В 2014 эксперты WWF провели изучение ситуации с добычей и торговлей крабом, легально и нелегально выловленным в российских водах, и опубликовали его итоги в докладе «Illegal Russian Crab: AnInvestigation of Trade Flow».
В результате они выяснили, что основная часть российского краба в период с 2003 по 2013 года шла для потребления в Японию; российский краб, идущий в США, сначала заходил в азиатские порты; Китай не играет важной роли в товаропотоках краба. На основании обширного анализа этих данных эксперты WWF пришли к выводу, что нелегальный промысел краба в России за последнее десятилетие превысил легальные показатели в 1,7 – 4 раза.
Официальные данные таможни показывают, что и легальный, и нелегальный российский краб импортируется Южной Кореей, Японией и США. Иностранные и некоторые российские суда добывают краб нелегально, и это превышение объемов допустимого улова вызывает серьезное беспокойство по поводу жизнеспособности различных видов краба на российском Дальнем Востоке.
Фабула
Российские данные (такие, как ОДУ, информация об объемах вылова и экспорта) показывают нормальный, регулируемый промысел, когда вылов производится в допустимых пределах и экспортируется не больше, чем вылавливается. Однако нелегальный краб не отображается в российских данных о вылове и экспорте. WWF ознакомился с данными об импорте Японии, Южной Кореи и США и обнаружил большие несоответствия в российской торговле крабом, при которых объемы импорта российского краба значительно превышают годовые ОДУ.
В последние годы Россия проводит работу по борьбе с нелегальным выловом посредством заключения двусторонних соглашений с Японией, Южной Кореей и Китаем, а также посредством разработки плана действий по борьбе с незаконным промыслом морепродуктов, включая краб, и продолжая активные действия на море.
Объемы нелегального промысла упали по сравнению с 4-кратным превышением легального вылова в 2006-2007 гг, но нелегальный краб продолжает добываться в российских водах с превышением данных по импорту в 1.7 раза. Эта проблема является многосторонней и, следовательно, требует решения с участием многих сторон.
Как отмечают эксперты WWF, прежде чем попасть на рынок, нелегально добытый российский краб «отмывается», чтобы получить легальное происхождение. Известные технологии отмывания включают недостоверное декларирование объемов, подделку упаковки продукции, изготовление фальшивых документов и, разумеется, коррупцию.
Выделяются два основных метода нелегального вылова и транспортировки:
судами под российским флагом, которые добывают больше, чем установлено квотой. Они могут (намеренно или ненамеренно) неправильно декларировать свою продукцию, перегружать незадекларированную продукцию на транспортные суда в море, или доставлять незадекларированный краб прямо в порт,
или:
судами, которые не имеют законного права на вылов краба, но делают это. Суда этой категории могут принадлежать, использоваться или быть под флагом России или других государств. Россия не дает квот на вылов краба в своей экономической зоне иностранным судам.
Участники
Южная Корея. Южнокорейский порт Пусан — это хаб для доставки и перегрузки российского краба, как легального, так и нелегального. Данные по торговле России и Южной Кореи с 1999 по 2008 показывают тенденцию – официальный российский экспорт гораздо ниже южнокорейского импорта.
В конце 2008 Россия заявила, что любой улов на борту, включая краба, должен быть проверен в российском порту с целью таможенной очистки и документальных процедур. Это повысило шансы отражения реальных объемов легального экспорта краба РФ в Южную Корею. Однако после введения требования портовой проверки российские официальные экспортные данные не приблизились к официальным данным о южнокорейском импорте из РФ.
Вместо этого после 2008 года объемы российского экспорта стали превышать объемы импорта от южнокорейской стороны. Это могло произойти благодаря тому факту, что американский импорт включает один из азиатских портов как промежуточную остановку при доставке, южнокорейский порт Пусан часто фигурирует в американских таможенных данных.
Российская таможня регистрирует краб как экспортируемый в Южную Корею, в то время как Южная Корея – это всего лишь промежуточный порт для краба, идущего в США, и южнокорейские власти не регистрируют его как импорт в свою страну. Между тем, американская таможня могла показывать тот же краб (который, по утверждению российской стороны, экспортируется в Южную Корею) как американский импорт из России, а не из Южной Кореи.
Практика промежуточного захода в порты не является незаконной, но она дает возможности для легализации незаконно добытого краба.
