Жила-была одна международная, не скажу преступная, но организованная группа, промышлявшая краба в Охотском море. Звали ее «Челси-2». И ходила она по тонкому лезвию
Впервые компетентные органы обратили внимание на «Челси-2» лет пять назад, но никакого криминала, кроме мелких административных правонарушений, они в ее деятельности найти не смогли (или не хотели).
Бизнес развивался быстро. Американский партнер, наш бывший соотечественник, оказывал нужную поддержку. В 2012 году каждое из двух судов «Челси-2» добыло в среднем по тысяче тонн краба, что вряд ли попало в официальную статистику промысла. Перспективы открывались широкие, поэтому были куплены еще два краболова. Флот насчитывал уже порядка 8 судов, включая транспортники. Но вскоре что-то пошло не так.
На промысле краба всегда будет ниша для плохих парней. Те, кто ее занимает, должны хранить паритет, чтобы хватило всем. Когда кто-то хочет откусить слишком много, ему дают по зубам. Видимо, поэтому «Челси-2» вскоре пришлось сматывать удочки на другой конец мира, оставляя далеко позади сердитых конкурентов и кредиторов.
Зона НЕАФК Баренцева моря – не лучшая замена Западно-Камчатской подзоне. Если у берегов Камчатки судно может добывать более 20 тонн краба в сутки, то в зоне НЕАФК – 3–4 тонны. Здесь надо жить экономно (экономя на ремонте судов и зарплатах рыбаков). Но другого выбора не оставалось. И вот в Баренцевом море стали появляться бывшие камчатские краболовы с дальневосточными экипажами на борту, а в портах Литвы и Норвегии все чаще звучала русская речь.
Но вышесказанное не имеет никакого отношения к персонажам, о которых речь пойдет дальше.
В мае 2015 года в одной из своих публикаций я рассказал о злоключениях камчатских рыбаков, которым «повезло» попасть на крабовый промысел в Баренцево море. Их нанимателем была литовская фирма «Арктик фишинг», которая владеет тремя краболовами и одним крабовозом, бежавшими в Литву из Охотоморья: «Каралюс» (бывший «Бристоль»), «Юрос Вилкас» (бывшие «Саяны»), «Жальгирис» (бывший «Капитан Басов») и «Бим».
Отправляясь в Европу, наши земляки надеялись на лучшее. А их там ждало все то же самое, что они могли получить и на Родине: обман, нарушение трудовых прав.
В моей статье была упомянута камчатская фирма «Оланкам», от которой наши рыбаки получили предложение работать на литовских судах. В июле того же года «Оланкам» подал в Арбитражный суд Камчатского края иск, в котором я был указан в качестве ответчика. По мнению этой фирмы, я опорочил ее деловую репутацию сведениями, которые не соответствуют действительности.
Какая деловая репутация бывает у предприятий, которыми руководят граждане, осужденные за хищение конфискованных краболовов, мне неведомо. Но, не спорю, даже они имеют право обратиться в суд.
Мой арбитражный спор с ООО «Оланкам» длился почти три месяца начиная с августа 2015 года. В результате я узнал много интересного и об «Оланкаме», и об «Арктик фишинг».
Как выяснилось, 1 марта 2014-го между ними был заключен договор агентирования – соглашение о предоставлении персонала. Согласно ему, «Оланкам» фактически стал представителем этой литовской компании в России, получив широкие права действовать от ее имени. Прежде всего, речь шла о поиске людей, согласных работать в Баренцевом море под иностранным флагом.
В суде представитель «Оланкама» заявил, что эта фирма не осуществляла деятельность, связанную с трудоустройством граждан России за границей. Но, как установил суд, «Оланкам» именно этим и занимался. Более того – занимался без лицензии.
Дело в том, что услуги по трудоустройству россиян за границей подлежат лицензированию. В декабре 2014 года «Оланкам» обращался в Федеральную миграционную службу за лицензией, но не получил ее. Однако это не мешало ему вести подобную деятельность.
Помимо прочего, «Оланкам» в лице своего гендиректора Анны Можайкиной заключал с моряками контракты по найму. И зарплату после рейса в Баренцевом море они должны были получать от «Оланкама».
Кстати, в контрактах, которые заключала эта фирма, есть пункт, очень удививший литовские профсоюзы: первые 10 дней после прибытия на судно члену экипажа не полагалась зарплата. Для Европы это нонсенс.
Но вернемся к иску «Оланкама». Завершив его рассмотрение, арбитражный суд не нашел в моей статье сведений, требующих опровержения. Кроме того, как сказано выше, он установил, что фирма вела деятельность, связанную с трудоустройством граждан РФ за пределами нашей страны, не имея лицензии.
Это судебное решение я с чистой совестью отнес в камчатское управление Федеральной миграционной службы. Надеюсь, оно отреагирует должным образом на факты, установленные на судебном заседании.
