Пограничная крыша

В 1997 году Президент постановил возложить охрану морских биологических ресурсов на Федеральную пограничную службу. Этому решению предшествовали заявления о несостоятельности гражданских органов рыбоохраны, коррупции, масштабах браконьерства и ущербе от него, который измеряли сотнями миллионов долларов. И вот прошло более десяти лет, но ничего не изменилось. Мы опять слышим про коррупцию, браконьерство, ущерб. Камчатский журналист Игорь Кравчук одним из первых стал писать о «пограничной крыше»: одноименный материал был опубликован в 2001 году.

Многих россияне, и в первую очередь камчатцы, еще долго будут помнить жутковатые кадры, когда 22 февраля 2001 года пограничный самолет АН-72 потопил рыболовецкое судно, не реагировавшее на требования об остановке. После того, как концы в натуральном смысле ушли под воду, уголовное дело «Альбатроса-101» зашло в тупик. В итоге его закрыли, и дело списали в архив. Местная пресса по разному отреагировала на это ЧП. Если «Вести» призвали пограничников «топить их дальше», другие живописали ужасы расстрела в упор, когда матрос поднимал флаг России. «Вести» упомянули в одной из публикаций, что потопленное судно на самом деле раньше называлось «Тайфун-4», затем «Атлантик», и уже однажды попадалось пограничникам за нарушения в конвенционном районе. Несмотря на возбужденное уголовное дело, нарушитель тогда был отпущен восвояси. Почему это произошло? Вразумительных причин нам не дали ни в пограничной прокуратуре, ни в командовании Северо-Восточного регионального управления Федеральной погранслужбы. В этой истории было что скрывать. Думаем, в первую очередь, с любопытством эту статью прочитают сами пограничники, а также рыбаки.

Выйти на охрану морских ресурсов

23 апреля 1999 года японский порт Вакканай покинула рыболовная шхуна «Тайфун-4», приписанная к Сахалинскому порту г. Холмска. Судовладельцем судна являлось ООО «Конкордия-сервис». Рыболовное судно было построено в 1982 году и называлось ранее «Бонанза-301». Капитан В.И. Маталинов направил форштевень в сторону российской экономической зоны восточнее Курильской гряды. Перед судном была поставлена благородная задача по охране морских биоресурсов от браконьеров. Что ж, порой нашим рыбоохранным ведомствам не хватает патрульных судов, а пограничникам сторожевых кораблей, и они вынуждены арендовать обычные рыболовецкие траулеры.

21 марта начальник Сахалинской инспекции охраны морских биоресурсов  А.П. Милькин заключил договор аренды №3 с «Конкордия-сервис», согласно которому фирма обязалась предоставить инспекции в период с 25 апреля по 25 августа 1999 года находящееся у нее в собственности судно для осуществления природоохранной деятельности. Согласно п. 3.2. договора  вместо арендной платы за предоставленное судно, «Конкордия-сервис» имела право реализовывать по своему усмотрению найденные в океане браконьерские сети и извлеченную из них нежизнеспособную часть улова (живую рыбу предписывалось выпускать в море).

Начальник Сахалинской РИ ОМБР А.П. Милькин выписал служебное удостоверение Р.Н. Лакееву, что он является госинспектором, начальником рейса, а также представил другие документы, дающие право Лакееву в ходе охраны экономзоны проверять российский и иностранный флот.

Зачем патрульному судну сети, соль и тара?

На самом деле Роберт Лакеев не был никаким госинспектором, хотя документы ему действительно Милькин вручил. Он являлся мастером добычи ООО «Конкордия-сервис». На судне «Тайфун-4» Лакеев был вписан в судовую роль, как матрос-переводчик и таким образом был подчинен капитану.

Цели «Тайфуна-4» были весьма далеки от  благородной задачи по охране российской экономзоны. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что при выходе из японского порта Вакканай на борту «Тайфуна-4» было 1212 дрифтерных сетей, предназначенных исключительно для лова лосося в поверхностном горизонте, 20 радиобуев, бамбуковые вехи, предназначенные для маркировки дрифтерных порядков. Кроме того, на судне находилось 10 тонн поваренной соли, большое количество упаковочной тары (10 тыс. штук), а также три японских специалиста в области поиска и переработки рыбы. Число экипажа было достаточное для того, чтобы вести круглосуточную работу по выпуску мороженой рыбы и пробойной соленой икры.