Япония. Япония в последние годы была ведущим импортером краба из России, как живого, так и замороженного, благодаря тому, что японские северные порты находятся близко российской экономической зоне, в частности, к российским рыболовным подзонам, где есть запасы краба. Сравнение официальных данных по российскому экспорту краба в Японию и официальных японских данных по импорту краба в Японию показывает большое расхождение — Россия регистрирует намного меньший объем краба, экспортируемого в Японию, чем показывают данные японского импорта.
США. Российский краб конкурирует с аляскинским крабом на внутреннем рынке США и на мировом рынке. В 2012 пятая часть импорта краба в США приходилась на российский краб, в то время как данные российской таможни показывают, что экспорта краба в США тогда вообще не было.
Одно из объяснений этого несоответствия в использовании «южнокорейской схемы»: российская таможня регистрирует краб как экспортируемый в Южную Корею, в то время как это всего лишь промежуточный пункт для краба, идущего в США. Этот тип торговли часто называется «треугольной торговлей», что означает промежуточную остановку товара перед его достижением своего пункта назначения.
«Треугольная торговля» не является незаконной практикой и не требует гармонизации таможенных записей между различными странами, но она при этом является способом для смешивания нелегальной и легальной продукции и «отмывания» нелегальной.
Еще одним правдоподобным объяснением такого несоответствия в торговле является признание факта, что значительная часть российского краба, импортируемого США, является нелегальной.
Китай. Китай играет важную роль в импорте других (помимо краба) морепродуктов из РФ, однако только 5% импортируемого Китаем краба идет непосредственно из РФ (3800 тонн, или 14 млн. долларов США).
Ущерб
По оценкам экспертов WWF, Россия теряет до 1 млрд. долларов в год из-за нелегального промысла морепродуктов, включая краб. Эта цифра превышает чистый доход всего российского рыбного бизнеса в 2011 (470 млн. долларов) и превышает 15% годового оборота всех российских рыбных предприятий (4.2 млрд. долларов).
При этом попадание нелегального российского краба на американский рынок приводит к снижению цен на эту продукцию в США, что вредит крабовой промышленности на Аляске. Согласно данным ассоциации крабопромышленников Аляски, местные добытчики краба потеряли порядка 600 млн долларов с 2000 г из-за конкуренции с нелегальным российским крабом на внутреннем и внешнем рынке.
Самое непосредственное негативное биологическое воздействие незаконного промысла краба в России – это подрыв запасов. На основании данных торговли WWFоценивает нелегальный вылов краба как минимум как двукратный, в иные годы – четырехкратный, по сравнению с легальным выловом. В зависимости от года, вылов камчатского краба превышает предельно допустимую норму в 1-3 раза, вылов краба-стригуна превышает нормы аналогично.
В легальном промысле краба в России промысловый сезон длится с 1 сентября по 31 декабря. Женские особи и молодь краба добываться не могут. Чтобы максимально обеспечить воспроизводство, женские особи не вылавливаются (один самец может спариться с несколькими самками, поэтому считается, что вылов самцов не вредит воспроизводству). Самки и молодь меньше по размеру, и поэтому их рыночная стоимость ниже.
Незаконный промысел краба не связывает себя российскими правилами промысла. Записи из японских портов говорят о наличии в поставках из России самок и молоди краба и о том, что при нелегальном промысле российские правила, призванные защитить воспроизводство краба, не соблюдаются.
Меры
На основании проведенного исследования эксперты WWFразработали ряд рекомендаций для всех заинтересованных сторон по борьбе с ННН-промыслом краба:
Для легальных российских промышленников:
Дальневосточная Ассоциация добытчиков краба официально от лица своих членов выступает против нелегального промысла краба. Ассоциация и входящие в нее компании должны настаивать на более строгих процедурах и правилах для того, чтобы ликвидировать нелегальный промысел и связанную с ним коррупцию.
Ассоциация также должна получить сертификацию Морского Попечительского Совета, что обеспечило бы тщательную независимую оценку состояния запасов. К тому же сертификация цепи поставок Морским Попечительским Советом обеспечит подтверждение происхождения и легальности продукции для покупателей и потребителей.
Оптимальным было бы, чтобы все российские добытчики краба вошли в состав Ассоциации.