А теперь – новости о фирме «Арктик фишинг». Как сообщила в конце прошлого года литовская газета «Вакару экспресас», все четыре судна компании были арестованы в Норвегии. Арест инициирован членами экипажей, по мнению которых «Арктик фишинг» задолжал им около 1 млн долларов.
По слухам, организаторы этого камчатско-литовского бизнеса что-то не поделили между собой и теперь используют претензии работяг для сведения счетов. Если это поможет морякам получить свои кровно заработанные, то и слава Богу.
На «Оланкаме» тоже висит долг более чем в миллион, только не в американской, а в отечественной валюте. В управлении Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю находится сводное исполнительное производство о взыскании с фирмы 1,5 млн рублей (данные на 30 ноября 2015-го). Это включая зарплату, которую «Оланкам» должен был выдать морякам, работавшим в Баренцевом море.
Приставы арестовали расчетный счет должника, но он оказался пустым, хотя деньги у «Оланкама» откуда-то все же берутся. Например, на оплату юристов. Адвокат, который представлял фирму на суде по иску ко мне, был отнюдь не бесплатным.
Тем временем из порта Пусан вышел краболов «Карла Фей», а на Дальнем Востоке появились очередные «ловцы человеков», вербующие рыбаков на промысел в Баренцевом море. Но к фирме «Оланкам» и ее учредителям это, конечно, тоже не имеет никакого отношения.
Кирилл МАРЕНИН
P. S. Автор благодарит адвокатов Игоря Копытова и Светлану Бургач, оказавшим ему помощь в арбитражном суде.
Приложения: УФССП Ответ на запрос УФМС ответ
В ТЕМУ:
Импорт краба в Японию резко сократился. В новой рыночной ситуации японские закупщики обратили внимание на краба, который добывается в Баренцевом море. Об этом сообщает сайт Fishnews со ссылкой на японский портал Minato-Tsukiji.com.
Из-за усилившегося мониторинга незаконного промысла и ужесточения контроля крабовые поставки в Страну восходящего солнца в 2015-м резко сократились. Согласно японской торговой статистике, в период с января по октябрь на 50% уменьшились поставки из России мороженого камчатского краба, на 20% – мороженых стригунов, на 70% – живого камчатского краба и на 80% – живых стригунов.
Введение новых правил позволило повысить прозрачность торговли деликатесом между странами. Оптовики Японии теперь могут просчитать годовой объем поставок продукта на рынок, основываясь на данных о российской квоте. Благодаря этому цены на рынке стабилизировались.
С другой стороны, сокращение поставок браконьерского краба усилило конкуренцию между покупателями из разных стран. Значительная часть живых крабов-стригунов опилио и бэрди весной поставлялась в Южную Корею и Китай. За покупку замороженного продукта японцам приходится соперничать с корейскими и американскими коллегами. Похожая ситуация сложилась и с камчатским крабом.
В результате в 2015 году закупочная стоимость замороженных и готовых к употреблению стригунов выросла в Японии на 1–2 доллара за килограмм. Камчатский краб подорожал на 5 долларов. 20-процентное ослабление иены также отразилось на японских импортерах – увеличило рыночную стоимость российского краба и лишило его ценового преимущества.
Так, ценовая разница между аляскинским и камчатским крабом сократилась с тысячи до 200 иен за килограмм. В результате японский рынок отреагировал ростом спроса на американский продукт: сыграли роль качество и стабильность поставок.
В новой рыночной ситуации японские закупщики обратили внимание на камчатского краба и краба-стригуна опилио, добываемых в Баренцевом море. Однако специалисты не ожидают роста импорта из этого региона из-за нестабильности промысла и маленького размера баренцевоморских крабов.
Все понятно Можайкина откололась от Казлова и решила сама краба ловить.Купила с Карла Фей наверно не без помощи Криушина.А дальше по накатанной схеме.А если что мы не приделах мы вообще обувью торгуем,и вообще у нас честь и достоинство есть.В последнее время про Олонкам только и пишут,в переводе Оланкам (Олег и Аня Камчатка).
Конечно откололась уже давно от Козлова (примерно конец 2013). Козлов подтупал, а Кривой ей и объяснил, что к чему.
У Силагина еще тигиль остается. на этом еще можно строить бизнес
Cчитай что уже нет у него Tигиля. Oни должны вернуть пароход в Россию по решению арбитража
Там не так все просто. Они сделали залог на судно. Залогодержатель американская фирма Western Services. По этим основаниям Тигиль может удерживаться в СШа
в Литве был суд. деньги экипажу должны вернуть Силагин с Егисом.
http://www.15min.lt/verslas/naujiena/bendroves/desimciu-milijonu-krabu-zvejybos-seselis-ant-lietuvos-imones-kam-is-tiesu-priklauso-laivai-663-567233
Человеки благодарить должны Оланкамя — ведь они теперь настолько свободно владеют лабусятским, что сайты читают без словаря…
Хороша страна Литвиния — течёт реками дектине, льётся алус через край — все кричат: лабай герай!