В Баренцевом море российские пограничники обнаружили исчезнувший с Камчатки краболов, принадлежащий Российской Федерации. Но вместо того, чтобы привести судно в Мурманск и вернуть в собственность государства, ему снова дали исчезнуть.
Вот что пишут мурманские СМИ. 21 октября в пограничное управление по западному арктическому району обратилась гражданка Калинина. Она сообщала, что ее муж, член экипажа краболова «Камчатка» Александр Калинин, незаконно удерживается на данном судне в море. Об этом Александр успел сказать ей по телефону, пока у него пытались вырвать из рук трубку.
Было установлено, что «Камчатка» вышла в рейс 25 сентября из норвежского порта Киркенес. Она вела промысел краба-опилио в зоне регулирования НЕАФК (в анклаве за пределами 200-мильных зон России и Норвегии).
Пограничное управление и мурманский следственный отдел на транспорте решили совместно проверить «Камчатку». 23 октября пограничный сторожевой катер «Виктор Кингисепп» добрался до краболова. Капитан «Камчатки» не отвечал на радиозапросы и пытался увести судно в норвежские воды. Однако его удалось остановить до того, как оно пересекло норвежскую границу.
Проверяющие при поддержке пограничного спецназа высадились на его борт. Как рассказали им рыбаки, на «Камчатке» сложилась конфликтная ситуация между рядовыми членами экипажа с одной стороны и капитаном с другой. По словам недовольных, они длительное время не получали зарплату. Во время рейса несколько членов экипажа требовали от капитана перевести их в статус пассажиров и разрешить покинуть борт. Такая возможность им представилась 17 октября, когда к «Камчатке» подошло транспортное судно для перегрузки улова. Но капитан не позволил им уйти с «Камчатки».
18 октября шесть членов экипажа объявили голодовку, но затем трое из них прекратили голодать из-за плохого самочувствия и запугиваний со стороны капитана.
Когда были выяснены эти обстоятельства, часть экипажа краболова смогла перейти на пограничный катер, который доставил их в Мурманск. Представители российских властей рекомендовали капитану «Камчатки» следовать в Киркенес для высадки остальных рыбаков. В Норвегии судно покинуло шесть членов экипажа (жители Архангельска, Мурманска, Новороссийска и Петропавловска-Камчатского), которые на автобусе прибыли в Мурманск.
Позже мурманские журналисты смогли пообщаться с моряками лично.
«Регистра нету на пароходе, все сломано, ремонты вообще не проходили», — рассказал им матрос Александр Калинин.
Глава мурманского следственного отдела на транспорте Вячеслав Казин подтвердил, что «Камчатка» находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Срок действия регистровых документов истек. На судне был полностью затоплен один из балластных танков, один из дизель-генераторов неисправен.
Такая вот типичная для отечественного рыболовства история. Но есть в ней один нетипичный нюанс — владельцем «Камчатки» является Российская Федерация.
Дело в том, что этот краболов был конфискован по решению камчатского суда в доход государства за браконьерский промысел еще в 2002 году и передан Росимуществом в аренду. Первым его арендатором в 2004-м стала фирма «Морская звезда». После этого, в 2006-м, уже будучи государственным имуществом, краболов был повторно задержан с нелегальным крабом на борту. В 2008-м его передали следующему арендатору – ООО «Мидель».
Затем краболов почти шесть лет болтался в Охотском море, занимаясь неизвестно чем (хотя чем занимаются краболовы, даже когда не имеют квот, мы прекрасно понимаем). Но в камчатском управлении Росимущества, которое отдало его в аренду, вопросов к ООО «Мидель» не возникало.
Наконец, в 2014-м прокуратура обратилась в суд с требованием признать недействительным договор аренды краболова и вернуть его в Росимущество. В мае того же года иск прокуратуры был удовлетворен. Решение вступило в силу, но исполнить его невозможно, так как «Камчатка» исчезла. Сообщив, что направляется в Мурманск, краболов ушел в сторону Панамского канала. В итоге он прибыл не в Мурманск, а в норвежский порт Киркенес.
К слову, за последние годы в Баренцево море с Дальнего Востока «смотали удочки» многие любители ловить крабов в мутной воде. В Охотоморье им стало тесно. Теперь они «резвятся» в зоне НЕАФК, где промысел краба идет фактически без разрешений и правил.
2 февраля 2015 года на «Камчатке» погиб член экипажа. Он находился на палубе без страховочного жилета и страховочного троса, что является грубым нарушением правил охраны труда. По этому факту в России возбуждено уголовное дело. Но следственные органы так и не могли осмотреть место происшествия, так как «Камчатка» не желает возвращаться в Россию.
И вот это государственное судно, как сказано выше, пыталось скрыться от российских пограничников в норвежских водах. А при задержании «порадовало» своих преследователей целым букетом всевозможных нарушений.