Для американских и японских импортеров/брокеров/покупателей российского краба:
Для американских – согласно акту Лэйси, ответственность за легальность лежит на импортере, следовательно, импортеры должны проявлять достаточную добросовестность в выяснении происхождения и цепи поставки краба. Импортеры должны не только настаивать на том, что они должны видеть заверенную документацию о месте вылова (а не месте выгрузки/экспорта), но и выполнять поездки в места лова вместе с поставщиками.
Для японских – согласно двустороннему российско-японскому соглашению и международным законам о торговле импортеры отвечают за удаление российского нелегального краба с японского рынка морепродуктов (Японское агентство по рыболовству, 2014). Компании должны удостоверяться в легальности цепи поставок и поддерживать своих поставщиков в их усилиях по поддержанию стабильности продукции.
Для правительства РФ и Росрыболовства:
Российский государственный план по борьбе с незаконным промыслом должен быть введен в действие. Документация о вылове должна содержать информацию о вылавливаемых видах и зоне промысла происхождения вылова в дополнение к местам выгрузки/экспорта. Эта информация и ежедневные отчеты о вылове должны быть доступны для свободного ознакомления так, чтобы каждый мог ознакомиться с ежедневными отчетами о вылове и импортеры российского краба могли удостовериться в легальности импортируемого ими краба.
Необходимо требовать от всех судов, работающих на добыче краба, регулярной передачи через спутник сигналов о месте нахождения. Также следует законодательно ввести уголовную ответственность за вовлечение граждан и компаний РФ в деятельность, связанную с ННН-промыслом, независимо от флага государства, под которым было промысловое или вспомогательное судно, участвующее в незаконном промысле.
Для правительства США:
Группа при Президенте по борьбе с нелегальным, недекларируемым и нерегулируемым промыслом и злоупотреблениями в области морепродуктов должна рекомендовать создание согласно действующему законодательству единой всеобъемлющей системы для подтверждения легальности происхождения всех морепродуктов, продающихся в США.
Такая система должна подходить как для борьбы с нелегальным промыслом российского краба, так и для борьбы с любым другим нелегальным промыслом. Система доказываемой отслеживаемости и доказательства легальности должна объединять следующее:
-требования к документации об улове и требования к отслеживаемости для всех морепродуктов, продающихся в США,
- точное цифровое отслеживание и/или ведение записей,
- отказ в доступе для всех морепродуктов, для которых не доказана легальность их происхождения,
- система верификации для случайных и связанных с риском проверок.
Президент должен принять рекомендации после предоставления их рабочей группой и дать указание соответствующим ведомствам выработать соответствующие правила.
Для правительств России, Японии, Южной Кореи и США:
Двусторонние соглашения могут быть продуктивны лишь на первой стадии. С учетом торговых связей между Россией, Японией, США и Южной Кореей в обязательном порядке должны быть учреждены многосторонние рабочие группы и многосторонние программы для этих четырех государств.
Эти многосторонние программы могут использоваться для создания унифицированной системы для всего Тихоокеанского региона для всех стран, импортирующих российский краб, соответствующей существующим системам каждой из четырех стран. Необходимо в срочном порядке создать программу по борьбе ННН-промыслом краба, общую для России, Южной Кореи, Японии и США.
Правительственные учреждения должны обратиться во Всемирную Таможенную Организацию для введения более углубленной гармонизированной системы для таких продуктов как краб, которые почти невозможно отследить на уровне видов при помощи восьмизначного кода (или которые обозначаются шестизначным кодом).
Два фактора имеют место при гармонизации кодов для краба:
1- Проблема с крабом возникает потому, что под одним названием подразумевается несколько видов краба (например, под названием «королевский краб» в США подразумевается 3 вида краба). Учитывая, что первое подразделение внутри кода разделяет продукцию на мороженую и живую, это указывает на то, что все 6 цифр должны быть гармонизированы (030614 для замороженного краба и 030624 для живого краба), если бы требовалось гармонизировать еще 2 цифры (всего восемь), тогда седьмая и восьмая цифры могли бы быть использованы для нумерации всех видов краба по всему миру по видам (если видов краба менее 99 по всему миру).
2- 2- Это, соответственно, требует обучения инспекторов, сотрудников таможни и прочих структур определению видов данного продукта, ч то вызовет дополнительные расходы. Но правительства должны понимать, что это необходимо для повышения эффективности противодействия ННН-промыслу.