28 апреля 1999 года РТС «Тайфун-4» пересек исключительную экономическую зону РФ и направился в Конвенционный район северной части Тихого океана в поисках пригодных для лова мест. Конвенционный район – это район, который лежит вне экономзоны России, Америки и в котором стада лосося нагуливают жир. В открытой части моря не действуют законодательства стран, как говорится – лови не хочу. Но поскольку лосось затем мигрирует в материковские реки, давая работу сотням и тысячам предприятий, то в целях недопущения хищнического лова, правительства нескольких стран подписали соответствующую международную конвенцию, регулирующую рыболовный промысел в таких районах. Квоты на вылов рыбы выделяются по межправительственным соглашениям. За нарушения в конвенционном районе по российскому законодательству предусмотрена административная ответственность. Об этом сказано еще в постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 года. Кстати, последний закон об экономзоне, принятый Госдумой 17 декабря 1998 года не урегулировал вопросы ответственности за нарушения природоохранного законодательства в открытой части моря. Поэтому российские нарушители привлекаются еще по советскому законодательству.

Американский сторожевик задержал патрульное судно российской погранслужбы

29 апреля пошла рыбалка. Казалось, все было удачно, но тут на беду 4 мая к судну подошел корабль американской береговой охраны «Раш». Он застал «Тайфун-4» на горячем, а именно при выборке дрифтерных сетей. На борту судна отсутствовали опознавательные знаки и название. Также не было и речи о промысловом и технологическом журнале. При осмотре орудий лова помимо выбранных сетей, были и абсолютно новые, а также 1628 штук нерки (3420 кг), 188 экземпляров кеты (300 кг). «Тайфун-4» был приведен в порт Петропавловска-Камчатского. После подсчета выяснилось, что на борту морозильного траулера находилось 4.700 кг незаконно добытой рыбы. Прокуратура СВРУ возбудила уголовное дело.

Капитан РТС «Тайфуна-4» Василий Маталинов пошел в отказ, мол, осуществлял в Конвенционном районе природоохранные функции и наткнулся на браконьерские сети. Вот их и выбирал. Но собранные доказательства, протоколы осмотра, акты экспертиз, показания свидетелей однозначно свидетельствовали о вине капитана Маталинова. Ладно, допустим, сети нашел в море, а откуда взялась гофтара и соль? Было ясно, что сейнер незаконно добывал анадромные виды рыб в период с 29 апреля по 4 мая 1999 года на миграционных путях лосося к местам нереста.

Уголовное и административное дела были прекращены

Несмотря на то, что прокуратуру опытные специалисты из Камчатской инспекции РИОМБ предупреждали, мол, не заводите уголовное дело – ничего не добьетесь, а сразу подавайте в гражданский иск и траулер, вместе с орудиями лова будет конфискован. Прокуратура вела уголовное дело и все-таки выяснила азбучную истину – в открытой части моря не действует Уголовный Кодекс РФ. Дело было закрыто, и 14 октября 1999 года прокуратура возбудила дело об административном  правонарушении. А вот этого судовладельцы бояться больше всего. По Уголовному Кодексу дадут капитану какой-нибудь штраф, или условный срок, а вот в гражданском суде конфискуют пароход, дорогие сети, улов, и вдобавок оштрафуют на приличную сумму. Эта схема успешно отработана юристами Камчатской государственной морской инспекции ФПС РФ.

22 октября 1999 года и.о. прокурора майор юстиции Р.Е. Софронов направил председателю Петропавловск-Камчатского городского суда А.В. Милькову дело об административном правонарушении. Ровно через месяц дело было рассмотрено в суде и браконьера-капитана В. Маталинова простили. Дело в том, что согласно закону после прекращения уголовного дела человек может быть привлечен к административной ответственности не позднее чем через месяц после прекращения уголовного дела. А месяц в аккурат прошел. Будем считать, что суд просто был очень занят и не смог рассмотреть дело в течение месяца. Волокита прокуратуры и суда помогла избежать судовладельцу «Конкордия-сервис» конфискации судна, уплаты нанесенного ущерба в размере 1,5 млн. рублей, и штрафа в сумме 500 тысяч рублей.