Не ясно, почему «Камчатку» не задержали, не отвели в Мурманск, не вернули нашему государству, а отпустили в Киркенес. Может быть, техническое состояние краболова настолько запущено, что пограничники побоялись брать на себя ответственность: а вдруг оно утонет по пути в Мурманск, пусть лучше тонет по пути в Киркенес. Но «Камчатка» благополучно добралась до берегов Норвегии. Не исключаю, что судно снова отправится из Киркенеса на промысел, когда на него заманят других бедолаг из России.
К слову, 19 октября состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам рыбной отрасли. Там было высказано много упреков в адрес бизнеса: мол, рыболовецкий флот России безнадежно устарел, не отвечает нормам безопасности, экипажи каждый день рискуют жизнью, выходя в море на «старых посудинах».
А вот, оказывается, наше государство является одним из крупнейших владельцев «старых посудин» и аварийных судов, таких как «Камчатка». И вместо того, чтобы отправить их на гвозди, оно раздает конфискованные суда, кому попало. Российские рыбаки идут в море на этих «калошах», а государство вроде бы не против.
Кирилл МАРЕНИН
Если верить сайту Арбитражного суда Камчатского края, это самое последнее по дате судебное решение относительно краболова «Камчатка». A24-428-2014_20150310_Postanovlenie apelljacionnoj instancii
Движение этого арбитражного дела можно проследить через картотеку суда http://kad.arbitr.ru/ по номеру № А24-428/2014.
В разное время я обращался в различные ведомства с просьбой пояснить ситуацию с этим судном, а также с другим конфискованным краболовом «Тигиль». Публикую несколько полученных ответов. Прокуратура ответ 2014.06.11 Росимущество ответ СВТУ ответ
У погранцов нет оснований задерживать судно, если не выявлено нарушений правил рыболовства. А если такие полномочия им дать, но тогда барыги волками взвоют — т.к. нарушения техсостояния или регистровой документации можно найти чуть ли не на каждой лоханке.
как сказать, как сказать. за несколько дней до гибели «дальнего востока» пограничники были проверкой на его борту. нарушений не нашли. а если бы нашли, если б приказали пароходу идти в порт, 60 жизней бы спасли. пусть барыги волками воют. спасенные жизни все оправдают
Согласен с вами. Впрочем, это малореально. Слишком много всяких «но».
Для начала внимательно причитайте Правила рыболовства, а потом говорите. Практически для каждого рыбодобывающего бассейна в правила записан приводимый ниже текст (для Правил ДВ бассейна): 10.1. капитан судна должен иметь при себе либо на борту судна:
документ о соответствии ТСК требованиям отраслевой системы мониторинга (для судов с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн );
действующие документы об освидетельствовании и классификации, а также регистрации судна, выданные уполномоченными Правительством Российской Федерации на то органами или российскими организациями, а также иностранными классификационными обществами, действующими в соответствии с международными соглашениями, в отношении судов,
подлежащих государственной регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации ;
документ о соответствии (ДСК), подтверждающий соответствие судовладельца требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ),
а также свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) для судна, выданные в определяемом Минсельхозом России порядке ;
Так что полномочия погранцы имели, а вот желания видимо нет.
Повторю для тех, кто в танке: у погранцов нет оснований задерживать судно, если не выявлено нарушений правил рыболовства. ТСК относится к рыболовству — их проверяют, если есть нарушения — задерживают. А вот регистровую документацию они, конечно, могут проверить, но, в случае выявления нарушений, только сообщить в портнадзор. Именно на портнадзор возложена обязанность следить за тем, чтобы в море не выходили ржавые вёдра.
а наличие разрешений на промысел пограничники еще проверяют на судне или уже нет? сегодня заглянул в базу данных ФАР, никаких квот у фирмы «Мидель» не обнаружил. Это как?
Я куеею,вы прежде чем в комменты лезть,внимательно читайте.Если не в курсе событий,так сказать «не в теме» я вам обьясню: Камчатка и прочие подобные суда не работают в экономзоне России,это официально,да и по факту практически тоже.При чем здесь Фар России.
Промысел там регулирует эта организация http://www.neafc.org/
Кирилл! «Камчатка» государству на х@@@ не нужна! НЕт у государства для него работы. И что делать с ним, никто не знает. Если пароход вернуть в Россию он будет опять стоять на мертвом якоре. а мы с вами будем опять платить за его бессрочную стоянку. Оно вам надо?!!
А что этому государству не х»"»" нужно !? А вы как платили за то что вы этому государству на Х……. не нужны, так и будите платить. Ибо поголовно посчитаны , обиркованы, отбракованы.
Путин ваш президент ! 90% уря !
изначально фирма мидель принадлежала некоему Веселову. и фирма создавалась именно под этот краболов. потом насколько знаю фирму отмели. а с охотооморья они бегут, потому что Кан их отсюда выжил. он теперь в доме хозяин
Урфин Джюс — мрачный, угрюмый, нелюдимый человек, одержимый жаждой власти, а туда же, Путин ему не нравится. Сиди в своем сказочном мирке и не высовывайся!
91 % Уря ! Полная оптимизма действительность. Нравится ? Своими мозгами , а не Киселевскими живите. А высовываться или нет, решать каждому самому. К тому же ждать осталось совсем не долго.