Вместо послесловия: подоплека
На самом деле, решению проблемы может помочь заключение российско-американского соглашения о борьбе с ННН-промыслом, аналогичного тем, что уже подписаны Россией с Южной Кореей, Китаем и Японией. Но вопрос в том, возобладает ли у американских конгрессменов здравый смысл в условиях «санкционных войн»? Пока все выглядит с точностью до наоборот.
Стоит обратить внимание, что в начале следующего года США и Европейский союз должны обнародовать новые списки стран, которые причастны к нелегальному промыслу водных биоресурсов. Если у ЕС нет претензий к России, то со стороны представителей США они имеются. В первую очередь, речь идет о поставках на американский рынок российского краба и минтая. Как утверждают американские производители, нелегально добытая российская морепродукция обрушивает цены на рынке, нанося ущерб легальным поставщикам, в первую очередь, с Аляски.
Применительно к минтаю претензии непосредственно к России предъявить сложно, поскольку основным поставщиком филе российского минтая в США является Китай, закупающий продукцию в РФ для переработки. Однако в США уже сложилось устойчивое мнение о том, что российский промысел минтая регулируется очень слабо, а власти своим бездействием создают благоприятные условия для ННН-промысла.
Но вот с крабом все гораздо сложнее. В текущем году отмечается значительное снижение объемов поставок российского краба в Японию, что обусловлено как снижением покупательной способности и спроса из-за снижения курса иены и повышения потребительского налога, так и тем, что японские власти с начала года стали предпринимать меры по борьбе с ввозом нелегально добытого краба из России.
На этом фоне в 2014 году произошло значительное увеличение поставок российского краба, в том числе добытого нелегально, в США – за январь-сентябрь рост составил 44,4%. Это, соответственно, привело к снижению цен и уменьшению прибыли краболовов Аляски. С января по сентябрь поставки камчатского краба в США выросли на 44,4 процента, при этом значительную их часть составляет нелегально добытая продукция. Одновременно происходит значительное снижение цен на краб на американском рынке, что приводит к снижению доходов краболовов США.
Разумеется, российская сторона должна усилить меры по борьбе с нелегальной добычей краба и других морских биоресурсов, поскольку основная часть браконьеров – россияне, даже на судах под флагами третьих стран. Возможно, следует ужесточить наказание за ННН-промысел и не только штрафовать, но и привлекать виновных к реальной уголовной ответственности.
Но надо понимать, что до тех пор, пока существует спрос на нелегально добытую продукцию, ее будут пытаться поставлять, и односторонние карательные меры должного эффекта не дадут. Бороться с этим явлением в одиночку невозможно, необходимо объединение усилий всех сторон.
Следует отметить, что представители Ассоциации добытчиков краба Аляски считают наиболее оптимальным способом решения проблемы заключение двустороннего договора о борьбе с ННН-промыслом, однако ряд представителей республиканской партии полагают, что эту сложившуюся ситуацию можно использовать в политических целях для создания инструмента давления на Москву.
В частности, предлагается обосновать включение России в обновленный список стран, причастных к ННН-промыслу (возможно с пометкой «частично») исходя из того, что РФ, в том числе из-за высокой коррупции, не принимает действенных мер по пресечению нелегальной добычи морских биоресурсов и их вывоза за рубеж.
Это даст возможность поставить вопрос о введении ограничений на импорт морепродукции из России, а также запрете на заходы в порты США российских рыболовных и транспортных судов, принадлежащих компаниям, которые когда-либо были причастны к ННН-промыслу.
Казалось бы, здесь никакой политики. Но обвинять в причастности к ННН-промыслу Россию, которая больше всех страдает от этой проблемы и уже долгие годы пытается добиться от своих региональных партнеров принятия действенных мер по борьбе с нелегальным промыслом и торговлей незаконно добытыми биоресурсами – это не политика?
Наша страна несколько лет добивалась заключения соглашений о борьбе с ННН-промыслом с Южной Кореей, Китаем и Японией, но до сих пор не добилась такого договора с США. И при этом именно США обвиняют Россию в потворствовании нелегальному промыслу морских биоресурсов. Это как раз та ситуация, когда «вор кричит: держи вора!»
Александр ДАНИЛОВ