21 декабря 1999 года и.о. прокурора Р. Софронов направил командиру в/ч 2376 капитану 1 ранга С.В. Щербакову письмо с просьбой вернуть представителю ООО «Конкордия-сервис» В.И. Аджарьяну 1211 дрифтерных сетей и 20 радиобуев, изъятых в ходе предварительного следствия и стоивших немалых денег.

Спонсорская помощь для пограничников

Никто кто знал, что днем ранее, 20 декабря 1999 года на свет появился Договор  №1. Сей двусмысленный документ стоит процитировать дословно.

«Мы, нижеподписавшиеся, командир войсковой части 9862 генерал-лейтенант Прохода Владислав Иванович, именуемый в дальнейшем ПОЛУЧАТЕЛЬ, с одной стороны, и представитель администрации ООО «Конкордия-сервис» Аджарьян Валерий Иванович, именуемый в дальнейшем СПОНСОР, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.СПОНСОР принимает на себя обязанность безвозмездно перечислить ПОЛУЧАТЕЛЮ в целях спонсорской помощи денежные средства для нужд частей и соединений СВРУ ФПС России.

2. Срок выполнения обязательства до 1 января 2000 года.

3. Юридические адреса сторон:

ПОЛУЧАТЕЛЬ: г. Петропавловск-Камчатский, 683032, проспект Карла Маркса, д. 1/2, Управление войск Северо-Восточного пограничного округа, лицевой счет 03120200003, ИНН 4101041593, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Камчатской области, расчетный счет 40105810600000010002, БИК 04300200

СПОНСОР: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Крюкова, д. 35, тел. (4242) 3-22-93, (4232) 3-22-80, факс 7-50-441 Банк….»

Договор скреплен гербовой печатью. Этот любопытный документ был изъят на квартире В.И. Аджарьяна сотрудниками РУБОП во время следствия по делу потопленного «Альбатроса-101». Так о нем бы никто никогда не узнал. И тогда в органах вспомнили, как судовладельцы «Тайфун-4» два года назад как-то ловко и скользко избежали крутых мер в виде конфискации судна, орудий лова, штрафов. Выше я уже сказал, что по оперативным данным спецслужб именно «Тайфун-4» был утопленным судном под именем «Альбатрос-101».

Ну и сколько же подбросили нищим пограничникам на поддержку штанов «спонсоры»? Согласно квитанции № 59823 от 24 января 2000 года в кассу СВРУ ФПС поступило 326.000 рублей. Наличными. Деньги были оприходованы кассиром в присутствии сотрудника прокуратуры майора юстиции В.И. Савицкого. Документов для основания приема никаких не было.

Вот что показал в одном из своих объяснений гендиректор ООО «Камчатресурс Лтд.»  Валерий Аджарьян: «Я действительно денежные средства в сумме 326.000 рублей внес в кассу воинской части 9862. Внесению денежных средств предшествовали следующие события. Просьба об оказании спонсорской помощи для в/ч 9862 исходила лично от командующего СВРУ Проходы В.И. Он обратился ко мне в связи с тем, что я в г. Петропавловске-Камчатском был представителем ООО «Конкордия-сервис», зарегистрированном в г. Южно-Сахалинске. В собственности данного предприятия находилось судно «Тайфун-4», которое было арендовано Сахалинским РИОБР для решения стоящих перед ними задач, впоследствии задержанное и доставленное в порт П-Камчатского. Насколько я понимаю,  указанные денежные средства в виде спонсорской помощи должны были компенсировать понесенные СВРУ ФПС расходы по задержанию судна, а также проводившиеся впоследствии экспертизы. После обращения ко мне Проходы В.И. я вышел на связь с руководством «Конкордия-сервис», которое согласилось оказать спонсорскую помощь в размере 326.000 рублей. Денежные средства в наличной форме были доставлены представителем сахалинской фирмы по имени Андрей, которого я никогда в Петропавловске-Камчатском не видел ни до его приезда, ни после отъезда. Получив указанные денежные средства, я созвонился с генералом Проходой В.И., который дал команду для оформления на мое имя пропуска, а так же сообщил, что возле финансовой части меня будет ждать офицер. Это был старший лейтенант, который подвел меня к кассе, куда я и сдал 326 тысяч рублей. По каким-то причинам у меня не хотели принимать эти деньги, однако потом они все же были приняты».

