыбакам. Вспомните «Аметист» или БАТМ «Дальний Восток». На промысле, на котором одни зарабатывают миллионы, жизни других по-прежнему стоят копейки.

Кирилл МАРЕНИН

Поделиться в соцсетях


Идущие на смерть: 4 комментария

  1. Это даже не сотни миллионов, это миллиарды выручки. Что должно произойти чтобы законодатель проявил принципиальность и заботу об интересах госудпрства? Неужели эти деньги были бы лишними в нынешнем профицитном бюджете?

  2. «»предприниматель Кацуми Т. регулярно «спонсирует» браконьерские экспедиции в Охотоморье…………..
    Тахакач с Сазоном трубку курит. Они старые карефаны

  3. Цитата Автора: «… В то же время легально работающее российское судно под отечественным флагом не может свободно выйти из территориального моря России в экономзону России. Немало наших капитанов, не причинивших своей стране ущерба,… .»
    Во блин как оказывается.
    Кирилл, ответьте пожалуйста:
    -А как быть с легально работающими судами(и в том числе с их легальными капитанами, не причиняющих стране ущерба) под отечественным флагом(суда принадлежащие кстати вполне легально работающим и вполне респектабельным отечественным компаниям),
    которые сейчас на данный момент по ночам вовсю «дербанят» икряной минтай в «огородах» Охотоморки(как правило в 54м районе) и используют для захода «за забор»(граница экономки и тер.вод то есть) компьютерные программы искажающие корректную работу спутниковой системы позиционирования судна ТСК (в разных компаниях эту приблуду называют по разному — «симулятор», «воровайка», «пепелац»)?
    Нет ни одного промыслового судна в Охотоморке на данный момент, которое бы не использовало «воровайку»!
    -Этим, что, можно?, почему можно?, а почему другим нельзя?
    Вы я думаю, ответите, что я сочиняю и этого на самом деле нет (ну то-есть давайте документально подтвержденные факты и т.д.), а скорее всего ничего не ответите, так спокойнее?
    Нет?

    • Игорь Камчатка!
      Я никогда не утверждал, что легальность нахождения судна в море гарантирует легальность промысла. Наоборот. Я часто приводил примеры обратного. Вспомним начало 2000-х годов, когда в Охотском море за борт летели тысячи тонн минтая ради 8 – 10 процентов икры. По оценкам ученых, незаконный вылов в то время достигал 150-200 тысяч тонн ежегодно. И это происходило на легально работающих судах, в присутствии пограничных инспекторов.
      Флот «Восточных рыбных ресурсов», который нанес нашей стране ущерб на 5 млрд рублей, тоже находился в море легально, опять же под контролем пограничников.
      Поэтому ваша информация о том, что сейчас в «огородах» Охотоморки «дербанят» икряной минтай, меня не удивляет. Да, в нашей стране, где ни в чем нет ни порядка, ни контроля, такое вполне возможно.
      Если бы я был начальником пограничного управления, то, безусловно, приказал бы задержать флотилию, подрывающую запасы российского минтая, привести в порт, возбудить административные дела в отношении капитанов и судовладельцев.
      Но, очевидно, существуют некие тайные пружины, которые мешают нынешнему начальнику погран. управления сделать это. Те же пружины не позволили остановить охотоморскую резню 2000-х и явный, откровенный «беспредел» «Восточных рыбных ресурсов».
      О существовании компьютерных программ, искажающих данные ТСК, я знаю. Насколько мне известно, в нашем пограничном управлении накоплено достаточно информации о «взломах» ТСК (с конкретными фактами), которая позволяет утверждать, что мониторинг рыболовства не эффективен, что при его создании были пролоббированы ТСК, которые легко «ломаются» и даже специально созданы для «взлома». И нынешняя попытка запретить использование на судах в качестве ТСК более надежный «Аргос» — это попытка еще больше снизить степень контроля.
      Почему начальник погран. управления не сообщает об этом руководству своей службы и страны? А если сообщает, почему ничего не меняется, а становится только хуже? Наверное, опять тайные пружины виноваты.

Добавить комментарий для Божий бык Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>