Впоследствии начальник финансово-экономического отдела СВРУ полковник Е.И. Рыженков признался, что Договор №1 о спонсорской помощи вместо командующего В.И. Проходы по просьбе прокуратуры подписал он и заверил гербовой печатью финотдела. Поэтому генерал Прохода вполне мог и не знать всей ситуации вокруг «Тайфуна-4». К тому же, на момент дачи объяснений Аджарьяна генерал уже убыл в Калининград, где возглавил пограничную группировку ФПС РФ. Тем более командующий Прохода был крайне осторожным и недоверчивым человеком, жестким по отношению к подчиненным и нарушителям природоохранного законодательства. Знающие люди говорят, что он никогда бы не пошел на подобный шаг, как просьба спонсорской помощи у проштрафившейся фирмы. Поэтому не зря главный финансист СВРУ полковник Рыженков написал собственноручно, что в Договоре №1 о спонсорской помощи расписался вместо командующего он. Вероятно сам Договор готовился на скорую руку без ведома командующего, так на всякий случай, чтобы хоть как-то оправдать получение денежной суммы от «спонсора».

Вот теперь, для вас, читатели, выстроилась вся логическая цепочка: выход «Тайфуна-4» из порта Вакканай на охрану биоресурсов под крышей погранслужбы РФ — незаконный промысел лосося в конвенционный зоне — задержание нарушителя береговой охраной США – возбуждение уголовного и административного производства камчатской пограничной прокуратурой – прекращение уголовного дела и административного производства, несмотря на явную доказательную базу – договор о спонсорской помощи – внесение наличных денег в кассу СВРУ — …

Евроремонт в прокуратуре

Вскоре после внесения денег в пограничную кассу в прокуратуре СВРУ ФПС был проведен почти евроремонт. Любо посмотреть. На спонсорские деньги была закуплена компьютерная и оргтехника. Помнится в прошлом году автор этих строк в августе встречался с заместителем прокурора Р.Е. Софроновым. Он негодовал по поводу публикации в нашей газете статьи «Кормилица граница», написанную мной совместно с майором ФПС Сергеем Дмитриевым.  Говорил, что именно журналисты повинны в травле армии, погранвойск и в том… что произошло в Чечне. Честно скажу, что Роман Евгеньевич мне лично нравится. Во-первых, мы примерно одного возраста. Во-вторых, он очень умный и опытный следователь, юрист. Я помню еще наши первые контакты, когда он был старшим лейтенантом, следователем гарнизонной прокуратуры, располагавшейся в бараке возле рынка на КП, и предоставлял мне информацию об уголовных делах по неуставным взаимоотношениям. Сейчас он пограничный прокурор российской погрангруппировки в Таджикистане. Высоко пошел. Но вот когда я поинтересовался в прошлом году у Романа Евгеньевича — откуда у следователей вместо обычных компьютеров ноутбуки (а ведь они очень дорогие) и на какие шиши они куплены, Роман Евгеньевич как-то уклончиво ушел от ответа. Так же он толком  не пояснил мне историю с «Тайфуном-4». Теперь мне все ясно. Удачи вам Роман Евгеньевич! Наверняка скоро вы станете генералом. Эпизод с «Тайфуном-4» будет всего лишь небольшим неудачным опытом в вашей биографии по привлечению к ответственности махровых браконьеров промышляющих под пограничной крышей.

Письмо адмирала в Усть-Большерецк

Но на этом история злополучного РТС «Тайфун-4» не закончилась. В новом 2001 году бывшая шхуна «Бонанза-301», она же «Тайфун-4», она же «Атлантик» осталась без названия. Судовладельцам требовалось выпустить ее на промысел любой ценой. Ведь медики утверждают, что морской белок очень полезен для человеческого организма. И этого белка надо принимать не меньше 18 кг в год. Не потому ли у японцев самая длительная продолжительность жизни на земном шаре (по статистике они в среднем съедают в год около 80 кг морского белка на человека в виде морепродуктов). Ведь основной их рацион оставляют морепродукты.  И они готовы платить немалые деньги за рыбу.

Как велико было желание хозяев «Конкордия-сервис» снова выйти в море под пограничной крышей. И так же бросать дрифтерные сети, выбирать их. Подсчитайте сами. На момент задержания «Тайфуна-4»  американским сторожевиком судно рыбачило 7 дней (с 29 апреля по 4 мая) и выловило 4.700 кг лосося. То есть 671 кг в день. А на «лжепатрулировании» шхуна должна была рыбачить 110 суток. Умножаем на 671. Получается 67 тонн. Но ведь они успели поставить лишь небольшое количество дрифтерных сетей. Если бы не американцы, то сотни и сотни тонн незаконно добытого лосося были бы доставлены в Японию. И судно бы совершало рейсы в порт, чтобы сдать рыбу, а назад в Конвенционный район везти снова соль и тару.

«Вести» уже как-то сообщали, что заместитель директора Федеральной погранслужбы России адмирал В. Логвиненко (раньше служил на Камчатке) пытался «отмазывать»  попавшихся в пограничные сети браконьеров. К примеру, однажды он  как бы порекомендовал не доставлять приморское судно-нарушитель в порт Петропавловска-Камчатского, а отпустить его в Южную Корею, где и будут произведены разборки по поводу неучтенной продукции. Но разве этого допустили бы южнокорейские власти? Для них нет понятия «российское браконьерство». Для них это бизнес родных фирм. Опять же пополнение рыбного стола для населения страны.

12 февраля 2001 года п. Усть-Большерецк на ул. Октябрьскую, 13-а президенту  ООО «Камчатресурс Лтд» В.И. Аджарьяну пришло высокое письмо.

«Уважаемый Валерий Иванович!

Департаментом морской охраны Федеральной пограничной службы Российской Федерации Ваше предложение о предоставлении судна для патрулирования районов промысла с должностными лицами морской охраны рассмотрено.

Для решения вопроса о заключении договора аренды (фрахтования на время) судна РТМС-01 с экипажем рекомендуем обратиться к командованию Северо-Восточного (г. Петропавловск-Камчатский) или Тихоокеанского (г. Владивосток) региональных управлений ФПС России.

С уважением

Заместитель директора ФПС России –

Начальник Департамента морской охраны        В. Логвиненко»

Обратите внимание, что в письме начальника Департамента морской охраны идет речь о каком-то РТМС-01 без названия. Так вот. Это и была злополучная шхуна японской постройки «Бонанза-301», она же «Тайфун-4», она же «Альбатрос-101». Письмо написано 12 февраля 2001 года. А через 9 дней пограничники засекли в экономзоне неопознанное судно, не реагировавшее на требования об остановке. Удиравшего пирата пришлось потопить, применив авиационную пушку и ракеты. Как вы уже догадались, это и был «Тайфун-4».  Теперь-то летчики порадуются, узнав подробно из этой статьи, кого им пришлось пустить на морское дно.  Браконьеру, промышлявшему под пограничной крышей и избежавшему ответственности, во второй раз уйти не удалось.

Потом спасшийся экипаж лепил горбатого, что они сами не знают, как очутились на этом пароходе, кто капитан, кто судовладелец. Только не для протокола кое-кто поведал все же оперативникам, кто они на самом деле. К сожалению, в уголовном деле таких показаний нет. Оно и понятно. Рыбакам тоже хочется жить. А за длинный язык можно оказаться там где и потопленное судно – на морском дне. По оперативным данным спецслужб за подобными пиратами стоят криминальные авторитеты Сахалина – Вася Якут, Тумба и др. Они то и имеют львиную часть доходов от браконьерства. А каждый такой пиратский пароход приносит в год в среднем 4-8 млн. долларов прибыли. Ради таких денег можно рискнуть и пойти под пограничные пули.

Да, совсем забыли сказать. В истории с «Тайфуном-4» был наказан начальник Сахалинской РИОМБ А.П. Милькин за то, что незаконно выдал удостоверение госинспектора Р.Н. Лакееву. Он был отстранен от должности и как в той басне, щуку решили утопить. Капитан 1 ранга погранвойск А.П. Милькин стал заместителем командующего Сахалинской пограничной группировкой.

Игорь КРАВЧУК

Поделиться в соцсетях


Пограничная крыша: Один комментарий

  1. Генерал-майор Владимир Борученко, бывший (до 1992 года) командующий Тихоокеанским пограничным ведомством:

    «Рыбинспекция – такое гнездо, куда я под пистолетом не толкнул бы пограничников. Но это было сделано в 98-м году. Власть сама пошла на то, чтобы развратить, разложить эту систему, которая занимается охраной государственных интересов.
    У пограничных руководителей разного ранга появился каждодневный соблазн вмешаться в распределение квот, организацию лова, вывоза добычи за рубеж».

    Февраль 2003 года.

Добавить комментарий для читатель Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>